Святые земли Русской
план-конспект урока по музыке

Сабирзанова Динара Ильсуровна

Святые земли Русской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatye_zemli_russkoy.docx15.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Святые земли Русской»

Задача: продолжить знакомство с русскими святыми в музыке и ИЗО, познакомить с образом преподобного Ильи Муромского Чудотворца.

- С. Прокофьев кантата «Александр Невский» (фрагменты)

   «Народные песнопения о Сергии Радонежском»

   Напев     Пустыни  О, Преславного чудесе»,

   «Баллада о князе Владимире»

слушание, исполнение

- Стихира «Земле русская»

вокализация главной темы,

слушание, сопост. С ИЗО

- Былинный напев об Илье Муромце

Разучивание, пластическое интонирование

- М. Мусоргский «Богатырские ворота»

- А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская» I ч.

вокализация главных тем,

слушание, сравнивание

- Песни о защитниках Родины

исполнение

        Чтобы настроить на тему раздела, на тему урока можно начать урок музыки с финала кантаты С. Прокофьева или с хора «Славься» М. Глинки. Вспомнить, что колокольный звон раздается с колокольни церкви, храма.

        Читаем поэтический эпиграф к разделу (с. 24-25) «И почти уж две тысячи лет стоит над землею немеркнущий свет…»

        Разъясняем, что две тысячи лет одной из мировых религий является христианская религия, в которой верующие поклоняются Иисусу Христу – «Спасителю мира».

        Читаем текст на с. 26 (разворот «Святые земли Русской). Пропеваем и слушаем фрагменты тех произведений, которые связаны с именами русских святых.

        Учитель рассказывает о новом для детей жанре церковной музыки – стихире.

(информация для учителя)

        Можно прочитать текст стихиры (в хрестоматии дан текст трех куплетов), можно выразительно прочитать начальный текст стихиры с детьми по учебнику (с. 26).

        Пропеваем мелодию стихиры в опоре на нотную запись. Обращаем внимание на напевную, плавную мелодию. Она строится на нескольких звуках, поэтому легко запоминается. Распевы роднят эту мелодию с протяжными русскими песнями.

        Учитель может сыграть партитуру для смешанного хора, чтобы подготовить восприятие этой музыки в записи.

        Слушаем стихиру – торжественную песнь-гимн. Она создает ощущение величия, праздничности, торжественности.

        Рассматриваем изображение князя Владимира и княгини  Ольги, а также икону Всех святых в земле Русской просиявших.

        Обращаем внимание на надпись на древнерусском языке – «Образ всех святых на земле Русской просиявших» (икона – в переводе с греческого – образ, изображение), изображение в верхней части Святой Троицы (об иконе А. Рублева «Троица» на с. 70-71 учебника IV класса) многочисленные группы святых со светящимися нимбами (символами святости) над головами. Композиция иконы – повторяющиеся контуры групп людей словно «притягиваются» к центру, к образу Богоматери заступницы и защитницы. Краски на иконе – сочные, яркие, контрастирующие с одеждами святых.

        Эмоциональный тон иконы созвучен стихире «Земле Русская».

        Ещё одним святым русской земли был былинный богатырь Илья Муромец (учебник с. 28 – фрагмент картины В. Васнецова «Богатыри»). Читаем текст на с. 28. каким показаны Илья Муромец на картине?

        Учим былинный напев в опоре на нотную запись. Подчеркиваем в исполнении ее величавость, неторопливость повествования, размеренность (можно напомнить былину о Добрыне Никитиче, о Садко и Морском царе). Пение былинного напева можно сопровождать движением рук, имитирующими игру на гуслях.

        Этот былинный напев стал широко известен благодаря семье знаменитых  русских сказителей и собирателей народного фольклора – Рябининых, которые в течение века бережно записывали, обрабатывали и распространяли народные напевы не только в России, но и за рубежом.

        Читаем об Илье Муромце дальше (с. 29). Каким показан Илья Муромец на иконе (пожилой, даже старый, строгий лик в монашеской одежде).

        

        Слушаем «Богатырские ворота» М. Мусоргского (оркестровое звучание из фонохрестоматии 2 класса). Напоминаем, что тема «Богатырских ворот» повторяет тему пьесы «Прогулка» рефрена сюиты, но звучит иначе – в увеличении – медленно, мощно, размашисто. Тему можно спеть с четвероклассниками.

        По другому звучит главная тема I ч. Симфонии А. Бородина. Учитель играет тему на фортепиано, дети определяют характер. Разучиваем тему по нотам (с. 29). Обращаем внимание на как бы «втаптывание» основного звука «ми» (тоники), своеобразие ладового наклонения (пониженная II ступень), сочетание минора с мажором (ладовая переменность), чередование коротких длительностей с остановкой на долгом звуке (тему можно спеть и по нотам, и на какой-либо слог, следует избегать форсированного звука, добиваться компактного звучания голосов).

Слушаем.

Главная тема звучит мужественно, сурово, мощно, грозно, (кряжисто), вызывая представление о непреодолимой «великой силе». Тема звучит в низком регистре у струнных (унисон). Вторая – лирическая тема – широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими песенно-распевными интонациями. Она оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателей в «место действия» - далекие степи. Мягко звучат виолончели. Постепенно тема приобретает более напряженный характер, слышен напряженный ритм скачки, возникает звуковое нарастание, воображение рисует картины богатырских схваток, поединков.

В завершении, как итог, могучей, тяжелой поступью исполина вновь проходит в оркестре главная богатырская тема.

Вспоминаем песни о защитниках Родины («Солдатушки», «Славны были наши деды», «Вспомним братцы Русь и славу», «Учил Суворов», «Песню о маленьком трубаче»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Святые земли Русской!"

Урок памяти Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря на Волоколамской  земле, соратника и ученика Сергия Радонежского...

Святые земли русской. А.Невский.

Презентация на тему "Святые земли русской. А.Невский"...

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг....

Урок в 4 классе по теме: "Святые земли русской"

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;2) научить опред...

Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...

Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...