Русские композиторы в годы Первой мировой войны
учебно-методический материал по музыке

Русские композиторы в годы Первой мировой войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_kompozitory_v_gody_pervoy_mirovoy_voyny.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чуканова Зоя Григорьевна

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский музыкальный колледж»

г. Димитровград

Русские композиторы в годы Первой мировой войны

Стравинский Игорь Федорович (1882-1971)

к началу 1 мировой войны  был уже известным композитором (32года).

Сергей Дягилев, организатор «Русских концертов» в Париже, присутствующий на концерте Стравинского, где исполнялась сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка»   высоко оценил талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и  «Весна священная» (1913). В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно.

      В начале 1914 года, перед началом Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны.

      Вершиной, так называемого, «русского периода» была «Свадебка», которую композитор определил как «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты» (1вариант - 1917г., 2 - 1923г.), и которые имели большой успех. Среди сочинений этого времени — опера «Соловей» по сказке Х. К. Андерсена (1914)

В 1915-1916 годах Стравинский написал вокально-инструментальное произведение «Байка про лису, Петуха, Кота да Барана», где разделены функции поющего и играющего актеров. Подобное произведение «История солдата» (1918) - играемая, танцуемая и читаемая.

С 1920 года Стравинский — преимущественно в Париже, с 1940 - в США, лишь однажды приезжал в Советский Союз в 1962году.

Умер композитор в 1971 году, похоронен в Венеции, рядом с женой.

     Взгляды Стравинского на значение музыки впечатляют философско-эстетической широтой. «Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем», — такой вывод делает композитор в «Хронике». Поможет оценить это высказывание то, что оно сделано непосредственно после упоминания о начале Первой мировой войны, то есть далеко не случайно.

                    Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) -

великий русский композитор, пианист, дирижер.  Автор 4 фортепианных концертов, 3 симфоний, 3 одноактных опер («Алеко», Франческо да Римини», «Скупой рыцарь»), кантаты «Весна», поэмы для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола», 2-х циклов прелюдий, 2-х циклов этюдов-картин, 71 романса и многих других произведений.

     Разразившуюся мировую войну 1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же «военного сезона» Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н.Скрябина, умершего в 1915 году.

Рахманинов наряду со Скрябиным - одна из центральных фигур в русской музыке 1900-х годов. Их называли «властителями музыкальных дум» Творчество этих двух композиторов привлекало к себе особенно пристальное внимание современников, о них часто спорили, сравнивая между собой. Для такого сопоставления имелись чисто внешние поводы: оба - воспитанники Московской консерватории, окончившие ее почти одновременно и учившиеся у одних и тех же педагогов (Танеева, Аренского), оба сразу же выделились среди своих сверстников силой и яркостью дарования, получив признание не только как высокоталантливые композиторы, но и как выдающиеся пианисты. Критики отмечали: «В творчестве Рахманинова и Скрябина чувствуется трепетный тон современной, лихорадочно-напряженной жизни. Оба - лучшие надежды современной России».

Одним из самых ярких произведений Рахманинова является вокально-симфоническая поэма «Колокола» на стихи Эдгара По в русском переводе К. Д. Бальмонта, написанная в пору творческой зрелости Рахманинова в 1913 году,  накануне Первой мировой войны.

Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки «Колоколов» наполнен предчувствием грядущих трагических перемен. В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути.

Подобным настроением проникнуто и следующее произведение композитора  «Всенощное бдение» (1915г.). Асафьев писал: «Самым значительным созданием Рахманинова является изумительная музыка его «Всенощной» для хора без инструментального сопровождения».

В годы 1 мировой войны были написаны:

«Сирень» - транскрипция для фортепиано  написана в декабре 1914 года.

«Из Евангелия от Иоанна» для голоса с фортепиано. Произведение написано Рахманиновым в 1915 году.

Композитор писал и романсы (ор.38) Это три романса: «Ночью в саду у меня» на слова А.Блока из А.Исаакяна, «К ней» на слова А.Белого,
«Крысолов» на слова В.Брюсова. Они написаны в сентябре 1916 года в Ивановке.

 Романсы «Ау» на слова Бальмонтона, «Сон» на слова Ф.Сологуба написаны осенью 1916 года в Москве. В романсах этого цикла, написанных на слова русских поэтов-символистов, тесно переплетается лирико-психологическое начало и образы опоэтизированной природы.

В августе-ноябре 1916 года Рахманиновым созданы Этюды-картины (ор.39).  Этот цикл достойно завершает камерное фортепианное творчество композитора дореволюционного времени. Блестящая виртуозность сочетается в них с глубиной содержания, с великолепной красочностью разнообразных музыкальных картин.

Работа над Четвертым  фортепианным концертом была начата Рахманиновым в мае 1914 года в Ивановке. В связи с напряженной обстановкой в России, концертной деятельностью работа над произведением была прервана. Концерт был закончен только в 1926 году в эмиграции. В нем нашли отражения мысли Рахманинова о Родине, об Ивановке.

Экскизы трех русских песен были сделаны Рахманиновым в 1916 году, а закончены они были только в эмиграции в 1926 году. Русские песни:
«Через речку, речку быструю», «Ах ты, Ваня», «Белолицы, румяницы вы мои» проникнуты мыслями композитора о Родине.

Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворот в России временный.

Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы.

Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке.

Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность

Композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны.

Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Особенно любил он слушать русские песни в исполнении замечательного Краснознаменного ансамбля.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. Умер Рахманинов в 1943г.

Композитор является одним из наиболее ярких и типичных представителей поэтического реализма 900-х годов, основная тенденция которого была удачно сформулирована В. Г. Короленко: «Мы не просто отражаем явления как они есть и не творим по капризу иллюзию несуществующего мира. Мы создаем или проявляем рождающееся в нас новое отношение человеческого духа к окружающему миру».

Скрябин Александр Николаевич (1872-1915) -

 автор трех симфоний, симфонических поэм «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» (1910), многочисленных фортепианных произведений. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры.  Лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Таким образом, Скрябин стал первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма.  Скрябин писал:  «В основе всего лежит любовь к жизни, к  деятельности, к познанию. Музыка жива мыслью. К жизни, к жизни! Люди, звери, цветы и камни. Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях.  Это активная энергия вселенной, творческий принцип;  это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода».  

Летом 1914 года вспыхнула первая мировая война. Она казалась Скрябину лишь необходимым, но переходящим этапом к дальнейшим мировым катастрофам. «Войной это дело не ограничится,— говорил он,— после войны пойдут огромные перевороты, перевороты социального характера... восстанет Китай, Индия, проснется Африка...» И тут же добавлял, истолковывая все, как обычно, на свой фантастический лад: «В ближайшие годы мы проживем тысячи лет».          Зима 1914-1915 года прошла в работе над последним произведением Скрябина - мистерией «Предварительное действо для солистов, хора и оркестра», которая по замыслу автора должна была объединить человечество. К концу 1914 года был готов текст.  Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Ему готовили партитуру в 70 строк по специальному  заказу в издательстве Юргенсона. Но замысел так и остался незавершенным ( в следствие смерти).
Как показывает его название, оно должно было явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии» — ее, так сказать, «облегченным» вариантом.

«Мистерия» о создании которой мечтал Скрябин, представлялась ему, как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! В нем не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей. Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой какой-то грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры, духовного обновления человечества.

На формирование скрябинской идеи «Мистерии» оказали влияние распространенные среди некоторой части интеллигенции мистические «учения». Местом исполнения «Мистерии» Скрябину представлялась Индия, «действие», исполняемое в течение семи  суток, должно было совершаться в специально построенном для этого храме с куполом в форме полушария, стоящем на берегу озера так, чтобы вместе с его отражением в воде образовалась форма шара — самая совершенная форма

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения - «Мистерии», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира.

Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии  соединение мирового Духа с Материей. Скрябин был убежден  в великой, преобразующей жизнь, силе искусства.

В идее «Мистерии», несмотря на ее предельную фантасмагоричность и оторванность от реальной действительности, своебразно отразилась конкретная историческая обстановка эпохи. Ощущение неминуемой гибели существующего строя, назревающий кризис буржуазного общества по-своему ощущали и те, кто приветствовал грядущую революцию, и те, кто, ее страшился. Ожидание великих социальных переворотов в мистически настроенных кругах интеллигенции, приобретало форму предчувствия «мировых катастроф» и гибели, наполняло их страхом и вызывало глубоко пессимистические настроения. Этого рода настроения нашли особенно яркое отражение в творчестве некоторых поэтов-символистов.

Бальмонт.

«Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество

Моя пустынная душа!»

Однако в отличие от многих своих современников Скрябин был принципиально далек от упадочных, пессимистических настроений. Наоборот, с момента возникновения идеи «Мистерии» им овладевает огромный душевный подъем. Осознав свою основную, как ему казалось, жизненную «миссию», он проникается глубоким оптимизмом. «Мистерия» представлялась ему великим, радостным праздником освобождения человечества, а назревающие социальные бури воспринимались как признаки постепенного приближения к этому празднику. Ещё в 1906 году, он писал бывшей своей ученице М. Морозовой: «Политическая революция в России... и переворот, которого я хочу,— вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и всякое брожение, приближает наступление желанного момента».

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде (исполнял он только свои произведения). Вернувшись в Москву, он вдруг почувствовал себя плохо. Пришлось отложить намеченный концерт, предназначавшийся для сбора средств в помощь пострадавшим от войны.  Скончался великий композитор ранним утром 27 апреля 1915 года от заражения крови.
Валерий Брюсов написал сонет «На смерть А.Н.Скрябина»

Он не искал минутно позабавить,

Напевами утешить и пленить;

Мечтал о высшем: Божество прославить

И бездны Духа в звуках озарить

                                           Металл мелодий он посмел расплавить

                                           И в формы новые хотел излить;

                                           Он неустанно жаждал жить и жить,

                                           Чтоб завершенным памятник оставить.

Но судит Рок. Не будет кончен труд.

Расплавленный металл бесцельно стынет

Никто его, никто в русло не двинет.

И в дни, когда Война вершит свой суд,

И мысль успела с жатвой трупов сжиться,-

Вот с этой смертью сердце не мирится!

30 апреля 1915г.

 

Список используемой литературы

  1. Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин. – М.: Музыка, 1982.
  2. Васина Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. Санкт- Петербург, 1984.
  3. Дельсон В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1971.
  4. Друскин М.С. Стравинский. Музыка ХХ века.  М.: Музыка, 1984.
  5. Житомирский Д.В. А.Н.Скрябин. Музыка ХХ века. М.: Музыка, 1977
  6. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973.
  7. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: 1990.
  8. Соловцов А.А. Сергей Рахманинов. М.: Музыка, 1969.
  9. Стравинский. Диалоги. Л., 1971.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие транспорта. Экономика края в годы Первой мировой войны.

Конспект и презентация для урока кубановедения в 9 классе....

Енисейская губерния в годы первой мировой войны

Презентация рассказывает о Енисейской губернии в годы Первой мировой войны...

Липецкий край в годы Первой мировой войны

1 августа 2014 года будет отмечаться трагическая дата- 100 лет с начала Первой мировой войны, принесшей России и многим другим странам страшные бедствия. Она была порождена противоречиями империализма...

Всероссийский конкурс "Забытая Война". Кубань в годы Первой Мировой войны.

История-сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (М. Сервантес)...

Забытая война. Архангельск в годы Первой мировой войны

представлены материалы и фотографии из истории Архангельска периода Первой мировой войны...

Наши земляки в годы Первой мировой войны

Данный классный час подготовлен для учащихся 9 класса с целью ознакомления с забытыми страницами первой мировой войны.  Данная работа представляет разработку классного часа и презентацию, сопрово...

Нижегородская губерния в годы Первой Мировой войны

В презентации собран материал о развитии экономики Нижегородской губернии в годы Первой Мировой войны...