Урок музыки в 7 классе "Героическая тема в русской музыке"
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Иноземцева Татьяна Владимировна

Цель: выявить характерные особенности музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений, отражающих героические темы, рассуждать по поднятым проблемным вопросам, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.

Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.

Запланированные результаты:

Личные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности и национальности;

Метапредметные результаты:

- способность самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач;

- умение анализировать собственную образовательную деятельность, адекватно оценивать правильность или неточность учебной задачи и собственную способность ее решать, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Предметные результаты:

- формирование основ музыкальной культуры студента как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, связанных с театром, кино, литературой, живописью;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-образовательной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки в  7 классе.

Тема: «Героическая тема в русской музыке»

Цель: выявить характерные особенности музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений, отражающих героические темы, рассуждать по поднятым проблемным вопросам, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.

Тип урока: урок обобщения и повторения знаний.

Запланированные результаты:

Личные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности и национальности;

Метапредметные результаты:

- способность самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-познавательных задач;

- умение анализировать собственную образовательную деятельность, адекватно оценивать правильность или неточность учебной задачи и собственную способность ее решать, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Предметные результаты:

- формирование основ музыкальной культуры студента как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, связанных с театром, кино, литературой, живописью;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-образовательной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

Средства обучения: компьютер, отрывки видеофильма «Александр Невский», музыка из опер М.И.Глинки «Иван Сусанин», кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». « УМК: Учебник « Музыка 7 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Ход урока

Эпиграф к уроку.

Нету счастья выше, нету чести выше
Чем любимой Родине служить. (А.С.Ерикеев)

I Организационный момент.

Здороваются.

Звучит гимн

II Мотивация. Актуализация. Целеполагание.

Сейчас мы исполнили торжественную песню ,которая называется,,,,,, (Гимн)

На прошлых уроках мы с вами знакомились с  понятиями музыкальных образов, музыкальных терминов,  давайте с вами повторим, я задаю вопрос ,а вы быстро  отвечаете на него.

  1. Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. (Вокальная)
  2. Музыкально драматическое произведение ,действие в котором передается средствами танца и пантомимы?(Балет)
  3. Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют? ( Опера)
  4. Как называется песня в опере?  (Ария)

И немного повторим нотную грамоту. Я показываю карточку, а вы называете определение.

  1. Скрипичный ключ.
  2. Нотный стан.
  3. Нота до
  4. Но ми
  5. Звукоряд.
  6. Басовый ключ.

Молодцы с заданием повторением справились.

Прочитайте эпиграф к уроку. И просмотрите видеофрагмент песни. Давайте  сформулируем  тему урока.

Звучит песня (от героев былых времен)  Автор песни великой отечественной войны В. Златоустовского.

Какая эта песня? О чем поется в тексте?

Прежде чем поговорить о музыке, которую Вы прослушали, мне хочется обратить ваше внимание на одни слова, послушайте.

Умирая,  не умрет герой-

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

Учитель: Что вы видите?

Дети: литературный текст, стихи…

Учитель: Прочитайте стихи с выражением (попросить кого - либо).

А теперь посмотрите на изображение. Кто изображен? Правильно А.Невский,а кто он такой?

Учитель: Что же необычного вы видите?

( П. Корин «Александр Невский»)

Ответы детей. Александр Невский великий полководец Древней Руси, новгородский князь.

Учитель.  Мы видим Великого воина, он  был доблестным воином, всегда сражался храбро и в самой гуще битвы. Имел твёрдый и неуступчивый характер, а его личность имела все качества неоспоримого лидера.

Учитель: Итак ребята, Мы услышали? Мы прочитали? Мы увидели? Что? (песню, стихи, картину).О чем эта песня,стихи и картина?

Дети О воинах,о доблести.

Учитель о героях и их подвигах, о мужестве и храбрости и так о чем же мы будем говорить сегодня? Предположите..

Ответы детей. О доблести,о мужестве,о славе.

Мы будем говорить о героической теме в русской музыке.

Открыть тему на доске. Запишите тему в тетрадь. 19.10.2022.

Итак, тема нашего урока запишем в тетради. Героическая тема в русской музыке.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре).

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Бессмертные произведения музыки: канты неизвестных авторов XVIII века, опера Михаила Ивановича Глинки, кантата Сергея Сергеевича Прокофьева, симфонии Людвига ван Бетховена, так же как и сочинения современных композиторов — Валерия Александровича Гаврилина, Валерия Григорьевича Кикты, современный композитор Ярослав Дронов и другие, прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство человека. Идея героизма, народного патриотизма, сопротивления ударам судьбы — одна из ведущих в искусстве.

Героические образы широко и разнообразно воплощены в музыке русских композиторов.

«Богатырская симфония» и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. 

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства.

Почему?

Ответ учащихся:…

2. Прослушивание отрывков музыкальных произведений. Сейчас работа в группах. Слушаем музыку и работаем со словарем эстетических эмоций определяем характер музыкального произведения.

1. Слушаем

Сейчас мы с вами прослушаем несколько частей из музыкальных произведений, а вы подумайте, какие детали свидетельствуют о том, что звучит музыка патриотического характера?

 Звучит музыкальный фрагмент

С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” Вставайте люди русские.

Крупнейший композитор в Советском Союзе. пианистдирижёр, музыкальный писатель, Народный артист РСФСР.Написал 8 опер и 8 балетов.«Александр Невский», «Петя и волк», « Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» и многие другие. Любовь к музыке привела ему его мама. А в 5 лет Прокофьев сочинил первое произведение.

(Чтобы выразить героические образы, композиторы обратились к мощным звукам духовых инструментов и построили их на звуках доступной им естественной гаммы. Так, постепенно сигнальные фанфары духовых в последовательности звуков природного масштаба стали ассоциативно ассоциироваться с образами героического, возвышенного. Естественно, дирижер также стремится передать их с помощью "героического" жеста — поднятой руки.)

Это эпическая, былинная, повествующая о героических подвигах и славе русского воинства тема Руси, сильной, мощной и величественной.

Подумайте,  каким перед вами предстает Александр  Невский в этой музыке?  Определите его музыкальный портрет.

- Каков характер прозвучавшей музыки? Выберите слова из словаря 1 группа. Что она напоминает? Какой музыкальный жанр?

  Ответы детей.   

 Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

Учитель.

- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.

Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа? Что  русский народ сильный и мужественный.

- Конечно же.

Какую характеристику можете дать этому произведению. ( Работа со словарем)

Слушаем следующее музыкальное произведение.

Слушаем. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония”.

Русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик. Участник «Могучей кучки» , закончил медицинскую академию,но музыка ему нравилась больше 18 лет писал оперу князь Игорь таки не закончив ее умирает, оперу завершили его последователи.

Основная тема симфонии. Это зерно, из которого вырастает музыка всей I части. Музыка мужественная, суровая, героическая – воплощает основной богатырский образ произведения.

Как звучит героическая тема в этом произведении?

Тема звучит как могучий призыв, боевой клич. Могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники с энергичной «раскачкой» придают теме необычайную утверждающую силу и решительность.

Интонационно тема родственна речевым возгласам и русским былинным напевам.

Работа со словарем. Какой характер звучания музыки.

Слушаем. М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”. 1 Июня 1804 – 15 Февраля 1857 гг. (52 года) Русский композитор, родоначальник русской классической музыки.

Уже в 10 лет Глинка умел играть на фортепиано и скрипке. Автор опер "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин",1836) и "Руслан и Людмила (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы-народной музыкальной драме и опере-сказке, опере - былине.

Патриотическо-героико-трагическая опера" - так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.

Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русского песенного творчества и польской танцевальной и инструментальной музыки. В опере трудным периодом в жизни русского народа является война с поляками.

Давайте подумаем: героизм русского народа, в чѐм же и как он проявляется?

Д: Защита своей Родины в трудное для страны время. Подвиг во имя родины.

Давайте дадим характеристику этому произведению.

Ответы детей.

Слушаем композицию.» Встанем» Ярослав Дронов псевдоним (Шаман)

 Родился в 1991 году популярный российский певец, поэт и композитор. За плечами артиста три музыкальных образования и многолетний опыт сценической деятельности. Он самостоятельно продюсирует свое творчество и является автором слов и музыки всех своих песен. SHAMAN добился популярности благодаря интернету. Его хиты «Встанем» и «Я русский» надолго захватили тренды соцсетей и сделали его в 2022 году самым обсуждаемым артистом в стране. Певец также стал самым популярным российским артистом по числу поисковых запросов в Яндексе, набрав 3,5 млн показов за месяц.

У вас на столе у каждой группы информация о Великих композиторах, зачитайте ее  вслух соседней группе и  составьте по два вопроса из прочитанного, а соседняя группа пусть  ответит на эти вопросы.

Мне хотелось бы еще сказать, что  воспевали героические подвиги русского народа  не только русские классики , но и наши современники и вот о таком  композиторе и исполнителе, я хочу   рассказать это  Ярослав Дронов  (псевдоним Шаман) , да Он наш с вами современник. Который,  слова и музыку песен пишет самостоятельно. В его песнях переплетаются современные музыкальные мотивы с элементами этнического вокала, этот певец и композитор пишет песни разного жанра, поп-музыкафолкрокрэп,русский шансон[ и

 патриотические  в том числе.  Музыкальная  композиция  «Встанем»  написана в  феврале 2022 года  мощная и по своему качеству относит нас к пласту патриотических советских песен, Песня посвящена памяти героев Великой Отечественной войны. Так же у него есть композиция «Я русский» которая звучит не только в России , но и в других странах.

Давайте послушаем композицию «Встанем» и попробуем ее исполнить.

Исполнение песни.

Давайте подведем итог нашему уроку.

Что вы нового узнали на уроке?

Какая форма  работы на уроке  вам  понравилась  больше всего?

Какое чувство в вас вызвали музыкальные произведения и песни, прозвучавшие на этом уроке?

Д: (По одному отвечают) Чувство патриотизма, гордости за свой народ, ощущение радости, уважения к народным героям, самые светлые, прекрасные чувства любви к большой и малой Родине.

Человек далеко не всегда может передать словами, что испытал он во время слушания музыки, но пережитое навсегда остаѐтся в его душе… Я надеюсь, что и в вашей душе тоже!

Я хотела бы, чтобы вы продолжили мои слова  « Я хочу, чтобы  на русской земле не переводились герои, и мы жили…..»под мирным небом и повсюду была красота.

«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Спасибо за урок. Всем «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по музыке «П.И.Чайковский – душа русской музыки».

В хаотичном потоке бескрайних возможностей получить любую информацию можно утонуть. Трудно в течение всего одного урока в неделю получить полное представление не то что о музыкальных направлениях в оп...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

Презентация занятия по теме "Возникновение русской музыки"

Презентация урока "Возникновение русской музыки"...

урок музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи"

Открытый урок по музыке в 7 классе, ярко раскрывающий межпредметные связи. На уроке отчётливо продемонстрирована героическая тема через музыку, литературу, живопись....

Презентация "Героическая тема в русской музыке"

Данная презентация, используемая на уроке систематизации знаний, позволяет повторить и закрепить пройденный материал по теме "Героическая тема в русской музыке"....

Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...