Танцевальная музыка
методическая разработка по музыке
Танцевальная музыка - один из любимых жанров у детей. Практически с самого начала обучения игре на инструменте в учебный реперуар вводятся различные танцы. В данной работе рассматриваются основные танцы, существовавшие в 16-19 веках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsevalnaya_muzyka.docx | 34.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Танцевальная музыка
Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются с помощью пластических движений тела под музыку. Потребность выразить свои эмоции сделала танец спутником жизни человека. Танцы существуют с незапамятных времен. На ранних этапах танцы носили ритуальные функции. У многих народов обрядовые танцы существуют до сих пор. Они часто связаны с играми, действами. Позже танцы приобрели развлекательное значение, как форма проведения досуга. Кроме народных танцев возникли придворные, салонные и бальные танцы.
Танцы сопровождались музыкой: вокальной, вокально-инструментальной и чисто инструментальной.
Важной особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, повторность какой-либо характерной ритмической формулы. Благодаря этому легко узнать танцевальную и нетанцевальную музыку, легко отличить один танец от другого. Так, не спутать вальс с полькой или лезгинку с полонезом. Роль ритма в танцевальной музыке настолько велика, что у многих восточных народов (узбеков, китайцев), у африканских негров и американских индейцев и в наши дни танец нередко сопровождается только одними ударными инструментами (бубном, барабанами).
Существенную сторону танцевальной музыки составляет ее мелодический рисунок – песенный или инструментальный. У одних народов он богаче, красочнее, у других – более лаконичный, сдержанный.
Каждый тип танцевальной музыки отвечает характеру народа, его жизни, истории, национальному духу. Вот как говорил об этом Н.В. Гоголь: «Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
Хореография того или иного танца обычно живет столько, сколько живет танец, а затем с изменением стиля жизни и моды исчезает. Жизнь музыки танца намного продолжительнее. Она сохраняется в инструментальных (да и в вокальных) жанрах долгое время. Такова судьба сарабанды, менуэта, полонеза и других танцев.
Старинные танцы
В 16–17-м веках танцы в Европе были очень разнообразными. Среди них были медленные, плавные танцы-шествия (павана, аллеманда, сарабанда, чакона), или умерено-быстрые, скользящие (куранта, менуэт), наконец, быстрые, с прыжками и подсоками (гальярда, бурре, гавот, жига).
Почти все эти танцы народного происхождения, но в городской обстановке претерпевают значительные изменения и далеко уходят от своих народных истоков. Став частью придворного ритуала, прославляющего величие и блеск аристократии, пышность придворного быта, некогда живые и непосредственные, народные танцы приобретают черты сдержанности, закругленности, подчас становятся чопорными и напыщенными.
Старинная танцевальная сюита
Из танцев возникли первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения. Самый первый цикл – это объединение двух танцев: быстрой гальярды и медленной паваны.
Много веков назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами – от французского слова suite – последовательность.
Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Танцы эти объединяются по принципу контраста: после медленного, плавного танца идет подвижный, прыжковый. Со временем они стали дополняться другими – изящным менуэтом, жеманным гавотом, шутливым бурре , веселым ригодоном. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части – прелюдия, ария, каприччио, рондо.
Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни и для оркестра. Их создавали многие композиторы 18-го века, но наиболее знамениты сюиты И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
Сколько бы ни было частей в сюите, обязательными являлись четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту торжественно открывала аллеманда.
Аллеманда – (в переводе с французского – «немецкий») – популярный в 16-м веке танец: неторопливый, в двухдольном размере, с плавной мелодией серьезного характера. Ее любили и в быту, и при дворе. Она звучала при встрече высоких особ – князей, графов, герцогов. Под звуки аллеманды двигалось торжественное шествие придворных, поэтому она напоминает марш. Считается, что танец отразил характер приветственной музыки, исполняемой трубачами при вступлении князей в город или замок, позже – это торжественный выход и танец придворных.
Аллеманда состояла из салюта кавалеров и реверанса дамы и самого танца – спокойных шагов, различных положений рук. Танцующие двигались парами друг за другом до конца зала, делали поворот на месте и продолжали танец в обратном направлении.
Аллеманда, возникнув в середине 16-го века, к концу этого же века исчезает и появляется снова во второй половине 18-го века, сделавшись более подвижной. В 18-м веке аллеманда стала частью старинной сюиты.
Сарабанда – это старинный танец испанско-мавританского происхождения. История происхождения до конца не раскрыта. Упоминается с 1583 года. Вероятно, возникла под влиянием не только андалузских, но также арабских и мексиканских народных танцев. Более того, долгое время бытовали две разновидности сарабанды: быстрая и медленная. Вначале танец был народным, исполнялся только женщинами, живо и темпераментно под аккомпанемент кастаньет, гитары, пение танцующих.
В начале 17-го века сарабанда – это придворный парный танец в Испании и Франции, медленный, торжественный и плавный. Танец трехдольный, с тяжелым аккордовым сопровождением. Для ритма сарабанды характерна синкопа на второй доле. Этот ритм пережил и сам танец, и его вторую сюитную жизнь. Его можно услышать и в произведениях композиторов 19-20-го веков. Он придает музыкальным образам суровость, мрачную торжественность (Бетховен – «Эгмонт», Стравинский – балет «Агон»).
Не случайно в Испании сарабанда сопровождала торжественные шествия и духовные процессии, как, например, вынос плащаницы в страстную пятницу. Скорбный, сдержанно-страстный характер сарабанды в известной мере близок похоронным маршам.
Разновидности сарабанды – чакона («всегда то же», то есть тот же бас) и пассакалья (pasar – проходить, calle – улица)– вариации на тему, неизменно проходящую в басовом голове. В 17 веке сарабанда – самый популярный из медленных европейских танцев.
Куранта – («бегущая, текущая») – французский придворный танец, подвижный, со сложными затейливыми движениями, трехдольного размера, начинался с затакта. Куранта исполнялась скользящими шагами. Фигуры ее отражались в затейливо-узорной музыке.
Куранта была простая и сложная. Сложная имела пантомимический характер: три кавалера приглашали танцевать трех дам. Дамы отказывались, Кавалеры становились перед дамами на колени, и уже после этого начинался танец.
В 16-м веке это был не столько танец, сколько танцевальная игра, с прыжками, очень живая и веселая. Глядя, как резвится в куранте молодежь, старые люди ворчали о падении нравов. Но прошло время и куранту вытеснил другой трехдольный танец – менуэт, а куранта «остепенилась» и вошла как чисто инструментальная, хотя и танцевально-ритмичная музыка, в состав сюиты. Это было в первой половине 18-го века.
Жига – старинный английский танец народного происхождения. Музыка быстрого, стремительного движения, с триольным, часто пунктирным ритмом. Излюбленные размеры жиги – 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Своими активными триольными фигурами жига напоминает зажигательную итальянскую тарантеллу.
Танец парный, веселый и непринужденный. Во время танца исполнители не соединяли рук.
Название свое – (в переводе «жига» означает «окорок») – получил от несколько ироничного обозначения сопровождавшей его виолы, старинного смычкового инструмента, который имел продолговато-выпуклую форму.
Особенно этот танец был популярен в Англии. Известно, что во времена Шекспира жигой заканчивались народные театральные представления – фарсы.
В 17-18-м веках жига становится салонным бальным танцем, но продолжает бытовать и в народе. В частности, она была любимым матросским танцем. Ее часто так и называют – «танец моряков». Моряки исполняли ее как сольный танец.
В старинной сюите жига – самый быстрый танец. Она является финальным танцем сюиты, ее эффектным завершением.
Гавот – довольно подвижный французский танец. Размер 4/4 или 2/2, с большим затактом. Среднюю часть гавота нередко составлял мюзет, танец пасторального характера.
Гавот родился в 16-м веке и был популярен почти три века. Зародился гавот в хороводах, но уже в 17-м веке он становится придворным танцем, что делает его более утонченным, несколько жеманным и манерным. Как правило, исполнялся одной парой. Гавот состоял из легких, скользящих движений, изысканных реверансов и изящных поз. Для него характерны пластичные, мягкие движения рук. Легкие наклоны и повороты корпуса и головы особенно подчеркивают изящество, галантность танцевальных движений.
В 19-м веке применяют эпизодически, но даже в наши дни гавот отплясывают в некоторых районах Франции.
Современные композиторы используют гавот для стилизации. Так, юный С. Прокофьев вставил его в свою «Классическую симфонию» как самостоятельную часть цикла.
Бурре – этот старинный французский танец совершил в своей истории несколько превращений: зародился в провинции – стал придворным, был двухдольным и трехдольным – стал четырехдольным, танцевался с неожиданными толчковыми движениями – стал плавным, был для танца – стал для слушания.
На родине, во французской провинции Овернь, его танцевали дровосеки, обутые в деревянные сабо, которые громко стучали, особенно при прыжках. Дровосеки танцевали весело, на четвертую долю такта подпрыгивали, как будто утаптывали хворост. Бурре означает «связка, вязанка хвороста».
Ригодон – старинный провансальский танец, столь любимый французскими композиторами-клавесинистами, особенно Ж.Ф. Рамо (1683-1764), часто создававшего пьесы в ритме этого бодрого и жизнерадостного танца.
Ригодон – этот некогда популярный хороводный танец – известен с начала 17-го века. Его основные движения – движение влево, поочередная смена пар, подпрыгивание на одной ноге, вращение под руку с девушкой.
К концу 17-го века ригодон прочно прижился при дворе в качестве одного из торжественных танцев. А со временем стал чисто инструментальной пьесой, включенной в инструментальную сюиту. Однако ригодону повезло, так как авторы французских балетов и опер – Ж.Ф.Рамо и Ж.Б.Люлли и другие – включали его в балетные дивертисменты, и таким образом, на сцене и сегодня продолжается хореографическая жизнь этого танца.
Экосез – (в переводе с французского «шотландский») – веселый народный танец с энергичным двухдольным ритмом, первая доля которого раздроблена на две восьмые.
В Европе с конца 17-го века был известен как «англез» и в России его называли английским танцем.
Название «экосез» танец получил во Франции в 1726 году, когда он вышел за пределы Шотландии. В 19-м веке к нему обращались многие профессиональные музыканты. Экосезы писали Бетховен, Шуберт, Шопен.
Интересно, что сначала это был серьезный танец в умеренном темпе, на родине его танцевали под аккомпанемент волынки. В Европе он переродился в быстрый и веселый танец.
Менуэт – самый любимый танец, начиная с конца 17-го века. Это действительно «танец королей и король танцев».
В прошлом народный хороводный танец во Франции менуэт в дальнейшем приобретает черты некоторой чопорности и жеманности бального танца, с приседаниями, поклонами и реверансами. В 18-м веке он становится музыкальной характеристикой высшего сословия. Менуэт в 18-м веке проникает и в Россию, где его называют «менувет» и танцуют на придворных ассамблеях, введенных Петром I.
Это был самый популярный танец 17-18-го веков. Название идет от французского «menu», что означает «маленький, мелкий», то есть танец, основанный на маленьких шагах. Менуэты всегда писались в трехдольном размере.
В народе его танцевали более подвижно, при дворе – в умеренном темпе. И это понятно: ведь дамы были в широких платьях с кринолинами, в многочисленных оборках и драгоценностях, а мужчины – в камзолах и туфлях, украшенных драгоценными камнями. Партнеры замирали в поклонах и приседаниях, принимая изысканные, грациозные позы. Движения рук были мягкие и небольшие по амплитуде. Просуществовал танец до 30-х годов 19-го века.
Менуэт вводится Ж.Б. Люлли (1632 – 1687) в его оперно-балетные спектакли, И.С. Бахом и Г.Ф. Генделем – в инструментальную сюиту, и – самое важное – во второй половине 18-го века менуэт вводится в сонату, симфонию и квартет в качестве самостоятельной части сонатно-симфонического цикла. Вплоть до 20-го века менуэт занял прочное место в балетной музыке.
Полонез – (в переводе с французского «польский») – широко известный польский танец. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. В те времена он отличался плавностью, неторопливым спокойным характером, величавой поступью. Сначала его танцевали только мужчины. Полонез сопровождал торжественные выходы или шествия знатных воинов, рыцарей с оружием в руках. Примерно с конца 16-го века полонез становится бальным танцем. С этого времени в нем начинают принимать участие женщины.
Со второй половины 18-го века складывается новый тип польского. Теперь этот торжественный танец заметно отличается от скромного старинного полонеза, который вводили в танцевальную сюиту композиторы 17-18-го веков. Размер танца по-прежнему трехдольный, но сам танец стал блестящим, горделивым, с характерным пунктирным ритмом и рельефным дроблением первой доли. Теперь это танец-шествие всех участников празднества, своеобразный торжественный марш в трехдольном размере. В начале 19-го века полонез открывал все европейские балы.
В ритме полонеза писали Бах, Гендель, Моцарт, Бетховен, Вебер, Шопен, Огинский, Шуберт, Лист, Глинка, Чайковский и другие.
Лендлер – австрийский крестьянский танец области Lande, расположенной на границе южной Германии и Австрии. Это оживленный трехдольный парный круговой танец Его часто называют крестьянским вальсом. В начале 19-го века лендлер перекочевал из села в город, его стали танцевать на балах. Постепенно он превратился в вальс.
Танцы XIX века
Вальс – плавный кружащийся танец в трехдольном размере – почти два столетия назад стал самым популярным во многих странах Европы. До сих пор пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. «Смеется вальс над всеми модами века»! В 19-м веке почти каждый народ внес свою долю участия в этот танец, именно поэтому вальс так быстро распространился по всей Европе.
Многие страны претендуют на роль прародителя вальса. Некоторые считают его прообразами французский танец вольту, польский танец куявяк, чешский фуриант. Возможно, не только эти танцы повлияли на формирование вальса. И все-таки большинство склоняется к тому, что ближе всего вальсу австрийский лендлер.
Чопорности и жеманству старинных аристократических танцев вальс противопоставил простоту, непринужденность и естественность движений. Как весело кружиться под звуки вальса!
Кажется странным, что когда-то он считался несколько фривольным и даже поначалу запрещался: ведь кавалер прилюдно обнимал даму за талию! Затем вальс был разрешен, но введен регламент: его танцевали не более 10 минут. В зале устанавливались песочные часы, рассчитанные на 10 минут, и как только падала последняя песчинка, музыка обрывалась, даже если оркестр не закончил музыкальную фразу.
Музыка первых вальсов была непосредственно связана с самим танцем и предназначалась для его сопровождения. Постепенно вальс стал легким, изящным, полетным, очень разнообразным по мелодике и своему эмоциональному содержанию. Появляются его разновидности: немецкий, французский и, наконец, венский вальс, достигший своего расцвета в творчестве Ланкера и обоих Штраусов – отца (1804 – 1849) и сына (1825 – 1899). Штраус-сын – его называли «король вальса» – создал прекрасные произведения, являющиеся подлинной вершиной в развитии бытового вальса: «Голубой Дунай», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» и многие другие.
Многие композиторы обращались к форме вальса – Шуберт, Шопен, Лист… Вальс проникает в симфонию 19-го века («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, «Симфония № 5» П. Чайковского).
М.И. Глинка – первый из русских композиторов в своем гениальном «Вальсе-фантазии», большой оркестровой пьесе, подлинной музыкальной поэме, поднимает бытовой танец на большую художественную высоту.
Мазурка – бальный танец польского происхождения. Точнее не мазурка, а мазур (от названия области в Польше – Мазовии). Народная мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном ритме – это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль.
Мазурка отличается очень четким и острым ритмом, часто с пунктирными ритмическими фигурами, акценты возможны на любой доле такта. Темп может быть различным – от умеренного до очень быстрого, со многими промежуточными градациями. Ритмическая живость и гибкость мазурки создают возможность воплощения в ней самых различных образов и состояний. В самом танце сочетаются легкое изящество, гибкость, эффектное пристукивание каблуками.
Многим композиторам полюбился это танец. Ее сочиняли и русские музыканты – Глинка, Скрябин, Чайковский. Шопен особенно часто обращался к мазурке. В его прекрасных мазурках – блестящих бальных, задорных крестьянских, поэтических и нежных – кажется, воплотилась сама душа Польши.
Полька – народный чешский танец. Название приобрел от слова pulka – половина, так как его танцевали маленькими шажками, полушагами. Это живой непринужденный танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала в Чехии деревенский бал, сразу создавая праздничное настроение.
Этот самый любимый из чешских народных танцев завоевал широкую популярность во все мире. Прославился своими польками австрийский композитор Иоганн Штраус. В России писали польки Глинка, Балакирев, Чайковский, Бородин, Рахманинов, Шостакович, и не только эти, но и многие другие композиторы.
Галоп – это один из сравнительно молодых танцев: он появился в начале 1820-х годов. Галоп является подражанием тому быстрому аллюру, при котором лошадь идет вскачь.
Размер этого танца двухдольный, с четким и дробным, скачкообразным ритмом. Позже был включен в кадриль в качестве ее последней, самой быстрой части. Резвый, очень быстрый, веселый, шумный, массовый галоп исполняется скачкообразными движениями, часто завершая танцевальные балы, столь любимые в 19-м веке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мозаика-3" - сборник танцевальной ансамблевой музыки
Сборник ансамблей "Мозаика"предназначается для учащихсямладших классов общего фортепиано. Цель данного сборника - развитие творческого потенциала учащихсяпосредством изучения ...
Танцевальная музыка сквозь века
Презентация "Танцевальная музыка сквозь века"и методическое сопровождение знакомят с историей танца, начиная со средневековья. Иллюстрации и фото дают представление об одежде, танцевальных фигурах дав...
Танцевальная музыка сквозь года
это урок, о танцевальной музыке от Борокко до наших дней. Все развитии танца....
Танцевальная музыка сквозь года
Урок о танцах начиная от борокко до наших дней....
Танцевальная музыка в XVI-XIX веках
Танец - один из основных музыкальных жанров. С первого года обучения в репертуар ученика вводятся самые разные танцы. Часто именно с работы над старинными танцами происходит знакомство с полифоническо...
Танцевальная музыка сквозь века
Презентация по предмету музыка для учащихся 8 класса...
Конспект сценария концерта- беседы "Танцевальная музыка»
В сценарии концерта- беседы затронута тема танца. Считается, что танцу столько же лет, сколько и всему человечеству,так как люди издавна стремились выразить свои чувства, эмоции, настроение через движ...