Танцевальная музыка сквозь века
презентация к уроку по музыке (8 класс)

Маркеева Александра Николаевна

Презентация по предмету музыка для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsevalnaya_muzyka_skvoz_veka.pptx2.01 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Танец сквозь века

Слайд 2

Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па ( фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряжённости движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений», темп и ритм движения, пространственный рисунок, композиция. костюм и реквизит. Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций».

Слайд 3

Направления и стили танца

Слайд 4

Ритуальный танец Ритуальные танцы, танцы-посвящения, поклонения, подношения, благодарения и молитвы – существовали в древности по всей территории планеты. Самые древние из них очень просты, они выражают собой вечные архетипы мироздания: круг, квадрат, спираль, линию, точку. Сначала они были частью древних обрядов , их движения имели ритуальный смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Слайд 5

Народный танец Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы , которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы . Их главный признак — движение по кругу . Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг — символ солнца . У каждого народа — свои танцы . В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Но при этом южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка или итальянская тарантелла . У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту. В очень больших странах, таких, как Россия, у жителей южных областей и у северян могут быть совсем разные танцы, с разными названиями. Но есть танцы, известные во всех областях страны. К русским народным танцам, распространённым по всей России , можно отнести трепак , камаринскую , хоровод . Трепак и камаринская — быстрые, весёлые танцы. Подобные танцы есть и у других народов: украинский гопак , шотландский стрэтспей , норвежские халлинг и спрингданс .

Слайд 6

Исторические танцы Средневековый танец это импровизированное действо. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу. В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем.

Слайд 7

Средневековье

Слайд 8

Эпоха Средневековья – это, наверное, самый насыщенный разнообразными хореографическими видами период. Из наиболее ярких можно выделить: Сальтарелло – один из самых динамичных и энергичных итальянских танцев, который исполняется в основном в трехдольном темпе. Мореска или мориско – пантомимический средневековый танец, исполняющийся в гротескных одеяниях с колокольчиками на щиколотках несколькими танцовщиками под музыкальное сопровождение, с экзотическими тембрами и пунктирными ритмами. Жига – хореографическая композиция с английскими корнями, зародившаяся в 16 столетии. Павана – двудольный танец, представляющий собой своеобразное величавое и довольно медленное шествие. Именно с этой хореографической композиции начинался любой бал в 16-17 веке. Гальярда – одна из самых веселых плясок Средневековья, а именно 16-17 века. Исполняется в трехдольном размере со снижающимся темпом. Это был один из любимейших танцев 17-го столетия в Европе. Чакона – танец 16-18 века, пришедший в Испанию из Вест-Индии. Кароль – танец, представляющий собой круговую хореографическую композицию, участники которой, держась за руки, создавали разнообразные фигуры под аккомпанемент песен.

Слайд 10

Аллеманда

Слайд 11

Эпоха Возрождения

Слайд 12

Хореография эпохи Возрождения отличалась простотой и состояла в основном из ходьбы под музыку, хлопков, небольших прискоков. В придворном обществе появляется учитель танцев – преподаватель изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов. Они были не только придворным приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия. Но такое однообразие изрядно поднадоело, и в хореографии начала появляться пластика, а танец становился более утонченным, грациозным и сложным. Эта эволюция поспособствовала возникновению такого вида хореографии, как балет. Бас-данс . Этот танец являлся одним из самых распространенных в придворных празднествах. Его даже нарекли «королем» танцев. Бас-данс представлял собой очень плавную хореографическую постановку в спокойном темпе, без прыжков. К тому же, этот танец очень хорошо подходил придворным дамам и кавалерам в тяжелых одеяниях. Благодаря сурово-торжественному характеру бас-данс использовался в качестве первого танца в церемонии открытия бала.

Слайд 13

Не менее популярным был мориско . Это танец очень долго был неотъемлемым атрибутом любого торжественного праздника в эпоху Возрождения. Данная хореографическая композиция могла исполняться как сольно, так и в группах, но только мужчинами. Все участники действа облачались в маскарадные костюмы и маски, а на ноги привязывались специальные колокольчики. Сарабанда. В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец благородный и мерный. Жига – английский танец, распространенный в XVI в.

Слайд 16

Эпоха Барокко

Слайд 17

В эпоху Барокко главенствуют парные бальные танцы: бурре , паспье , ригодон, гавот и менуэт ( от фр. menu — маленький, точнее — pas menu — короткий шаг) , движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине 18 столетия парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу. Полоне́з — польский — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов , подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾. Барочный танец был построен на постоянном общении партнеров, которое характеризовалось некой театральностью. Балетный спектакль превращается в самостоятельный театральный жанр.

Слайд 18

Бальные танцы Бальные танцы появились в XV веке в Италии , а несколько позже, в XVII веке , распространились по всей Европе . В России балы и бальные танцы появились в начале XVIII века , во время правления Петра I. Если народные танцы были в каждой стране свои , особые, то одни и те же бальные танцы были известны всей Европе .

Слайд 19

Вальс

Слайд 20

При слове «Вальс» положено снимать шляпу, поскольку вальс король танцев. В недалеком прошлом его танцевал весь мир. Это был главный танец на танцевальных вечерах. Увлечение вальсом сравнивали с эпидемией холеры. В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. В к концу 18 века вальс танцует уже вся Европа. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение. Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту).

Слайд 21

Танго Танго – бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок. Характер танца - напористый, страстный.

Слайд 22

Главная особенность фокстрота – это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом. Фокстрот

Слайд 23

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием – это не одно и то же. Самба

Слайд 24

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо . Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее – так и родился танец ча-ча-ча. Ча-ча-ча

Слайд 25

Румба возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба – очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу . Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Румба

Слайд 26

С испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Пасодобль

Слайд 27

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово « jive » означает «вводящую в заблуждение болтовню» – популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Джайв

Слайд 28

Балет Балет (от итал . ballare — танцевать) — так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Балет является сценическим танцем , то есть он предназначен для зрителей. Балет принадлежит к разряду пластических искусств, основные элементы которого: танцы, пластика и мимика . Начало балета теряется в глубокой древности. Тогда балет не имел самостоятельного значения, а являлся интермедией в драматических зрелищах. С падением Рима балетное искусство замирает на тысячу лет и возрождается только к концу XV и началу XVI веков в Италии. Когда во Франции появилась опера , то балет вошёл в её состав. Самостоятелен балет стал только в 17в. И стал называться Классический балет.

Слайд 29

Современный танец Это танцевальные стили, популярные в настоящее время, отвечающие актуальным веяниям в музыке. Эти танцы могут быть созданы 60, 40, 10 лет назад, но благодаря динамичности развития, остаются востребованы в кругах танцоров и сегодня.

Слайд 30

Своё начало он берёт в конце 19 века. Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк , соул , бродвей-джаз , классический джаз, афро-джаз , стрит, фристайл и многие другие виды. Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп , хаус . Джаз - танец

Слайд 31

Одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. 19 – нач . 20 вв. в США и Германии. Это свободная от условностей хореография. Сейчас труппы танца модерн выступают по всему миру. Наиболее известные из отечественных представителей – балет Аллы Духовой. Модерн и Джаз - модерн

Слайд 32

Клубные танцы XX – XXI век

Слайд 33

Клубные танцы ( Club – dance ) Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления: Тектоник или electro dance . Jazz-Funk ( джаз-фанк ). House ( хаус ). Jumpstyle ( джампстайл ). Melbourne shuffle ( шаффл ). Waacking ( вакинг ). Go-Go (клубное Гоу ). Square dance ( сквэр данс ). DnBstep . Ragga ( рагга ) и многие другие. Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы - это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Слайд 34

Уличные танцы XX – XXI век

Слайд 35

Хип-хоп и Krump , поппинг и локкинг , брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах. В большинстве своем они базируются на хип-хопе . В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления: Нью-стайл ( NewStyle ). Krump – сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise , означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы». Локинг ( Locking ). Поппинг ( Popping ). LA-Style . Crip walk ( C-walk ). R&B. Брейк-данс. Хип-хоп ( Hip-Hop ).

Слайд 36

Брейк - данс

Слайд 37

Вопросы: Какие танцы вы знаете? Какие танцы танцевали ваши бабушки? Какой танец считается «королём танцев»?

Слайд 38

Тест «Танцы» Какой танец звучит? Мазурка Вальс Танго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 1150 - летию образования российской государственности "Путешествие сквозь века"

Внеклассное мероприятие посвящается 1150 - летию образования российской государственности, целью которого является ознакомление учащихся с историей образования Российского государства. Мероприятие про...

МХК Образ женщины-матери сквозь века.

Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....

Танцевальная музыка сквозь века

Презентация "Танцевальная музыка сквозь века"и методическое сопровождение знакомят с историей танца, начиная со средневековья. Иллюстрации и фото дают представление об одежде, танцевальных фигурах дав...

Танцевальная музыка сквозь года

это урок, о танцевальной музыке от Борокко до наших дней. Все развитии танца....

Танцевальная музыка сквозь года

Урок о танцах начиная от борокко до наших дней....

Урок музыки во 2-ом классе. Тема "Музыка, прошедшая сквозь века"

Урок провожу во 2-ом классе в начале 2-ой четверти. Тема "Музыка, прошедшая сквозь века"  рассказывает о И.С.Бахе, его любимом музыкальном инструменте органе. Урок подробный, его можно использова...

Танцевальная музыка в XVI-XIX веках

Танец - один из основных музыкальных жанров. С первого года обучения в репертуар ученика вводятся самые разные танцы. Часто именно с работы над старинными танцами происходит знакомство с полифоническо...