Конспект урока "Мелодия-душа музыки" П.И. Чайковский
план-конспект урока по музыке
Конспект урока "Мелодия-душа музыки" П.И. Чайковский (начальная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Мелодия-душа музыки" П.И. Чайковский | 17.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока 1 класс
Тема: «Мелодия – душа музыки»
Организационный момент.
Ребята вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).
Новый материал.
Оказывается, это вы напеваете себе – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем и запоминаем мелодию и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого произведения.
Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.
∙Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения?- (да!)
Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора П.И. Чайковского
Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».
∙Как вы думаете, почему альбом называется «Детский»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)
Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.
Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».
∙А что такое марш? (это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете изобразить маршерующих солдатиков.
(ребята выполняют задание)
∙Как звучал марш?
∙Какой темп был? (подвижный, быстрый)
∙Какой характер? (радостный)
∙А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)
∙Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
Молодцы!
Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?
Играем мелодию марша- может это мелодия, мы можем ее напеть? (пробуем вместе напеть)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе.
А сейчас мелодию будем искать в другом произведении из «Детского альбома», который называется «Вальс».
∙Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, это бальный танец.)
Правильно! Пока будет звучать вальс, некоторые пары будут танцевать под эту музыку.
∙Какие движения вы подберёте? (плавные, танцевальные, на счет: раз, два, три)
∙Звучит вальс?
Звучит вальс П.И. Чайковского -(ответы: движения полёта, кружения.)
А теперь, ищем мелодию в танце.
Играю аккомпанемент - может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем мелодию вальса.
А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.
∙А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)
Представьте, что в руках у вас скрипка.
∙Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).
Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.
∙С каким настроением вы будете играть?
∙Как звучит пьеса?
Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского
(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)
А теперь, ищем мелодию.
Играю мелодию -может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!
Исполняем небольшой фрагмент мелодии.
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)
А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?
Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.
Играю «Марш деревянных солдатиков» - в низком регистре, медленно, громко.
(ответы: марш звучит совсем по - другому)
∙Что случилось с маршем? (он стал другим)
∙Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)
∙Сохранился игрушечный характер? (нет)
∙Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика - громко)
∙А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)
Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!
Итог урока:
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)
∙Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
∙В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
∙Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
∙Из какого цикла пьесы? («Детский альбом»)
∙Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
А сейчас вспомним слова и исполним песню «Нарисуй»- И. Крутого.
Исполнение и работа над песней (под минус)
Вы сегодня – Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкальной гостиной "Природа в музыке. П.И.Чайковский "Времена года".
Данная разработка может быть использована при ознакомлении с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в системе общего и дополнительного музыкального образования. Альбом "Времена года" П.И.Чай...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "МУЗЫКА".Музыкальная гостинная-"ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ" П.И.ЧАЙКОВСКОГО.
Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского....
Времена года. "Сентябрь" П.И.Чайковский .Конспект урока музыки в 5 классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Цели: Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.ЧайковскогоЗадачи:· ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать ...
План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения) Преподаватель Путилина Н.Ю. Тема: Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)Преподаватель Путилина Н.Ю.Тема :Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского....
конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского
Задачи деятельности: 1. Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2. Обратить внимание детей...
План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».
Цели занятия:· Развитие культуры общения.· Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...