Урок по фортепиано: "Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения"
план-конспект урока по музыке
Работа представляет собой план-конспект урока по фортепиано на тему: "Развитие чувства ритма на первоначальном этапе обучения", предназначенная для преподавателей музыкальных школ и школ искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по фортепиано | 86.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 2»
План-конспект открытого урока по фортепиано
с учащейся 1 класса
«Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения»
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Пряникова Ю.Г.
Тайшет 2019г.
Урок проводится 22.09.2019г., с учеником первого класса Аблец Ангелиной , 9 лет. У ученицы недостаточно развито чувство внутренней пульсации и ритмической стороны музыкальных образов.
Тема:” Развитие чувства ритма в начальных классах” Тема урока: Ритм- один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального чувства ритма у учащегося на протяжении всех лет обучения.
Цель урока : Через процессы интеллектуального и эмоционального развития дать возможность ученику осознать регулярность шагов и ощутить связь этой регулярности с музыкой.
Задачи урока: 1. Развивающие задачи. Формирование чувства ритма путем выявления родства движения и ритма, а так же развития воображения и фантазии. 2.Обучающие задачи. Формирование чувства внутренней ритмической пульсации. 3.Воспитание умения через ритм воплощать на фортепиано музыкальный образ.
Форма учебного занятия - урок. Форма организации работы - индивидуальная Тип урок: Тип комбинированного занятия выбран в соответствии цели урока, на котором усвоение нового материала и закрепление ранее пройденного будет осуществляться путём самостоятельной работы , игры на инструменте ,и при поддержке преподавателя (игра в ансамбле).
Музыкальный материал: 1. М.Глинка “Полька”
2. C. Прокофьев “Марш” 3. Г. Галынин“Медведь”
4. Игра “Семья на прогулке” -ритмическое упражнение План урока. Продолжительность занятия- 35 минут. Вводная, организационная часть-10 минут. Приветствие. Объяснение новой темы с помощью прослушивания произведений: С. Прокофьев « Марш» , М. Глинка «Полька». Выполнение под музыку ритмических шагов, хлопков. Основная часть-20 минут. Закрепление полученного материала: Игра на инструменте ребёнком, при поддержке педагога, произведений : С. Прокофьев « Марш», Г. Галынин «Медведь». С помощью игрового - упражнения « Семья на прогулке» выявить и показать родство движения и ритма. Заключительная часть -5минут. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Ход урока: - Музыка- искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Послушай пожалуйста музыку ( С. Прокофьев “Марш”, М. Глинка “Полька”). - Музыка началась и закончилась. – А, что можно делать под эту музыку? Далее попросить ребёнка танцевать или маршировать, при этом играть марш то ускоряя, то замедляя, то неожиданно останавливая музыку. У ребёнка под такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит сыграть ровно. Теперь можно поговорить с ребёнком на тему- темп и пульс музыки. - Равномерно барабанит дождь по крыше, равномерно накатывают волны на берег, равномерно стучит сердце человека, и если это не так, то врачи отмечают у него “сердечную аритмию” и назначают ее лечить. Сердечный пульс, равномерное дыхание, ровный шаг – это и есть ритм , пульс человека. Именно от него и отталкивается музыкальное искусство. Музыкальный темп ориентируется на наш пульс. --- А ты можешь показать пульс в пьесе которую я сейчас сыграю. Ребёнок охотно соглашается , пытаясь прошагать он отмечает что под эту музыку шагают и поэтому это марш. – А как можно ещё показать пульс музыки? Ребёнок предлагает прохлопать ритм. – Представь что твои шагающие ножки шагают по фортепиано .Теперь давай сыграем марш вместе на фортепиано. Передай шаги, которые слышны в музыке, или, как принято говорить, передай пульс музыки. Размеренно возьми 2-м и 3-м пальцами правой и левой руки в верхней, правой части клавиатуры две клавиши, название которых ты уже знаешь (соль первой октавы соль второй октавы). Ребёнок садится за инструмент, преподаватель за другой. – Один раз начни шагать с правой руки, другой раз- с левой.
-Не только в марше, но и в каждой песне или танце, если хорошо вслушаться, можно услышать ровные шаги музыки, это и есть пульс музыки. Попытайся вслушаться, как “вышагивает” музыка ( М.Глинка “Полька”). Ребёнок слушая эту пьесу отмечает что она звучит быстрее и под неё можно танцевать
- Значит у музыки есть не только пульс, но и темп то есть скорость. - Прослушай пьесу: Г. Галынин “Медведь”. – Что ты услышал в этой музыке? Какой медведь, что он делает? Ребёнок рассказывает что он услышал. - Теперь тебе нужно передать шаги медведя – ты сказал ,что он только-только вышел из берлоги после зимней спячки. Шаги в музыке не такие , как в детском марше, под который ты вышагивал. Какие? … - Медленные, ленивые. – Хорошо! Шаги медведя ты сыграешь на двух разных клавишах в нижней части клавиатуры, чередуя правую и левую руки. Будешь медведем?... Хорошо, значит пьесу начинаешь играть ты, и поэтому какое настроение и темп ты задаш такой медведь и получится. Ты выполняешь важную роль: задаёшь скорость или, как принято говорить , задаёшь темп в этой пьесе. Проиграть пьесу в разных темпах и определить настроение и характер “проснувшегося медведя”. - Какой у нас получился “медведь ”когда мы играли его в медленном темпе? - Грустный, ленивый. – А какое у него было настроение когда мы играли эту пьесу в быстром темпе? - Веселый, радовался весне. – Почему у медведя было разное настроение и характер , от чего это зависит в музыке? - В медленном темпе медведь был ленивый, а в быстром темпе медведю хотелось прыгать и веселиться. – Молодец! Сейчас я предлагаю сочинить историю-игру “Семья на прогулке”. Кто у нас будет гулять? -На прогулку пошла мама и малыш. – Хорошо. Мама пошла погулять с малышом, она идёт спокойными и большими шагами, а малышу, чтобы не отставать от мамы, приходится делать в два раза больше шагов. Давай простучим шаги мамы левой рукой : - Теперь давай простучим и шаги малыша:
-Теперь простучим, чередуя шаги мамы и малыша:
…
-Мама и малыш гуляют вместе, поэтому одной рукой простучим шаги мамы, а другой - малыша:
Пр.р.
Лев.р.
-Мама и малыш меняются местами. Пусть мама идёт справа, а малыш с лева. Простучите несколько раз: для начала помогая ребёнку своими руками.
- Давай теперь подумаем , какой у мамы голос? – У неё мягкий ,средний голос. – Молодец. А в какой октаве будет звучать её голос? - В первой , на ноте ми я хочу её сыграть. –Хорошо. А какой голос у малыша? - Тонкий , выше маминого. –А его голос в какой октаве ты бы сыграл если голос малыша выше маминого . –Во второй на ноте ми. –Молодец, правильно. Теперь давай сыграем на инструменте прогулку мамы и малыша. Ребенок играет прогулку мамы с ребёнком . Предложить ему сыграть прогулку в разных темпах и настроениях. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов где есть образ шагающего, ритм, высота звука , характеризующая шагающего, темп, динамика.
-Все хорошо погуляли и очень устали. Все вместе остановились и отдохнули, это целая нота и длится она долго.
- Сегодня на уроке мы с тобой услышали что музыка имеет начало и конец. Что ещё мы услышали в музыке? - В музыке есть пульс и ритм. – Правильно! А ещё каждое произведение имеет свой характер. От чего зависит характер пьесы? - От темпа. В медленном темпе играем лениво, грустно. В быстром , весело . – Молодец, правильно! Дома пожалуйста сочини сказку «Чьи это шаги», покажи шаги разных животных, их характер, настроение .Кто идёт , приближается или уходит. До свидания. Планируемый результат. Умение ощущать ритмическую пульсацию музыкального произведения и понимание ритмической стороны музыкальных образов, путём исполнения произведений на инструменте.
Методы и технология проведения урока. Индивидуальная игра на фортепиано, сочинение музыкальной истории, игра в ансамбле, ритмические задания.
Материально-техническое оснащение. Занятие проходит в кабинете по специальности, где есть два музыкальных инструмента, подставки для ученика, стулья, стол. Нотная литература, нотная тетрадь, канцелярские принадлежности.
Список литературы:
- Баренбойм Л. , Перунова Н.. Путь к музыке./Общ.ред. Л. Баренбойма.-Л.: Советский компазитор, 1989.- 168с.
- Бергер Н.А. . Современная концепция и методика обучения музыке ( Голос нот). –СПб.: КАРО, 2004. – 368с. – ( Модернизация общего образования)
- Литовко Ю. . Методическое пособие для обучения игре на фортепиано. 1выпуск.- Самиздат . 1980.
- Смирнова Т.И.. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации.- 1994.- 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
Открытый урок по специальности фортепиано...
2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...
"Работа над ритмом на уроках сольфеджио на начальном этапе обучения"
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков. Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы, но ...
Методическая разработка "Работа над ритмом на уроках сольфеджио на начальном этапе обучения"
В основе чувства музыкального ритма лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкал...
«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»
laquo;Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...
Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»
Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»...
«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»
«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...