Урок по фортепиано: "Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения"
план-конспект урока по музыке

Работа представляет собой план-конспект урока по фортепиано на тему: "Развитие чувства ритма на первоначальном этапе обучения", предназначенная для преподавателей музыкальных школ и школ искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по фортепиано86.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2»

План-конспект открытого урока по фортепиано

 с учащейся 1 класса

«Развитие чувства ритма на начальном этапе обучения»

Подготовила:

преподаватель по классу фортепиано

Пряникова Ю.Г.

                            Тайшет 2019г.

Урок проводится 22.09.2019г., с учеником первого класса Аблец Ангелиной , 9 лет.  У ученицы недостаточно развито чувство внутренней пульсации и ритмической стороны музыкальных образов.

Тема:” Развитие чувства ритма в начальных классах”                                                                 Тема урока: Ритм- один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов                                                                                                                                                     Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального чувства ритма у учащегося на протяжении всех лет обучения.

Цель урока : Через процессы интеллектуального и эмоционального развития  дать возможность  ученику осознать регулярность шагов и ощутить связь этой регулярности с музыкой.

Задачи урока: 1. Развивающие задачи. Формирование чувства ритма путем выявления родства движения и ритма, а так же развития воображения и фантазии.                                                                                                                2.Обучающие задачи. Формирование чувства внутренней ритмической пульсации.                                                                                    3.Воспитание умения через ритм воплощать на фортепиано музыкальный образ.

Форма учебного занятия -  урок.                                                                                                                                  Форма организации работы -  индивидуальная                                                                                             Тип урок: Тип комбинированного занятия выбран в соответствии цели урока, на котором усвоение нового материала и закрепление ранее пройденного будет осуществляться путём самостоятельной работы , игры на инструменте ,и при поддержке преподавателя (игра в ансамбле).

Музыкальный материал: 1. М.Глинка “Полька”

 2. C. Прокофьев “Марш”                                                                                                                                                                                                               3. Г. Галынин“Медведь”

4. Игра “Семья на прогулке” -ритмическое упражнение                                                                                                                          План урока. Продолжительность занятия- 35 минут.                                                                      Вводная, организационная часть-10 минут.                                                                            Приветствие. Объяснение новой темы с помощью прослушивания произведений:                            С. Прокофьев « Марш» , М. Глинка «Полька». Выполнение под музыку ритмических шагов, хлопков.                                                                                                                                                                          Основная часть-20 минут.                                                                                                                                        Закрепление полученного материала: Игра на инструменте ребёнком, при поддержке педагога, произведений : С. Прокофьев « Марш», Г. Галынин «Медведь».                                                С помощью игрового - упражнения « Семья на прогулке» выявить и показать родство движения и ритма.                                                                                                                                         Заключительная часть -5минут.                                                                                                                Подведение итогов занятия.                                                                                                                     Домашнее задание.                                                                                                                                                  Ход урока:                                                                                                                                                                           - Музыка- искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Послушай пожалуйста музыку ( С. Прокофьев “Марш”, М. Глинка “Полька”).                                                                                                                     - Музыка началась и закончилась.                                                                                                                 – А, что можно делать под эту музыку?                                                                                                                                Далее  попросить ребёнка танцевать или маршировать, при этом играть марш то ускоряя,  то замедляя, то  неожиданно останавливая музыку. У ребёнка под такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит сыграть ровно. Теперь можно поговорить с ребёнком на тему- темп и пульс музыки.                                                                           - Равномерно барабанит дождь по крыше, равномерно накатывают волны на берег, равномерно стучит сердце человека, и если это не так, то врачи отмечают у него “сердечную аритмию” и назначают ее лечить. Сердечный пульс, равномерное дыхание, ровный шаг – это и есть  ритм , пульс человека. Именно от него и отталкивается музыкальное искусство. Музыкальный темп ориентируется на наш пульс.                             --- А ты можешь показать пульс в пьесе  которую я сейчас сыграю. Ребёнок охотно соглашается , пытаясь прошагать он отмечает что под эту музыку шагают и поэтому это марш.                                                                                                                                         – А как можно ещё показать пульс музыки?   Ребёнок предлагает прохлопать ритм.                                                                                – Представь что твои шагающие ножки шагают по фортепиано .Теперь давай сыграем марш вместе на фортепиано. Передай шаги, которые слышны в музыке, или, как принято говорить, передай пульс музыки. Размеренно возьми 2-м и 3-м пальцами правой и левой руки в верхней, правой части клавиатуры две клавиши, название которых ты уже знаешь (соль первой октавы соль второй октавы).    Ребёнок садится за инструмент, преподаватель за другой.                                                                                                                        – Один раз начни шагать с правой руки, другой раз- с левой.                                                                                                                                                                            

-Не только в марше, но и в каждой песне или танце, если хорошо вслушаться, можно услышать ровные шаги музыки, это и есть пульс музыки. Попытайся вслушаться, как “вышагивает” музыка ( М.Глинка “Полька”). Ребёнок слушая эту пьесу отмечает что она звучит быстрее и под неё можно танцевать

- Значит у музыки есть не только пульс, но и темп то есть скорость.                                                             - Прослушай пьесу: Г. Галынин “Медведь”.                                                                                                  – Что ты услышал в этой музыке? Какой медведь, что он делает?  Ребёнок рассказывает что он услышал.                                                                                                                                                      - Теперь тебе нужно передать шаги медведя – ты сказал ,что он только-только вышел из берлоги после зимней спячки. Шаги в музыке не такие , как в детском марше, под который ты вышагивал. Какие? …                                                                                                                                -  Медленные, ленивые.                                                                                                                                              – Хорошо! Шаги медведя ты сыграешь на двух разных клавишах в нижней части клавиатуры, чередуя правую и левую руки. Будешь медведем?... Хорошо, значит пьесу начинаешь играть ты, и поэтому какое настроение и темп ты задаш такой медведь и получится.  Ты выполняешь важную роль: задаёшь скорость или, как принято говорить , задаёшь темп в этой пьесе. Проиграть пьесу в разных темпах и  определить настроение и характер “проснувшегося медведя”.                                                                                                                       -   Какой у нас получился “медведь ”когда мы играли его в медленном темпе?                            -  Грустный, ленивый.                                                                                                                                     – А какое у него было настроение когда мы играли эту пьесу в быстром темпе?                                     - Веселый, радовался весне.                                                                                                                            – Почему у медведя было разное настроение и характер , от чего это зависит в музыке?                                         - В медленном темпе медведь был ленивый, а в быстром темпе медведю хотелось прыгать и веселиться.                                                                                                                                                        – Молодец! Сейчас я предлагаю сочинить  историю-игру  “Семья на прогулке”. Кто у нас будет гулять?                                                                                                                                                       -На прогулку пошла мама и малыш.                                                                                                            – Хорошо. Мама пошла погулять с малышом, она  идёт спокойными и большими шагами, а малышу, чтобы не отставать от мамы, приходится делать в два раза больше шагов. Давай простучим шаги мамы левой рукой  :                                                                                                                             - Теперь давай простучим и  шаги малыша:

-Теперь простучим,  чередуя шаги мамы и малыша:

        …

-Мама и малыш гуляют вместе, поэтому одной рукой простучим шаги мамы, а другой - малыша:

Пр.р.

Лев.р.

-Мама и малыш меняются местами. Пусть мама идёт справа, а малыш с лева. Простучите несколько раз: для начала помогая ребёнку своими руками.                                                                                                                                          

- Давай теперь подумаем , какой у мамы голос?                                                                                                     – У неё мягкий ,средний голос.                                                                                                                                        – Молодец. А в какой октаве  будет звучать её голос?                                                                                                                - В первой , на ноте ми я хочу её сыграть.                                                                                                                –Хорошо. А какой голос у малыша?                                                                                                                           - Тонкий , выше маминого.                                                                                                                                                       –А его голос в какой октаве ты бы сыграл если голос малыша выше маминого .                                       –Во второй на ноте ми.                                                                                                                                        –Молодец, правильно. Теперь давай сыграем  на инструменте прогулку мамы и малыша. Ребенок играет прогулку мамы с ребёнком . Предложить ему сыграть прогулку в разных темпах и настроениях. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов где есть образ шагающего, ритм, высота звука , характеризующая шагающего, темп, динамика.  

                                                                                                                                                                                                   -Все хорошо погуляли и очень устали. Все вместе остановились и отдохнули, это целая  нота и длится она долго.

- Сегодня на уроке мы с тобой услышали что музыка имеет начало и конец.  Что ещё мы услышали в музыке?                                                                                                                                                                   - В музыке есть пульс и ритм.                                                                                                                                  – Правильно! А ещё  каждое произведение имеет свой характер. От чего зависит характер пьесы?                                                                                                                                                                           - От темпа. В медленном темпе играем лениво, грустно. В быстром , весело .                                   – Молодец, правильно! Дома пожалуйста сочини сказку «Чьи это шаги», покажи шаги разных животных, их характер, настроение .Кто идёт , приближается или уходит.                                                                          До свидания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Планируемый результат. Умение ощущать ритмическую пульсацию музыкального произведения и понимание ритмической стороны музыкальных образов, путём исполнения произведений на инструменте.

Методы и технология проведения урока. Индивидуальная игра на фортепиано, сочинение музыкальной истории, игра в ансамбле, ритмические задания.                                                                                                                                      

Материально-техническое оснащение. Занятие проходит в кабинете по специальности, где есть два музыкальных инструмента, подставки для ученика, стулья, стол. Нотная литература, нотная тетрадь, канцелярские принадлежности.

                                                                                                                                                                            Список литературы:

  1. Баренбойм Л. , Перунова Н.. Путь к музыке./Общ.ред. Л. Баренбойма.-Л.: Советский компазитор, 1989.- 168с.
  2. Бергер Н.А. .  Современная концепция и методика обучения музыке ( Голос нот). –СПб.: КАРО, 2004. – 368с. – ( Модернизация общего образования)
  3. Литовко Ю. . Методическое пособие для обучения игре на фортепиано. 1выпуск.- Самиздат . 1980.
  4. Смирнова Т.И.. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации.- 1994.- 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

"Работа над ритмом на уроках сольфеджио на начальном этапе обучения"

     Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков. Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы, но ...

Методическая разработка "Работа над ритмом на уроках сольфеджио на начальном этапе обучения"

В основе чувства музыкального ритма лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкал...

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

laquo;Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»...

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»...