«История гитары в разных странах мира»
методическая разработка по музыке
Источники происхождения гитары до сих пор в точности не установлены. Многие историки по-разному описывают историю происхождения данного инструмента и пути его развития. Достоверно известно, что первые струннощипковые инструменты, которые являются прародителями современной гитары , появились в глубокой древности , 3-4 тысячелетия до нашей эры. На древних египетских памятниках встречаются изображения музыкального инструмента - наблы, - внешним видом напоминающего гитару.Именно это дает право на существование одной из гипотез: происхождения гитары в Египте. Так же на бывшей территории Шумеро-Вавилонии при археологических раскопках храма Бель в Нипуре было обнаружено изображение на глиняном 3 барельефе пастуха, играющего на музыкальном инструменте. Округлый корпус и длинный гриф позволяют предполагать , что это киннор, прототип гитары, он упоминается в библейских сказаниях. Находка относится к середине IIIтысячелетия до н.э. Так же киннор был известен и в Древнем Египте. По словам Пифагора в Малой Азии был распространен трехструнный инструмент Пандура, он был известен персам и арабам под названием Самбук. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара, лира. Более приближенным к гитаре инструментом был китайский жуань,у которого корпус собирался из верхней и нижней деки ,и соединяющей их обечайки. Благодаря этому инструменту появилась латинская и мавританская гитары
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 31.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДОД ДШИ им. А. В. Варламова
Методическая разработка на тему: «История гитары в разных странах мира».
Выполнил: преподаватель Коробов Вячеслав Игоревич
Содержание
Введение
Предшественники гитары
Испания
Италия
Россия
Франция
США
Заключение
Список используемых источников
Предшественники гитары.
Источники происхождения гитары до сих пор в точности не установлены. Многие историки по-разному описывают историю происхождения данного инструмента и пути его развития. Достоверно известно, что первые струннощипковые инструменты, которые являются прародителями современной гитары , появились в глубокой древности , 3-4 тысячелетия до нашей эры. На древних египетских памятниках встречаются изображения музыкального инструмента - наблы, - внешним видом напоминающего гитару.Именно это дает право на существование одной из гипотез: происхождения гитары в Египте. Так же на бывшей территории Шумеро-Вавилонии при археологических раскопках храма Бель в Нипуре было обнаружено изображение на глиняном 3 барельефе пастуха, играющего на музыкальном инструменте. Округлый корпус и длинный гриф позволяют предполагать , что это киннор, прототип гитары, он упоминается в библейских сказаниях. Находка относится к середине IIIтысячелетия до н.э. Так же киннор был известен и в Древнем Египте. По словам Пифагора в Малой Азии был распространен трехструнный инструмент Пандура, он был известен персам и арабам под названием Самбук. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара, лира. Более приближенным к гитаре инструментом был китайский жуань,у которого корпус собирался из верхней и нижней деки ,и соединяющей их обечайки. Благодаря этому инструменту появилась латинская и мавританская гитары.
Испания
В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). При игре на латинской гитаре преимущественно использовали прием «пунтеадо», то есть щипок. В последствии этот прием стал основой классической школы игры на гитаре. Латинская гитара была распространена среди менестрелей. Эта разновидность гитары имела слегка вытянутый плоский корпус, расположенное по середине резонаторное отверстие, гриф, снабженный порожками, жильные струны.
Мавританская гитара имела овальный корпус с выпуклой нижней декой, несколько резонаторных отверстий, металлические струны закреплялись к основанию корпуса с помощью кнопок или полукруглого струнодержателя. При игре использовали прием «расгеадо», то есть бряцание по струнам всеми пальцами правой руки. Этот прием стал основой испанского стиля исполнения «фламенко». Мавританская гитара привлекала коронованных особ и пришлась ко двору Альфонса Х
Фламенко
Фламенко — общее обозначение южно-испанской музыки — песни (cante) и танца (baile), а также инструментальной музыки.
Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусиа; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.
Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе и обрело свободу.
В конце 20 века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там своё постоянное место. Наиболее известный гитарист фламенко Пако де Лусия, который обновил понятие гитарного стиля фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внёс в него новую живую струю и выразительность.
Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передаётся от мастера к ученику.
Антонио Торрес – испанский создатель современной гитары.
В мире гитаристов имя Торреса значит то же, что имя Страдивари для скрипачей. Именно Антонио де Торрес Хурадо создал классическую испанскую гитару в том виде, в котором она получила известность и дошла до наших дней.
Самые ранние упоминания инструментов Торреса относятся к 1854 году, а уже тогда мастеру было под сорок. Неизвестно, как долго Торрес оставался у Пернаса, но затем в его жизни произошли крутые перемены – он переехал в Севилью, где ему посчастливилось познакомиться с известным гитаристом Хуаном Аркасом, который и заразил его своим энтузиазмом. Изготовление гитар в то время не было особо прибыльным занятием, ведь в те времена в моде были более громкие инструменты. Интерес публики к гитаре угасал - к тому времени фортепиано вытеснило гитару из концертных залов. Тем не менее, в Севилье, где работал Торрес, было особенно популярно фламенко. Общение с гитаристами фламенко несомненно повлияло на работу мастера.
В первую очередь Торрес сосредоточил усилия на улучшении звучания инструмента.
Большим вкладом Торреса в искусство изготовления гитар было введение струны длиной 650 мм, что впоследствии стало эталоном. Это соответственно, повлияло на размеры и пропорции корпуса, а так же - на длину грифа.
Он улучшает и внутреннее устройство гитары. Торрес стал использовать ребра, получивших название пружин, не только для подкрепления верхней деки, но и для усиления звучания инструмента. Торрес всегда ставил семь ребер веером – одно посредине и по три – с каждой стороны.
Однажды Торрес заявил, что не может обучить своим секретам других, потому что все дело в том ощущении, которое он испытывает, когда прощупывает верхнюю деку, сжимая ее большим и указательным пальцами. Оно-то и подсказывало ему, будет ли звучание красивым, качественным и громким.
Италия
Благодаря возросшим техническим и выразительным возможностям гитара в первые десятилетия 19 века становится предметом повсеместного увлечения; вся Европа охвачена «гитароманией». Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Италии.
Фердинандо Карулли (Ferdinando Carulli), 1770—1841. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. Первоначально учился играть на виолончели. Изучив игру на гитаре самостоятельно, стал одним из первых профессиональных исполнителей на этом инструменте. Красивое звучание гитары, чистота и скорость исполнения гитарных пассажей обеспечили ему успех сначала в Неаполе, а затем в Париже, где он стал любимцем салонов. Творческое наследие Карулли велико, особое значение имеет его «Полная школа игры на гитаре» считающаяся первым учебным пособием для этого инструмента. Отдельного внимания заслуживает его труд «Гармония применительно к гитаре», посвященная правильному переложению музыки для гитары
Фердинандо Карулли (Ferdinando Carulli), 1770—1841. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. Первоначально учился играть на виолончели. Изучив игру на гитаре самостоятельно, стал одним из первых профессиональных исполнителей на этом инструменте. Красивое звучание гитары, чистота и скорость исполнения гитарных пассажей обеспечили ему успех сначала в Неаполе, а затем в Париже, где он стал любимцем салонов. Творческое наследие Карулли велико, особое значение имеет его «Полная школа игры на гитаре» считающаяся первым учебным пособием для этого инструмента. Отдельного внимания заслуживает его труд «Гармония применительно к гитаре», посвященная правильному переложению музыки для гитары
Мауро Джулиани (Mauro Giuliani) 1781—1829. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно сам овладел гитарой. Поскольку сделать карьеру концертирующего гитариста в Италии было затруднительно из-за малого интереса публики к этому инструменту и из-за наличия большого количества первоклассных гитаристов (в том числе Фердинандо Карулли), Джулиани в 1806 году перебрался в Вену, где быстро завоевал репутацию одного из лучших гитаристов Европы. В Вене он начинает публиковать свои композиции, активно выступать, играя в ансамблях и даже в оркестре. Концерты с его участием слушали величайшие композиторы столетия. Сохранились сведения, что Бетховен был поражён его выступлением, назвав гитару «маленьким оркестром». Композиторское наследие Джулиани очень велико – это пьесы, этюды, сонаты, концерты для гитары с камерным оркестром.
Россия
Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. Приобретя в России со второй половины XVIII столетия самобытную семиструнную разновидность с настройкой по звукам удвоенного в октаву соль-мажорного трезвучия и отстоящей на кварту нижней струной, гитара оказалась оптимально соответствующей басоаккордовому сопровождению городской песни и романса. Подлинный же расцвет 4 профессионального исполнительства на этом инструменте начинается благодаря творческой деятельности выдающегося педагога-гитариста Андрея Осиповича Сихры (1773-1850). А. О. Сихра воспитал огромное количество учеников, стимулируя у них интерес к сочинению музыки для гитары, в частности вариаций на темы народнопесенных мелодий. Наиболее известные из его учеников - С. Н. Аксенов, В. И. Морков, В. С. Саренко, Ф. М. Циммерман и другие - оставили множество пьес и обработок русских песен. Большое значение в становлении профессиональноакадемического русского гитарного исполнительства имела деятельность Михаила Тимофеевича Высотского (1791-1837). Первым, кто познакомил его с гитарой, был С. Н. Аксенов, он же стал и его наставником. Примерно с 1813 года имя М.Т. Высотского стало широко популярным. Его игру отличал самобытный импровизационный стиль, смелый полет творческой фантазии в варьировании народно-песенных мелодий. М.Т. Высотский - представитель импровизационной слуховой манеры исполнения - в этом он близок к традиционному русскому фольклорному музицированию. Можно многое сказать и о других представителях русского гитарного исполнительства, внёсших свой вклад в развитие национальной исполнительской школы, но это отдельный разговор. Подлинную русскую школу отличали такие черты: чёткость артикуляции, красивый музыкальный тон, ориентация на мелодические возможности инструмента и создание специфического репертуара, во многом уникального, прогрессивный метод использования специальных аппликатурных «заготовок», проб и каденций, раскрывающих возможности инструмента. Система игры на инструменте включала обыгрывание музыкальных функций, интонаций и их обращений, которые заучивались отдельно в каждой тональности и имели непредсказуемое движение голосов. Зачастую отдельные такие аппликатурные, мелодико-гармонические «заготовки» ревностно оберегались и передавались лишь лучшим ученикам. Импровизации специально не учились, она являлась следствием общей технической базы, и хороший гитарист умел соединить знакомые интонации песни с гармонической последовательностью. Набор различных каденций зачастую окружал музыкальную фразу и давал своеобразную окраску музыкальной ткани. Подобный изобретательный метод обучения, похоже, явился чисто русским открытием и нигде в зарубежных работах того времени не обнаружен. К сожалению, традиции русского гитарного исполнительства XVIII – XIX в.в. были несправедливо забыты, и только благодаря усилиям энтузиастов (в частности, С. Руднева) положение дел в этом направлении меняется в лучшую сторону. Гитарное искусство развивалось и в советское время. Трудно переоценить роль выдающегося педагога, исполнителя и композитора А.М.Иванова-Крамского. Его школа игры, как и школа игры гитариста и педагога П.А.Агафошина является незаменимым учебным пособием для юных гитаристов. Эту деятельность блестяще продолжают их многочисленные ученики и последователи: Е.Ларичев, Н.Комолятов, А.Фраучи, В.Козлов, Н.Кошкин, А.Виницкий (классическая гитара в джазе), С.Руднев (классическая гитара в русском стиле) и многие другие
Франция
В 20-30 годы прошлого века в Париже ощущалась потребность в каком-то новом музыкальном направлении. Этими предпосылками вооружились Джанго Рейнхард и братья Ферре, который и стали развивать джаз-мануш, мгновенно приобретший многочисленную армию поклонников.
Джанго Рейнхардт родился 23 января 1910 года в Бельгии (Шарлеруа) в таборе цыган. Всемирную известность он получил как выдающийся европейский джазовый гитарист и основоположник стиля «джаз-мануш» (франц. manouches – так именовали с севера или Бельгии).
С детства Джанго привлекали струнные инструменты: сначала скрипка, потом банджо – до эпохи гитар это был главный аккомпанирующий инструмент, часто в дуэте с аккордеоном. В 9 лет Джанго уже был виртуозом шестиструнного банджо.
Когда музыканту исполнилось 18 лет, произошло то, что должно было поставить крест на Рейнхардте как на музыканте. 2 ноября 1928 года Джанго, вернувшись домой, случайно опрокинул подсвечник на искусственные цветы, которые делала его жена на продажу. Все вспыхнуло в считаные минуты. Джанго удалось остаться в живых, но сильно была изувечена левая рука, на которой теперь двигались только 2 пальца.
Больше года музыкант был вынужден провести в постели. Но принесенная однажды младшим братом гитара помогла пережить тяжелый этап восстановления. С помощью болезненных упражнений Джанго Рейнхардт заново осваивал инструмент и смог не только победить свою травму, но и разработать уникальную технику игры. Она заключалась в том, что гитарист играл в основном двумя пальцами и при этом неординарно задействовал искалеченные – мизинец предназначался для струны Ми, безымянный для Си.
Джанго Рейнхардт умер 16 мая 1953 года в результате сердечного приступа. За свои недолгие 43 года, по словам его друга Стефана Граппелли, он изменил не только стиль игры на гитаре, но и сам джаз.
США
Появившиеся в XXвеке технологии усиления звука, дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала на массовую культуру очень большое влияние.В 1936 году была запатентована первая такая гитара, с металлическим корпусом и магнитными звукоснимателями, основателями компании «Rickenbacker» Адольфом Рикенбекером и Жожем Бошамом. Их инструмент обозвали "сковородкой" — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду с непропорционально длинной "ручкой" — грифом.Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара. На гитаре Rickenbacker был применен звукосниматель, принцип действия которого используется по сей день. Для работоспособности звукоснимателей применяются стальные или никелевые струны. Наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Лес Поль (Les Paul).он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log). Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала. Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после этого его принимали на ура. С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры.В 1940-х годах этим 25 занимался Лео Фендер. К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары.Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать неповторимой. От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры старались кто во что горазд. У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду. Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали исполнители глэм-рока.Что же касается фирм-производителей — то на поприще экстремальных очертаний инструментов более всего прославились компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый "ласточкин хвост" был придуман дизайнерами Gibson. Электрогитара- это и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно иной инструмент, по инерции сохранивший старое название.Беда с электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна. Электрогитары изготавливают из дерева. Самые распространенные: ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён. Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson и другие выпустили 26 собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.
Заключение
Появление прототипа гитары относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Начиная с 10-13 века нашей эры, гитара имеет общеизвестный вид и распространяется по Европе.
Родиной современной гитары считается Испания. Развитие инструмента переживало спады и взлеты. Очень широко распространена по всему миру и является одним из самых известных инструментов.
Исполнение на гитаре используется во всех музыкальных жанрах. Самое широкое использование – в классической гитарной музыке, джазе, рок музыке, в русском романсе.
Список литературы :
1.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1989 г. .
2.Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для муз. Вузов и уч-щ. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.
3. Сор Ф. Школа игры на гитаре / Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. ИвановойКрамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Отюгова Т., Галембо А., Гурков И., Рождение музыкальных инструментов. Л., Музыка 1986.
5. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара. М., Музыка 1991.
6. Кофанов А. Книга о гитаре. – СПб.: Питер, 2006.
7. Вайсборд Мирон. "Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века". М., Советский композитор, 1989.
8. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Учебно-методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 2008.
9. Кузин Ю.Азбука гитаристов. Новосибирск 1999.
10.Кузнецов В. Основы звукоизвлечения и игры в позиции на классической гитаре. // Музыкальное исполнительство на народных инструментах. Вопросы обучения и воспитания: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.7. М., 2003.
11.Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, Музична Украина, 2003
12. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., Престо, 2002
13. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1987
14. Кирьянов Н. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. Часть 1. - М., Торопов, 2002 15. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., Музыка, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый год и рождество в разных странах мира
Презентация о праздновании нового года и рождества в разных странах, красочная и познавательная...
Новый год в разных странах мира
Творческая работа ученицы 9 "Б" класса Желниной Екатерины...
"Чайные традиции и церемонии в разных странах мира". Открытое внеклассное мероприятие
Трудно найти уголок Земли, где не любили бы чай. Этот напиток занимает второе место после воды. Чай называют одним из главных напитков человечес...
Как отмечают Новый год в разных странах мира
Презентация на английском языке об основных новогодних традициях в разных странах мира....
Сценарий Нового года 9-11 классы (НГ в разных странах мира)
Новый год в разных странах мира...
Классный час "Новый год в разных странах мира"
Классный час построен в форме знакомства с традициями и обычаями празднования нового года в разных странах мира...
Традиции встречи нового года в разных странах мира
Познакомить учащихся с новогодними традициями народов мира...