Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс)
Рабочая программа по музыке 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_umk_aleeva_t.i._naumenko_t.n._kichak.docx | 19.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Музыка» для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), от 17.12.2010г, №1897;
- Закона об образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования 2020-2021 уч. год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования «Музыка» М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы «Музыка. 5-9 классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ»;
- Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
- Положения о рабочей программе, 2019 год.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2013), рабочая тетрадь, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Цель: духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
Основные задачи предмета «Музыка»:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение,
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
Национально–региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначительностью, поэтому в свою рабочую программу по музыке я включила национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, своё село, регион, которые являются неотъемлемой частью нашей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.
В календарно – тематическом планировании внесена корректировка тем. В III четверти тема 6 урока «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма» заменена на тему «Сагаалганай уулзалга», тема 7 урока «Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма» заменена на тему «Бурятская музыкальная культура».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
-в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения предмета «Музыка» в основной школе:
Ученик научится:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты освоения музыки в основной школе:
Ученик научится:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
Ученик получит возможность научиться:
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
Содержание учебного предмета
№ | Перечень и название разделов | Кол/час | Содержание |
1 | Содержание в музыке | 8ч (очно) 8ч (заочно) | Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Виды музыкальных образов. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства – важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения. Жанры музыки. |
2 | Что такое музыкальная форма | 11ч | Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером. |
3 | Музыкальная драматургия | 7ч | В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс – результат). Особенности взаимодействия статики и динамики. |
Тематическое планирование 7 а, б, в, г, д, е классы
№ п/п | Наименование разделов, тем уроков | Кол. часов | Сроки | ||
план | факт | коррекц | |||
I | Содержание в музыке | 16ч | |||
1 | О единстве содержания и формы в художественном произведении (очно) | 1ч | 03.09 | ||
2 | Музыку трудно объяснить словами (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса | 1ч | 10.09 | ||
3 | В чем состоит сущность музыкального содержания (очно) | 1ч | 17.09 | ||
4 | В чем состоит сущность музыкального содержания (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://multiurok.ru/files/v-chiem-sostoit-sushchnost-muzykal-nogho-sodierzha.html | 1ч | 24.09 | ||
5 | Музыка, которую можно объяснить словами (очно) | 1ч | 01.10 | ||
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-v-7-klassie-po-proghrammie.html | 1ч | 08.10 | ||
7 | Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада» (очно) | 1ч | 15.10 | ||
8 | Когда музыка не нуждается в словах (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-na-temu-kogda-muzika-ne-nuzhdaetsya-v-slovah-2175614.html | 1ч | 22.10 | ||
9 | Лирические образы в музыке (очно) | 1ч | 29.10 | ||
10 | Драматические образы в музыке (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-7-klassie-po-proghrammie-alieieva-na-tiemu-dram.html | 1ч | 11.11 | ||
11 | Эпические образы в музыке (очно) | 1ч | 18.11 | ||
12 | Память жанра (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_muzyki_v_7_klasse-509444.htm | 1ч | 25.11 | ||
13 | Такие разные песни,танцы, марши (очно) | 1ч | 02.12 | ||
14 | Такие разные песни, танцы, марши (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-po-muziketakie-razniepesnitanci-marshi-chast-klass-2840604.html | 1ч | 09.12 | ||
15 | Такие разные песни, танцы, марши (очно) | 1ч | 16.12 | ||
16 | «Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-muzika-tema-formi-muziki-klass-3024649.html | 1ч | 23.12 | ||
II | Что такое музыкальная форма | 3ч | |||
17 | Художественная форма — это ставшее зримым содержание | 2ч | 13.01/20.01 | ||
18 | Почему музыкальные формы бывают большими и малыми – | 1ч | 27.01 | ||
III | Музыкальная композиция | 8ч | |||
19 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах | 1ч | 03.02 | ||
20 | О роли повторов в музыкальной форме | 1ч | 10.02 | ||
21 | Сагаалганай уулзалга | 1ч | 17.02 | ||
22 | Бурятская музыкальная культура | 1ч | 24.02 | ||
23 | Многомерность образа: форма рондо | 2ч | 03.03/10.03 | ||
24 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации | 1ч | 17.03 | ||
25 | О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии | 1ч | 31.03 | ||
IV | Музыкальная драматургия | 7ч | |||
26 | Музыкальный порыв | 1ч | 07.04 | ||
27 | Развитие образов и персонажей в оперной драматургии | 1ч | 14.04 | ||
28 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» | 2ч | 21.04/28.04 | ||
29 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 2ч | 05.05/19.05 | ||
30 | Формула красоты | 1ч | 26.05 | ||
Итого: | 34ч |
\
Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения:
Для учителя:
№ | Авторы учебника | Наименование учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | Искусство.Музыка. 7 класс | 2017 | М.: Дрофа |
2 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | Музыка. Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского | 2013 | М.: Дрофа |
3 | .Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. | Искусство. Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений | 2019 | М.:Дрофа |
4 | Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. | Искусство. Музыка. 7 класс. Нотное приложение. | 2017 | М.: Дрофа |
5 | Алексеева Л.Л. | Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы | 2013 | М.; «Просвещение» |
6 | Арсенина Е.Н | Музыка 5-8 классы. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи | 2011г | «Учитель» |
7 | Вайнкоп Ю. | Краткий биографический словарь композиторов | 1982 | «Музыка» |
8 | Должанский Л. | Краткий музыкальный словарь | 1966 | «Музыка» |
9 | Жигалова Л.А. | Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского | 2013 | «Учитель» |
10 | Разумовская О.К. | Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды | 2008 | М.; «Айрис Пресс» |
Для ученика
№ | Авторы учебника | Наименование учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | Музыка | 2015 | М.; Дрофа |
2 | Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. | Искусство. Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений | 2019 | М.: Дрофа |
3 | Вайнкоп Ю. | Краткий биографический словарь композиторов | 1982 | «Музыка» |
4 | Должанский Л. | Краткий музыкальный словарь | 1966 | «Музыка» |
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительные материалы
№ | Форма контроля | Количество | Контрольно-измерительные материалы |
1 | Тестирование | 1 | Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019 |
2 | Кроссворд «Инструменты народного и симфонического оркестров» | 1 | Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019 |
3 | Опрос | 1 | |
4 | Хоровой зачет | 1 |
Материально – техническая база
- Презентации, видеоролики
- Портреты композиторов
- Схемы расположения различных инструментов и оркестровых групп
- Аудио, видеоматериалы
- Фортепиано
- Ноутбук
- Медиапроектор
- Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...