Рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)
Рабочая программа по музыке 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_umk_aleeva_t.i._naumenko_t.n._kichak_1.docx | 19.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Музыка» для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), от 17.12.2010г, №1897;
- Закона об образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
- Санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования 2020-2021 уч. год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования «Музыка» М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы «Музыка. 5-9 классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ»;
- Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
- Положения о рабочей программе, 2019 год.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Цель: формирование музыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культуры в процессе воспитания инициативного компетентного гражданина, способного к творческой инновационной деятельности.
Задачи музыкального образования:
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
Национально–региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначительностью, поэтому в свою рабочую программу по музыке я включила национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, своё село, регион, которые являются неотъемлемой частью нашей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.
В календарно – тематическом планировании внесена корректировка тем. В III четверти тема 7 урока «Красочность музыкальной гармонии» заменена на тему «Сагаалган. Традиции бурят», тема 8 урока «Мир образов полифонической музыки» заменена на тему « Буряад арадай еhо заншал».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что основная школа обусловлена спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей;
- формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии;
- формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений;
- разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус;
- ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы;
- формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Ученик получит возможность научиться:
- чувствовать гордость за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- признать ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
- Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Ученик получит возможность научиться:
- Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Познавательные УУД
Ученик научится:
- Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
- Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
- Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
- Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Ученик получит возможность научиться:
- Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения музыки в основной школе:
Ученик научится:
- Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
- Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Ученик получит возможность научиться:
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
- определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края; знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
- различать некоторые специфические формы музыкальной деятельности, базирующихся на ИКТ (работа с компьютером, элементы создания электронной музыки, проекты и пр.)
Содержание учебного предмета
№ | Перечень и название разделов | Кол/час | Содержание |
1 | «Тысяча миров» музыки | 5 ч (очно) 4 ч (заочно) | Семь тем объединены в раздел: «Тысяча миров» музыки». В ней изучаются вопросы: о содержании музыки, силе её воздействия, роли в жизни человека. В рубрике также освещаются некоторые страницы истории искусства и, в частности, музыки. |
2 | Как создается музыкальное произведение | 18 ч (очно) 3 ч (заочно) | Раздел «Как создаётся музыкальное произведение» является самой объёмной и центральной в материале года. Она посвящена вопросам теории музыки. В ней исследуются разные музыкально-выразительные средства — ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика. Сведения о средствах музыкальной вы разительности, которые ученики получали в прошлые годы обучения, анализируя конкретные музыкальные произведения, теперь суммируются, углубляются и рас ширяются. |
3 | Чудесная тайна музыки | 4ч | Последний раздел называется очень красиво и поэтично: «Чудесная тайна музыки». В ней суммируется и обобщается материал, пройденный учениками за год, подводятся итоги. Раздел начинается эпиграфом – словами немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана о музыке. Учитель привлекает внимание учеников к тому, что Гофман в своей фразе признает преимущество и особое значение музыки как вида искусства. |
Тематическое планирование 6 а, б, в, г, д, е, ж классы
№ п/п | Наименование разделов, тем уроков | Кол. часов | Сроки | ||
план | факт | коррекц | |||
I | «Тысяча миров» музыки | 9 | |||
1 | Музыка души (очно) | 1 | 03.09 | ||
2 | Наш вечный спутник (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: http://www.myshared.ru/slide/1017060/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-muzika-nash-vechniy-sputnik-3524656.html | 1 | 10.09 | ||
3 | Искусство и фантазия (очно) | 1 | 17.09 | ||
4 | Искусство – память человечества (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/konspekt-uroka-muziki-iskusstvo-pamyat-chelovechestva-klass-2791388.html | 1 | 24.09 | ||
5 | В чем сила музыки (очно) | 1 | 01.10 | ||
6 | Волшебная сила музыки (заочно) Адрес электронного ресурса: | 1 | 08.10 | ||
7 | Музыка объединяет людей (очно) | 1 | 15.10 | ||
8 | Музыка объединяет людей (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-muzika-obedinyaet-lyudey-klass-3988211.html | 1 | 22.10 | ||
9 | Заключительный урок четверти (очно) | 1 | 29.10 | ||
II | Как создается музыкальное произведение | 21 | |||
10 | Единство музыкального произведения (очно) | 1 | 11.11 | ||
11 | В начале был ритм (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-vnachale-bil-ritm-3524657.html | 1 | 18.11 | ||
12 | О чем рассказывает музыкальный ритм (очно) | 1 | 25.11 | ||
13 | О чем рассказывает музыкальный ритм (заочно) Адрес электронного ресурса: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-6-klassie-o-chiem.html | 1 | 02.12 | ||
14 | Диалог метра и ритма (очно) | 1 | 09.12 | ||
15 | От адажио к престо (заочно) Адрес электронного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-ot-adazhio-k-presto-3524660.html | 1 | 16.12 | ||
16 | От адажио к престо(очно) | 1 | 23.12 | ||
17 | Мелодия – душа музыки | 1 | 13.01 | ||
18 | Мелодией одной звучат печаль и радость | 1 | 20.01 | ||
19 | Мелодия «угадывает» нас самих | 1 | 27.01 | ||
20 | Что такое гармония в музыке | 1 | 03.02 | ||
21 | Два начала гармонии | 1 | 10.02 | ||
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии | 1 | 17.02 | ||
23 | Сагаалган. Традиция бурят | 1 | 24.02 | ||
24 | Буряад арадай еhо заншал | 1 | 03.03 | ||
25 | Философия фуги | 1 | 10.03 | ||
26 | Какой бывает музыкальная фактура | 1 | 17.03 | ||
27 | Пространство фактуры | 1 | 31.03 | ||
28 | Тембры — музыкальные краски | 1 | 07.04 | ||
29/30 | Соло и тутти | 2 | 14.04/21.04 | ||
III | Чудесная тайна музыки | 4 | |||
31 | Громкость и тишина в музыке | 1 | 28.04 | ||
32 | Тонкая палитра оттенков | 1 | 05.05 | ||
33/34 | По законам красоты | 2 | 19.05/26.05 | ||
Итого: | 34 |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для учителя:
№ | Авторы учебника | Наименование учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | «Искусство. Музыка.6 класс» | 2014 | М.: Дрофа |
2 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | «Музыка. 6 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя» | 2006 | М.: Дрофа |
3 | Затямина Т.А. | «Современный урок музыки» | 2008 | М.: Глобус |
4 | Алеев В.В. Науменко Т.И | «Музыка. 6 класс (электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD» | 2009 | М.: Дрофа |
5 | Абдуллин Э.Б. | «Теория музыкального образования» | 2004 | М.: Издательский центр «Академия» |
6 | Разумовская О.А. | «Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды» | 2008 | М.: Айрис Пресс |
Для учащихся:
№ | Авторы учебника | Наименование учебного пособия | Год издания | Издательство |
1 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | «Искусство. Музыка.6 класс» | 2014 | М.:Дрофа |
2 | Алеев В.В. Науменко Т.И. | «Дневник музыкальных размышлений. 6 класс» | 2010 | М.:Дрофа |
3 | Вайнкоп Ю. | «Краткий биографический словарь комрпозиторов» | 1982 | «Музыка» |
4 | Должанский Л. | «Краткий музыкальный словарь» | 1966 | «Музыка» |
5 | Сосновская Э.И. | «Мастера культуры Бурятии» | 1986 | Бурятское книжное издательствое |
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительные материалы
№ | Форма контроля | Количество | Контрольно-измерительные материалы |
1 | Тест | 1 | Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2019 |
2 | Кроссворд «Темпы в музыке» | 1 | Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2019 |
3 | Музыкальная викторина «Произведения зарубежных классиков» | 1 | «Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. М.: «Айрис Пресс», 2008мя |
Материально – техническая база
- Презентации, видеоролики
- Портреты композиторов
- Схемы расположения различных инструментов и оркестровых групп
- Аудио,видеоматериалы
- Фортепиано
- Ноутбук
- Медиапроектор
- Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...