конспект урока для 5 класса "Миры Чюрлёниса"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Шварц Нина Петровна

Этот материал предназначен по предмету " Музыка" 5 класс для учащихся как для дистанционного обучения, так и для очного обучения. В нем содержаться вопросы по работе с учебником " Музыка" 5 класс (Сергеева Г.П, Критская Е.Д.), вопросы на активное слушание и анализ произведения, а также связи музыки с изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx202.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка на мольберте

http://900igr.net/up/datas/134823/010.jpg

Микалоюс Константинос Чюрленис –Литовский композитор и художник, также он писал литературные зарисовки. Это был необычайно талантливый человек. Его картины требуют рассматривания. При тщательном рассматривании человек находит все новые и новые элементы и начинает думать над ней- что же это все значит, что хотел сказать нам художник?

И он очень любил море, потому что вырос и жил около моря  (подумайте-какого? )Я сказала, что он еще и писатель. В его литературных зарисовках есть такие строки :

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.

Целое небо обводит своею голубизной твои волны, а ты…дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию, твое бытие бесконечно. Велико, могуче, прекрасно море!

Не знаю , как вы, ребята, а я- очень люблю море!

Сегодня  мы познакомимся с :

1.Картиной-триптихом «Соната-море»

2.Музыкальное произведение «Море»

http://900igr.net/up/datas/73784/010.jpg

Страницы учебника 138-139

«Соната моря» - это триптих /а что такое триптих?/

Называются картины :

1.Allegro- быстрый темп в музыке

2.Andante-умеренный темп в музыке

3.Finale-заключительная часть чего-либо

А что же такое соната? Соната-это произведение из трех частей, как правило эти части контрастны.

1 ч. «Аллегро»-

1.Скакого ракурса ( снизу, сверху) видит художник море?

2.Какого цвета море? Почему желтое?

3.В каком состоянии море? В каком оно темпе? Пена, шарики (янтарь), чайка летает, вдалеке птицы или дома ил еще что-то.

4.Представьте себя маленькими с ладошку, шагните в картину . Вам уютно? 5.Почему композитор назвал ее Аллегро?

2ч. «Анданте»-идущий шагом

1.Что ближе всего к нам? Рука с корабликом.

2.Как рука держит кораблик? Осторожно, поддерживает.

3.Какое настроение у картины? Покой, воспоминания, печаль.

4.Чем освещается печаль? Светильники, глаза, солнца, лодки, глаза ночи.

5.Линии пузырьков идут от светильников книзу. Что это? Затонувший город. Воспоминания.

6.Почему «Анданте»?

3 ч. «Финал»

1.Что видим? Стихия разбушевалась, небо черное, море пенное, волны огромные, кораблики вот-вот потонут. Жизнь очень хрупка. Мгновенность существования человека на земле. Мы бессильны перед стихиями. Хочется туда погрузится? Совсем нет.

Создавая этот триптих, Чюрленис создал и музыкальное произведение под названием «Поэма моря» ( в народе называют и «Симфония моря» и «Соната моря»)

Прослушайте поэму «Море» М. К. Чюрлениса. Всмотритесь в картины, вслушайтесь в музыку. Она вызывает спокойствие и умиротворенность.

https://www.youtube.com/watch?v=N0YxY4jHvqg- 

Как впечатление? Понравилось ?

1.Какое состояние моря передает музыка?

2.За счет чего композитор донес до нас это состояние? (чередование всего оркестра и солирующих инструментов, динамика)

3.Какая мысль подчеркивается заключительными аккордами? Величие морской стихии?

Так в творчестве М. К. Чюлениса переплетаются живопись , поэзия, и музыка…

Чюрлёнис жил у Балтийского моря! Как вы могли догадаться? ЛИТОВСКИЙ композитор! А Литва расположена у Балтийского моря.

Триптих- три картины, объединенных общим замыслом. Как вы могли догадаться? Мы уже работали с триптихом! Помните? Кантата     «Александр Невский»

                 ВНИМАНИЕ!             ЗАДАНИЕ!            В ТЕТРАДИ

1.ВНИМАТЕЛЬНО РАССМОТРИТЕ КАРТИНЫ (все 3 части), ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ (выше, к картинам)

2.ПРОСЛУШАЙТЕ МУЗЫКАЛЬНУЮ ПОЭМУ «МОРЕ», ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...