«Реализация возможностей музыки для сохранения здоровья дошкольников»
статья по музыке
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_seminaru_doklad.docx | 20.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Реализация возможностей музыки для сохранения здоровья дошкольников»
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности. В современной России много говорится о всестороннем, гармоничном воспитании подрастающего поколения. В результате динамики современной жизни, социального неблагополучия в семьях, бесконтрольности информационного пространства возрастает количество детей с проблемами здоровья. Это является серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.
Все дети талантливы от природы. Они любят петь, сочинять, танцевать, творить… Нужно помочь им реализовать их творческий и умственный потенциал без ущерба для здоровья, научить ценить культурное наследие, любить родной край. Только тогда мы получим здоровое, образованное, творческое, гармонично развитое поколение!
Оздоровительно-воспитательный потенциал музыки очень велик.
С помощью комплексной музыки, классической музыки разной направленности, музыки природы, вокалотерапии, звукотерапии, разнообразных методик дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических игр, мы можем позитивно и эффективно влиять на поведение детей, улучшать настроение, развивать музыкально-творческие способности, формировать положительную самооценку, воспитать нравственные качества. О лечебно-оздоровительном эффекте звуков, музыки, пения, дыхания писали древние философы, к ним присоединяются и современные учёные-физики, медики из многих стран. Их научные труды и результаты экспериментов свидетельствуют об эффективности музыки как средства сбережения здоровья. Лечебно-оздоровительные свойства музыки напрямую связаны с частотой звуковых колебаний и их влиянием на физиологические и психические процессы в организме. Этот метод восстановления, сбережения здоровья и оптимизации поведения с помощью различных музыкальных средств называется МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.
Что же представляет собой музыкотерапия для дошкольников?
Музыкальная терапия может быть выражена в следующих формах:
- прослушивание музыки
- хоровое или сольное пение
- танцы
- Создание собственных музыкальных произведений и их запись
на аудионосители
- Игра на простых музыкальных инструментах
На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1 .Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений речи. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .
• Тренировка силы вдоха и выдоха.
• Развитие продолжительности выдоха.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений, путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыки) Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, коррекционные, познавательные.
Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
6. В своей практике использую развивающие голосовые игры, которые являются игровым компонентом. Суть игры в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им.
7 Пение: С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы. Во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, в свою очередь влияющая на кровообращение. Голос – это индикатор здоровья. Самое главное на занятиях – это бережное отношение к голосу ребёнка. Я учу петь ребёнка естественным звуком, без напряжения. Особенно полезны в исполнении протяжные песни, которые развивают дыхание. Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.
8 Музыкально-ритмические движения:
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
. На музыкальных занятиях ребенок занимается в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим.
8 Музыкотерапия - Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Безвредность
2. Легкость и простота применения
3. Возможность контроля
Формы музыкотерапии используемые при работе с детьми:
Пассивная музыкотерапия - когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации. Метод пассивной музыкотерапии можно использовать в нескольких вариантах: это музыкальная картинка и музыкальное моделирование. В первом случае ребенок, прослушивая музыкальную композицию, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря музыкальным звукам, мелодии, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние.
Активная музыкотерапия.
Это вокалотерапия-повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения.
Инструментальная музыкотерапия-формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах.
Вывод Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки.
Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ
«Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития:петербургский опыт»...
Проблема сохранения здоровья и повышения функциональных возможностей студентов
Анализ и некоторые факты из истории данного вопроса...
Темы для бесед с родителями по сохранению здоровья детей и анкетирование учащихся для определения возможных нарушений.
Родители понимают, что здоровье - главное для ребенка, но не всегда говорят на эти темы. Предлагается на любом этапе жизни ненавязчиво, с примерами из жизни, окружающей среды проводить беседы по форми...
Инновационный проект ГБОУ "Волгодонская школа-интернат" "Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения и реализации ФГОС начального и среднего общего образования"
Программа направлена на сохранение и укрепление здровья воспитанников, формирование у них навыков культуры здоровья и безопасного образа жизни....
Тезисы учебно- исследовательской работы "отношение к качеству жизни некоторых групп населения и возможность сохранения здоровья через закаливание "
В данном материалы представлены тезисы учебно- исследовательской работы Ученицы СОШ33 Вафиной лианы представленный на НПК им Моряковой проводимый в 2017 году , где рассматриваются основные...
Статья «Двигательная активность, как средство сохранения здоровья для детей с ограниченными возможностями».
Статья «Двигательная активность, как средство сохранения здоровья для детей с ограниченными возможностями».«Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чи...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ.
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются основы здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма. ...