Влияние музыки на интеллектуальное развитие школьника
статья по музыке (5 класс)
Классическая музыка влияет на качество нейронной сети.Более высокий результат успеваемости имеют те дети, которые занимаются музыкой. Эти дети имеют разносторонние интересы, занимаются в спортивных секциях, участвуют в олимпиадах и научно-проектной деятельности. Музыка играет огромную роль в развитии интеллектуальных способностей школьника, которые являются предпосылкой развития творчества и устойчивой жизненной позиции ребёнка. Умение слышать и слушать классическую музыку, напрямую влияет на развитие интеллекта у школьника. Об этом всё больше говорят научные исследования.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыки на интеллектуальное развитие школьника.
Мне как учителю музыки на уроках и во внеурочной деятельности хочется сделать содержание урока не только интересным, но и полезным для детей. Нужно не только приобщать детей к музыкальному искусству: учить слушать и слышать произведения композиторов-классиков, учиться анализировать услышанное, разбираться в средствах музыкальной выразительности посредством которой нам рисует композитор те или иные музыкальные образы. Но также, окунуться в эпоху, в которой жил и творил композитор, затронуть исторические события, которые нашли своё отражение в произведении. Окунуть детей в древнюю культуру своего народа и народов многонациональной России в целом. Научить уважать, ценить, познавать культурные ценности нашей большой страны.
Важно, помочь детям в усвоении других предметов, т.к. музыка не только работает в синтезе с такими предметами, как: математика, история, литература, физкультура и др. А главное, музыка, это искусство развивающее интеллектуальные способности подрастающего поколения. Дети, музыкальные пристрастия которых оставляют желать лучшего, подчас не могут обойтись без гаджетов, слушают современных исполнителей, песни которых не отличает богатство языка. Педагоги и психологи с тревогой говорят о росте детской агрессивности, об эмоциональной неустойчивости и неуравновешенности. Такое поведение мешает детям воспринимать и усваивать учебный материал.
Современный мир ставит перед школьником сложные задачи, всё больше растут требования, объём знаний, которые нужно запомнить не механически, а осмысленно. К сожалению, в настоящее время, всё больше детей приходят не готовые к обучению в школе, интеллектуальное развитие у многих отстаёт от темпа роста объёма знаний. Первоклассники приходят в школу с большими логопедическими проблемами. Дети и даже взрослые перестали читать книги, совместно посещать библиотеки. Интеллектуальные способности многих учащихся находятся на низком уровне, что затрудняет процесс усвоения учебного материала. Учебные программы новых Федеральных Государственных образовательных стандартов рассчитаны на учеников с хорошо развитым интеллектом.
Более высокий результат успеваемости имеют те дети, которые занимаются музыкой. Эти дети имеют разносторонние интересы, занимаются в спортивных секциях, участвуют в олимпиадах и научно-проектной деятельности. Музыка играет огромную роль в развитии интеллектуальных способностей школьника, которые являются предпосылкой развития творчества и устойчивой жизненной позиции ребёнка. Умение слышать и слушать классическую музыку, напрямую влияет на развитие интеллекта у школьника. Об этом всё больше говорят научные исследования.
«Ребенка надо приучать к музыке даже против его желания» - такое мнение высказала на своей лекции Татьяна Черниговская, один из самых авторитетных ученых в области нейронауки, Доктор биологических наук, профессор СПбГУ. «…Что, если мозг человека условно назвать мышцей, то как раз лучшей для неё гантелей будет музыка», говорит Татьяна Черниговская. Она связывает работу мозга «с джазовой импровизацией, так ведут себя нейроны, когда пытаются решить проблему...» «В каждом из нас играет джаз! Надо, если не играть, то хотя бы слушать джаз! Сложная музыка для человека полезна!»
«Математика и музыка – очень похожие вещи. Для того, кто в состоянии понять формулы, они необыкновенно красивы и вызывают такие же эстетические восторженные чувства, какие у других – музыкальное произведение…»
«Как известно, Эйнштейн играл на скрипке и утверждал, что если бы не стал физиком, то был бы музыкантом, что видит жизнь в музыкальном аспекте. И это не было для него способом отдохнуть, это было важной частью его ментального и духовного пространства. Он говорил: «Интуиция – священный дар, разум – покорный слуга».
Учёные в области нейрохирургии пришли к следующим выводам:
- Занятия музыкой начатые в раннем детстве очень ускоряет и интенсифицирует работу головного мозга;
- Занятия музыкой улучшают качество нейронной сети;
- Занятия музыкой обеспечивают лучшую пластичность мозга, влияют на состояние мозга в пожилом возрасте.
В начале 20-го века в науке появляется такой термин, как «Музыкотерапия», который широко применялся в лечении неврозов, а также, для улучшения общего состояния в санаторно-курортном лечении. В 90-е годы 20-го века, многочисленные независимые исследования ученых, медиков, психологов всего мира доказывают, что музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сравнению с произведениями всех прочих композиторов, оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Этот феномен назвали «Эффект Моцарта». Музыка Моцарта активизирует все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации зрения и высших процессах сознания и могут играть роль в развитии пространственного мышления. Сонаты, квартеты, симфонии, оперы, пьесы для скрипки и фортепиано благотворно влияют на развитие нейронной сети головного мозга и на весь организм в целом. «Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга» (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)
Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения. Музыка властвует над нашими эмоциями, которые побеждают даже физическую боль.
Примеры произведений классической музыки для регуляции
психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги, раздражительности и неуверенности:
Ф. Шопен "Мазурки", "Вальсы", "Ноктюрны", "Прелюдии" (кроме Прелюдии №1 и №24)
Й. Штраус "Вальсы";
Л.В. Бетховен "Лунная соната";
К. Дебюсси "Лунный свет";
Ф. Шуберт "Ave Maria", Симфония №8 "Неоконченная";
Т. Альбинони "Адажио"
А. Вивальди из Цикла "Времена года" "Осень", "Весна"
2. Снятие симптомов гипертонии и напряженности:
И. С. Бах "Концерт для скрипки ре минор", "Кантата 21";
Б. Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет №5;
А. Брукнер "Месса ля-минор".
Ф. Мендельсон «Свадебный марш»
3. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
В.А. Моцарт опера-буффа "Дон Жуан";
Ф. Лист "Венгерская рапсодия";
А. И. Хачатурян Вальс к кинофильму "Маскарад".
4. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
П. И. Чайковский "Симфонии";
С. В. Рахманинов "Концерт №2 для фортепиано с оркестром"
Л. В. Бетховен Увертюра "Эгмонт", "Патетическая соната";
Ф. Шопен "Прелюдия №1, №24", Этюд "Революционный";
Ф. Лист "Венгерская рапсодия"
А. И. Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Д. Д. Шостакович Струнный квартет №8, Симфония №7
5. Для снятия головной боли:
И. С. Бах "Итальянский концерт";
Й. Гайдн Симфонии;
М. К. Огинский «Полонез»;
Л. В. Бетховен опера «Фиделио»
6. От бессонницы:
Э. Григ сюита «Пер Гюнт»;
Я. Сибелиус «Грустный вальс»
Ф. Шуман «Грезы»
П. И. Чайковский фортепианные пьесы "Времена года", "Детский альбом"
С. В. Рахманинов Симфония №2 часть III
К. Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
7. От гастрита:
Л. В. Бетховен «Соната N7»
8. Улучшает логическое мышление и повышает математические способности:
С.В. Рахманинов Второй концерт для фортепиано с оркестром, Прелюдии;
В.А. Моцарт Струнные квартеты, Симфонии;
Антонио Вивальди Концерт «Времена года».
Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т.к. она естественна. В сущности, п е н и е - это пропевание гласных звуков. В 20-ом веке появляется такой термин, как «вокалотерапия», занятия которой благотворно влияет на весь организм в целом. Например, если петь гласные, то:
А – насыщает организм кислородом,
Е - удаляет избыток отрицательной энергии,
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,
У - оказывает положительное воздействие на область живота,
Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему,
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,
Я - оказывает обезболивающий эффект.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. «Музыкотерапия» и «вокалотерапия» в мире становится признанной наукой.
Слушайте музыку, пойте, музицируйте и приучайте к этому детей!
Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это активно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети, которая влияет на пластичность головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...
Г.А.Бакулина "Конспекты для учителя. Интеллектуальное развитие школьников" 7 класс
Пособие содержит разработки уроков по всем темам, изучаемым в 7 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учебного материала и развитие внимания, памяти, логического м...
Г.А.Бакулина "Конспекты для учителя. Интеллектуальное развитие школьников "8 класс
Пособие содержит конспекты уроков по разделам русского языка для 8 класса. Материал ориентирован на развитие памяти, внимания, логики обучающихся...
Влияние музыки на гармоничное развитие учащихся образовательного объединения «Хореография»
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант ...
Влияние музыки на речевое развитие детей.
Статья о роли музыке в развитии речи....
Проект "Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьника"
Данная проектная работа посвящена изучению влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьников. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов и других негат...
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...