Урок музыки 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Разработка урока музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе на тему:
«Музыка – сестра живописи»
Цель:
Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать чуткого взаимопонимания произведений великих художников и композиторов;
Образовательная:
Формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией;
Развивающая:
Расширять кругозор, развивать ассоциативное мышление, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге.
Оборудование:
- Видеопроектор
- Презентация по теме «Музыка – сестра живописи»
- Музыкальный материал.
- Материал для творческой работы.
Методы:
Изучение нового материала, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы
Ход урока
Слайд 1
«Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. И действительно – эти два вида искусства развивались одновременно.
Никто из вас даже не задумывался над вопросами : Почему сестры? В чем их схожесть? Это же ведь совершенно разные виды искусства. Художнику нужны кисти и краски, а композитору - ноты и музыкальные инструменты. На сегодняшнем уроке мы поставим перед собой цель: найти родственность музыки и изобразительного искусства.
Начиная с древних времен человек рисовал. Рисовал на скалах, на песке, на глине - углями, мелом и просто палочками. Издавая при этом звуки совсем не похожие на песни, но эти звуки были поиском. Человек искал музыку. Он копировал звуки природы: шум ветра, стон погибающего зверя, крик птицы. Древние женщины успокаивали свих малышей под особенные звуки, под которые засыпал малыш, а воины издавали сигнальные звуки приближающейся беды или охоты на животного.
С давних времен рисовали музыкантов и музыкальные инструменты. Уже тогда, музыка и рисунок стали близки.
Время шло. Появлялись различные музыкальные инструменты. Художники рисовали картины природы, портреты людей и, среди этих картин были «звучащие картины».
Человек мог нарисовать все, кроме музыки. Как ее изобразить? На что она похожа? Ведь она сиюминутна. Звук появился и тут же исчез.
Во все времена пытались добраться до этой тайны – НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ,
Попыток было сделано много, а результат один. Музыка – это звук, а рисунок – это краски.
Но что же тогда их связывает? В чем сходство?
Слайд 2. К.Моне «Стог сена в Живерни»
Работа с учебником Т.Н.Науменко, В.В.Алеев (стр.128)
Эта картина- сельский пейзаж. Мы видим стог сена, деревенские домики, полевые цветы, лесные дали.
И всё это изображено по-разному.
Так стог сена на переднем плане как будто звучит громче, рельефнее(размеры)
Фон – (домики, цветы, лес) изображен более отдаленно
Сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения
В музыке тоже есть рельеф и фон. Рельеф выражается в главной мелодии солирующего инструмента или голоса. Фоном является аккомпанемент, который как бы добавляет краски.
Послушайте произведение Чайковского П.И Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
Солирующий инструмент – флейта. Нежная, печальная мелодия А фон – оркестр.
Давайте попробуем сравнить картину и музыку. Есть ли схожесть? (ответы ребят)
Итак вывод №1 – и музыка и изобразительное искусство имеет фон и главную тему(рельеф).
Сл.3. Следующее на чем мы остановим наше внимание – это контраст.
Сл. 4. Рассмотрим картину на Э.Дробицкого «Жизнь и смерть».
Две противоположные фигуры - светлая и темная. Жизнь имеет лицо и светлые тона подчеркивают ее красоту. Смерть изображена, как темная, безликая фигура.
В музыке так же обязательно есть контраст. Послушайте произведение Л.В. Бетховена «Весело - грустно» . Две совершенно разные по настроению мелодии. Одна нежная, мягкая, а другая –быстрая, радостная.
Вывод №2 - и музыка и рисунок имеет контраст.
Давайте вспомним что значит понятие «тембр». В изобразительном искусстве - это цвета: темные, светлые, холодные, теплые. Один цвет имеет несколько оттенков. В музыке – один звук у разных инструментов звучит по разному. Людей мы отдичаем по тембру голоса. Мы никогда не перепутаем голос А. Пугачевой и Бьянки, Ф.Киркорова и Н.Баскова. Причина - тембр голоса.
Вывод №3 – и музыка и рисунок имеет окраску
Посмотрите сколько общего имеет музыка и изобразительное искусство.
Но и это еще не все.
Слайд 5
Звуковая палитра
Цветовая гамма
Музыкальная живопись
Живописная музыка
Холодные и теплые тембры
Ритмический рисунок
Мелодическая линия
Светлые и сумрачные тона
Музыкальный портрет
Посмотрите на перечисленные определения. Давайте попробуем дать характеристику каждому из них. (ответы)
Мы подошли к самому главному выводу. Перечислив все схожие черты этих двух видов искусства, можем ли мы назвать их «сестрами»? (ответ)
Слайд 6
Вывод № 4 - «Музыка – сестра живописи»
Творческое задание (индивидуальное задание)
Приближается весна. А мы знаем, что и композиторами и художниками создано огромное количество прекрасных произведений о временах года.
Я вам поставлю произведение П.И. Чайковского Апрель («Подснежник») из «Времен года», а вы раскрасите лепестки, которые лежат на партах в весенние цвета.
Вокально-хоровая работа (коллективная работа)
Вывод:
Музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой. Способность оживлять художественный образ, придать ему глубину и объемность это наиболее яркая выразительная сила, которая особенно очевидно проявляется в тех произведениях, где отсутствует текст или подобная литература. Музыка и живопись – это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.
Спасибо, ребята, что вы хорошо сегодня работали.
Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...