План-конспект урока по фортепиано.
план-конспект по музыке
Начальный этап развития навыков игры на фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_fortepiano_2.docx | 36.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Начальный этап развития навыков игры на фортепиано
Цели урока:
- формирование исполнительских навыков игры на фортепиано
Задачи урока:
- освоение исполнительской техники
- приобретение навыков позиционной игры
- продолжение знакомства с музыкальными терминами.
- развитие навыка игры в ансамбле на фортепиано и металлофоне.
- подбор мелодии по слуху.
- работа над интонацией.
- совершенствование навыка игры поп legato.
- разучивание способа звукоизвлечения на legato.
Тип урока:
- изучение нового материала
Методы обучения:
- наглядные
- демонстрация упражнений
- практические (игра в ансамбле с преподавателем)
- словесные (сообщение новых знаний)
- анализ
Оборудование:
фортепиано
нотная литература
металлофон
наглядный материал
Структурный план урока
- Организационный момент. Сообщение темы и плана урока, представление студента.
- Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на фортепиано.
2.1. Приведение рук в рабочее состояние перед игрой на фортепиано, (работа над двигательным аппаратом):
- раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса
- упражнения на мелкую моторику
- супинация и пронация рук и пальцев
- постановка руки
2.2. Разучивание музыкального произведения К. Лонгшамп-Друшкевича «На льду».
2.3. Работа над ансамблем И. Берковича" Мелодия".
2.4. Подбор на металлофоне и пение детской песни "Василёк".
- Подведение итога учебного занятия.
- Информация о домашнем задании.
Содержание урока
Урок проводится со студенткой I курса МКТ. Студентка ранее не обучалась игре на музыкальных инструментах, в связи с чем обучение нотной грамоты и постановка руки - всё начато с «нуля».
Начальный этап развития навыков игры на фортепиано включает в себя не только приведения аппарата в рабочее состояние, но и приобретение основ исполнительской техники на инструменте и получение базовых знаний по музыкальной теории, так как без знания нот, владения терминологией и применения своих знаний на практике, студент не сможет читать с листа ноты музыкальных произведений, извлекать различные по характеру звуки инструмента.
До первого прикосновения к клавишам, педагог занимается несколько минут гимнастикой, что позволит полностью организовать пианистический аппарат и подготовит руку к игре сочным, красивым звуком.
Разучивание пьесы К. Лонгшамп-Друшкевича «На льду».
Преподаватель: Какой штрих используется для связного голосоведения?
Студент: Легато
П: Не связного голосоведения?
С: Нон легато
П: Этот же штрих используется и в пьесе И. Берковича «Мелодия», которую мы продолжим разучивать.
П: Пьеса написана для одного исполнителя?
С: Двух
П: Эта пьеса написана для двух исполнителей, как называется ансамбль двух исполнителей?
С: Дуэт
П: Эту же пьесу можно исполнять в ансамбле с металлофоном. При игре дается понятие ауфтакт (показ вступления).
П: Как переводится термин «Металлофон»?
С: «Фон» - звук, «металл» -материал, из которого сделаны пластины инструмента.
П: На первых уроках мы с тобой разучивали детскую песню «Василек»... Вспомни, как движется мелодия, с какой ноты начинается пьеса? (ФА) На металлофоне эта нота обозначается буквой "F". Подбери на металлофоне. Вспомни слова песенки.
П: Повторим, с чем мы сегодня познакомились?
Какие слова-термины повторили и выучили?
Способы звукоизвлечения?
Способ игры (педалью)?
Исполнительские формы: индивидуальная игра, ансамбль (два вида дуэта: на фортепиано в четыре руки и фортепиано - металлофон).
П: Домашнее задание:
- повторение на немой клавиатуре и перед зеркалом разминочных упражнений.
- самостоятельная подготовка за инструментом в кабинете.
- самоанализ урока.
Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента студента – всё это приходится учитывать при составлении программы. Правильно же подобранная программа позволяет студенту обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на уроках индивидуального обучения.
Студентка 1 курса, отделения МКТ имеет хорошие природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Музыкой профессионально не занималась, поэтому навыков пения, игры на музыкальном инструменте, подбору на слух у неё нет. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, в связи с чем, за короткий промежуток времени были восполнены пробелы в знаниях, умениях и приобретены первоначальные пианистические навыки. Студентка не очень усидчива, но это не мешает ей ответственно относится к учёбе, добросовестно выполнять все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере, и способствует спокойному состоянию, без которого трудно добиться свободы самоощущения.
Исходя из темы урока, думаю, что обучающий аспект цели урока можно сформулировать широко: освоить исполнительскую технику, отработать у студента умение анализировать состояние своего пианистического аппарата, выполняя упражнения на различные виды техники и постановку руки. Этот вид деятельности многократно проводится на всех занятиях и работа над ним ведётся с первого урока. Целью этих упражнений является доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты. Форма работы: индивидуальная.
Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают речь, усиливают коммуникативность, обогащают словарный запас студента, развивают внимание, воображение и фантазию.
На протяжении урока подчёркивалась связь с жизнью и практикой, проводилась профессионально значимая мотивация деятельности.
В работе со студентом используется дифференцированный подход в обучении: игру на металлофоне по системе К. Орфа. Помимо того, что этот вид деятельности является стимулирующим фактором в процессе обучения, закладывает фундамент музыкальности, воспитывает творческое начало, творческое мышление, но и в дальнейшем найдёт применение в профессии, в новых жизненных условиях. А умение активно и творчески оперировать полученными знаниями создадут основу для развития личности, позволят будущему педагогу встать на более высокую ступень развития.
В работе со студентом учитывались её индивидуальные особенности и стремление познать новое.
Подведение итога урока - обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).
В конце урока проводится инструктаж, даются рекомендации к выполнению домашнего задания, которое основано на изученном материале. Являясь самостоятельной формой обучения, домашняя работа дополняет урок и выполняет функцию непрерывного образования, дисциплинирует, помогает повторить, закрепить материал, знания, умения и навыки, полученные на уроке на уровне обобщения.
Методы и формы обучения на уроке соответствовали цели занятия.
Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой деловой атмосферы, в сочетании с требовательностью и уважением к личности студента; доброжелательное отношение педагога и студента через организацию индивидуальной формы работы и создание дружеской обстановки, что способствовало достижению воспитательных задач.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Занятие проведено результативно. Цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы, в результате успешной работы на уроке сформированы первоначальные умения и навыки игры на фортепиано, что, несомненно, скажется на дальнейшем обучении. Студентка заслужила положительную оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"
В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....
План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...
План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. тема: "Какие мы разные"
Если вы посмотрите на фортепианную клавиатуру, то увидите, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности, которая повторяется семь раз. Почему именно т...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».
Цели занятия:· Развитие культуры общения.· Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...