Презентация к уроку по теме "Писатели о музыке и музыкантах" 5 класс
презентация к уроку по музыке (5 класс)
Интегрированный урок по рассказу К. Г. Паустовского "Старый повавр". После прочтения рассказа, дети рассуждают о том, какое чудо смогла сотворить музыка. Для слушания и анализа я выбрала "Маленькую ночную серенаду" В.А. Моцарта, анализируем средства музыкальной выразительности и повторяем построение формы рондо. заканчиваем урок песней "Музыка - это дивная страна" И.Крутого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staryy_povar_-.pptx | 1.51 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка часто бывает главным действующим лицом в сказках, рассказах и повестях. Она часто звучит во многих произведениях К.Г. Паустовского – одного из самых «музыкальных» писателей России. Его любовь к музыке сдержанна и глубока. Для его героев музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать в тяжелых обстоятельствах, быть великодушным, дарить радость другим людям, вселять веру. К.Г.Паустовский посвятил повести великим композиторам и музыкантам: Григу, Шопену, Моцарту.
«Старый повар» В один из зимних вечеров 1786 на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун… Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: - Между тем, мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Выйди на улицу, попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет. Мария вышла из дома. Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала, прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил: - Кто здесь? Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. - Хорошо, - сказал человек спокойно. Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдемте.
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблескивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо. Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему. - Говорите! – сказал он. – Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души. И старый повар шёпотом рассказал незнакомцу о том, как он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал, когда тяжело заболела его жена Марта, и врач прописал ей разные дорогие лекарства. - Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола! Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я бы смог украсть!»
Незнакомец положил ладонь на слепые глаза старика и сказал: - Вы невинны перед людьми. То, что совершили, не есть грех, а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг во имя любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю. - Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о моей дочери. - Я сделаю это. А ещё чего вы хотите? Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: — Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
- Хорошо,— сказал незнакомец, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет, — слушайте и смотрите. Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. - Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Незнакомец играл, глядя в черное окно. А теперь, - спросил он, - вы видите что-нибудь? Старик молчал, прислушиваясь.
- Неужели вы не видите, что ночь из черной сделалась синей, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы? А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят не север над нашей старой Веной? - Я вижу всё это! – воскликнул старик. Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов. - Открой окно, Мария, - попросил старик. Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Когда звуки стихли, он всё сидел на стуле, не двигаясь, как будто заколдованный своей музыкой.
Старик сказал, задыхаясь: - Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать Ваше имя… - Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец. Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Задание : 1 . Ответить на вопрос: какое чудо сотворила музыка в рассказе? 2 . Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Она написана в форме рондо. Подберите 5 слов, характеризующих музыку. 3. Записать определение: Рондо — это музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) чередуется с отличающимися друг от друга эпизодами. Схема рондо: A — B — A — C — A - … А – главная тема или рефрен повторяется 3 или более раз. В и С – эпизоды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Застывшая музыка", 8 класс, Искусство
Презентация предназначена для урока Искусство в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской....
урок по теме "Развитие музыки в 3 классе"
конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского на тему "Развитие музыки"...
Презентация к уроку развития речи по лимтературе в 6 классе "Музыка весны"
На этом уроке отрабатываются начальные навыки анализа стихотворения, повторяются средства выразительности поэтического текста....
Презентация к уроку "Кантата - поэма в музыке"
Презентация к уроку "Кантата - поэма в музыке"...
Презентация к уроку О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА, МУЗ. ПОРТРЕТЫ 1 класс
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА, МУЗ. ПОРТРЕТЫ 1 класс...
Презентация к интегрированному уроку по математике и музыке в 6 классе по теме "Делители и кратные"
Презентация к интегрированному уроку по математике и музыке в 6 классе по теме "Делители и кратные"...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе...