урок "Детский альбом П.И.Чайковского"
презентация к уроку по музыке
Урок содержит полный конспект и презентацию со звуковыми фрагментами из произведений П.И.Чайковского из "Детского альбома". Урок можно использовать в начальной и средней школе, а так же как музыкальную викторину во внеклассной работе (например в конце 2 четверти перед новогодними праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka.doc | 841.5 КБ |
chaykovskiy.ppt | 2.51 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
(можно использовать)
1 четверть 3 класс ( по программе Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой): раздел «День полный событий»; тема уроков: «Выразительность и изобразительность в музыке»
2 четверть 2 класс ( по программе Д.Б.Кабалевского): «О чём говорит музыка»
Конспект урока музыки во 2 классе
2 четверть ( по программе Д.Б.Кабалевского)
Учитель Сурнина Татьяна Анатольевна
Тема четверти: «О чём говорит музыка»
Тема урока: «Детский альбом» П.И.Чайковского и взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальном произведении
(или Выразительность и изобразительность музыки в пьесах из «Детского альбома» П.И.Чайковского)
(или Взаимопроникновение выразительности и изобразительности в музыкальном произведении)
Тип урока: Обобщение темы
Цель урока: закрепить у учащихся представление о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с повседневной жизнью и внутренним миром человека.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с творчеством П.И.Чайковского на примере пьес из «Детского альбома»;
- Познакомить с творчеством современного композитора
Д. Воскресенского на примере песни «Ночь расскажет нам сказку»;
- Закрепить понятия: музыка изображает, музыка выражает, композитор, марш, песня, танец (вальс, полька), ритм, темп, лад, мелодия, движение музыки, характер музыки;
- обучение игры на ДМИ;
- учить использовать различные технические средства, ресурсы для самостоятельного знакомства с музыкальными произведениями и творчеством композиторов.
Развивающие:
- активизировать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
- развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты;
- повышать уровень музыкальной грамотности учащихся;
- учить слушать, слышать и понимать изобразительные и выразительные качества музыки, её многогранность;
- развивать умение размышлять о музыке;
- учиться передавать художественный и музыкальный образ песни;
- формирование и развитие творческих способностей;
- расширение ассоциативного поля школьников;
- развитие интереса к импровизации;
- развивать способность самостоятельно мыслить, действовать, обучаться;
- развивать эвристическое мышление
Воспитательные:
- формировать музыкальную культуру как часть всей духовной культуры человека;
- раскрывать связь музыки с жизнью человека;
- воспитывать музыкальный, эстетический вкус;
- воспитывать интерес и любовь к музыке;
- активизировать чувства сопереживания;
- раскрывать внутренний мир детей;
- приобщение к золотому фонду классической и современной музыки;
- воспитывать
Методы:
- словесный (беседа)
- наглядный
- слуховой
- практический
- эмоционального воздействия
- побуждения к сопереживанию
- перспективы и ретроспективы
- сопоставления и сравнения
- игровой
- наблюдения за музыкой
- исследования музыкального образа
- поисковый
- тождества и контраста
- проблемно-поисковый
- обобщения
Музыкальный материал:
- Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Сладкая грёза», «Вальс», «Полька»)
- Песня для разучивания «Ночь расскажет нам сказку»
Д. Воскресенского;
Оборудование:
1.Медиа проектор
2.Компьютер
3. Презентация
4.Фортепиано
5. Карточки с названием музыкального материала и домашним заданием (остаются после урока детям для выполнения домашнего задания)
6. ДМИ (треугольник)
7. Нотные сборники:
«Детский альбом» П.И.Чайковский и «Сонные песенки» Д. Вознесенский
Домашнее задание№1
- на карточках с названием музыкальных произведений изобразить (нарисовать, вклеить) свое представление музыкального образа в пьесах П.И.Чайковского и песне Д.Вознесенского
- выразить свой эмоциональный отклик от услышанных музыкальных произведений на уроке (в виде цвета, мимики, слова)
Пример карточки (выполненное домашнее задание):
Музыкальное произведение | Музыкальный образ | Эмоциональный отклик |
« Сладкая грёза» |
Домашнее задание № 2
- используя интернет – ресурс, совместно с родителями познакомиться с творчеством П.И.Чайковского и послушать пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского
http://musicmp3.spb.ru/album/detskii_aljbom_soch_39_yakov_flier.html
(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ, ТО МОЖНО СРАЗУ НА УРОКЕ ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ И ДВИЖЕНИЕ ПО САЙТУ)
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Покажите пожалуйста своей мимикой какое у вас сейчас настроение ………..(показывают)
- Спасибо. Я вижу, что настроения у всех разные: кто-то грустный, кто-то радостный, кто-то спокоен, кто-то встревожен, кто-то злится. Но я надеюсь, что к концу урока ваше настроение измениться в лучшую сторону, потому что у меня для вас есть несколько сюрпризов!
- Но ведь я не показала вам какое у меня настроение! А давайте я вам его исполню, а вы угадаете! И так:
Сейчас у меня вот такое настроение: (звучит мажор) Да, радостное. В музыке это настроение называется,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..(мажор) Повторите за мной: «Вот звучит мажор» (гамма вверх)
А вчера у меня было вот такое настроение: (звучит минор). Да, грустное. В музыке это настроение называется,,,,,,,,,,,,,,,, (минор) Повторите за мной: «Вот звучит минор» (гамма вниз)
Ну что ж, молодцы. Всё угадали и вспомнили два основных настроения в музыке, два лада – мажор и минор. А теперь, обещанный сюрприз.
- Слайд №1 . Совсем скоро Новый год! Вы уже ждёте подарков? В этих коробочках для вас тоже спрятаны подарки. Как вы думаете, что это может быть? ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
- Да, замечательные идеи. Но мой подарок другой. И это
- Слайд №2,,,,,,,,,,,, классическая музыка! Именно она может быть одновременно подарком для каждого из вас и сразу для всех. И музыка, написанная русским композитором 19 века,,,,,,,,,(слайд №3),,,,,,,.Кто знает его имя? (буквы медленно выходят)
- Да, это П.И.Чайковский. какие произведения этого композитора вы знаете?
(если нет ответов, то …..Вот сегодня и начнём знакомится)
- П.И.Чайковский написал цикл пьес для фортепиано и объединил его в сборник под названием «Детский альбом» (слайд №4). А вот так он выглядит в нотном сборнике. (показать)
- Почему «Детский альбом»? Как вы думаете, кому подарил композитор эти пьесы?
- Да, детям. Написав эти пьесы для своего племянника, композитор подарил их тем саамы всем детям.
- Сколько пьес в этом альбоме? ………… И каждая имеет название.
Мы с вами познакомимся пока что только с некоторыми из них. Названия этих пьес выделены, синим цветом. Я уже говорила, что пьесы написаны для фортепиано, но их так же можно исполнять и на других музыкальных инструментах. Как раз такое исполнение вы и услышите.
12.А теперь у меня к вам вопрос. Вы любите играть? Во что? Я знаю детей, которые любят играть в машинки и при этом делают так…….(«тртртртрт») и рулить.( попробуйте и вы)
А ещё вот так ( «бр» губами) и рулить. ( попробуйте и вы)
А ещё играют в самолётики и делают так («ЖЖЖЖЖЖЖЖ») и руками расправить крылья. ( попробуйте и вы). А вот мой папа играл в детстве в лошадки. Как можно изобразить звуком бег лошадки? (удар языка по нёбу). Молодцы. А как вы думаете может ли музыка изобразить игру в лошадки? …………………………..
И вы правы. СЛАЙД № 8
- И так. Познакомимся с пьесой «Игра в лошадки». (слушание)
А может я что-то перепутала и это колыбельная? Лошадка стоит? (нет) Что происходит в музыке (движение, острый ритм, быстрый темп) (ответы детей о характере музыки). А какое настроение у наездника, у этого мальчика?
А теперь вы тоже можете ещё ярче изобразить эту игру в лошадки, слушая пьесу и прищёлкивая языком. (ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ)
- А кто же из мальчиков не любит играть в солдатиков?! (Слайд №9) СЛУШАНИЕ
Что делают солдатики? Бегут? Стреляют? Скачут на конях? (нет) А что? А почему вы так решили? Правильно- маршируют. Как композитор это изобразил это в музыке? (чёткость ритма, счёт на 4). А как вы думаете выражено ли в этой пьесе настроение мальчика или даже солдатиков? Какой характер музыки?(Да, гордость, бодрость)
Мы тоже сейчас с вами сможем промаршировать. Поставьте указательный и средний пальчики обеих рук на стол и промаршируйте пальчиками так же ритмично и бодро как звучит музыка в этой пьесе.
- девочки конечно мало кто играют в солдатики. Они всё больше любят танцевать. Какие вы знаете танцы? ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. А до скольки мы считаем в вальсе? (3). А давайте потанцуем вальс руками. Как вы это сделаете? (учитель считает и тоже показывает руками)
Попробуем сразу так же потанцевать по музыку в пьесе «Вальс» СЛАЙД №10. Что вы представили под эту музыку? А какое настроение в музыке? Какие чувства она выражает? (радость, нежность, игривость)
- А вот и полька! Как танцуют польку7 Кружатся как в вальсе? Да, подскоками. А считают до скольки? (до 2)
Попробуем потанцевать? Прошу вас встать и повторить за мной (подскоки на месте и прямые хлопки).
А теперь под музыку! СЛАЙД №11 (слушают и танцуют). Молодцы. А если я скажу, что это была полька бегемотов. Вы согласитесь со мной? (разговор о характере музыки). Какие чувства, эмоции у вас вызывает эта пьеса?
- А бывает у вас, что вы не хотите играть, а просто хотите отдохнуть и помечтать?
И об этом есть пьеса есть у Чайковского - «Сладкая грёза». Грёза – это мечтание. Представьте, вечер, у вас был очень хороший и полный событий день и вот пора ложиться спать. И перед сном конечно хочется помечтать. Особенно о том, что же вам подарят на Новый год.
Послушайте, о чём мечтает эта девочка. СЛАЙД №12.
Какая по характеру музыка? ( спокойная, нежная, светлая). А характер мелодии в этой пьесе отличается чем-то от предыдущих пьес (пропеть фрагменты мелодий)? А здесь вот какая (проиграть и спеть с детьми) (протяжная, напевная, как в колыбельной).
17. А давайте мы этой девочке споём колыбельную, которую написал наш современный композитор Дмитрий Воскресенский. И тогда она заснёт крепким и спокойным сном и ей приснятся добрые сны. (исполнение песни, которая уже разучивалась на предыдущих уроках) (если необходимо - немного поработать над характером). А теперь, кто-нибудь из вас пусть изобразит на треугольнике и металлофоне как на ночном небе зажигаются звёзды и звук в нашей песне становится ещё светлей и теплей. (игра на ДМИ и пение)
- А теперь я раздам вам вот такие карточки. На них вы видите названия пьес, с которыми сегодня познакомились и два пустых окошка. Для чего они - я скажу позже.
- А сейчас ещё один сюрприз: мы проведём музыкальную викторину, чтобы узнать какие подарки вы сегодня получили.
- СЛАЙД №17. Внимание. Фрагмент, из какой пьесы сейчас прозвучит. После прослушивания – поднимите нужную карточку. (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА)
Молодцы. Вы прекрасно справились с викториной.
20. А теперь домашнее задание. (выдать вторую карточку с заданием)
СЛАЙД №21 И №22.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.
ГОУ СОШ №6 Василеостровского района СПб
2011 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский
Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "МУЗЫКА".Музыкальная гостинная-"ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ" П.И.ЧАЙКОВСКОГО.
Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского....
Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Сценарий предназначен для проведения и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...
Презентация с иллюстрациями к "Детскому альбому" П.И. Чайковского.
Данная презентация содержит иллюситарции к пьесам из "Детского альбома" Чайковского. Этот материал будет полезен для внеклассных занятий по музыке. Он помогает учащимся лучше представить музыкальные о...
Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский
Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...
Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский
Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...