2022 г. Методическая разработка. Тема: «Игровые приемы работы как путь развития вокально – хоровых навыков в младшем хоре»
учебно-методический материал по музыке

Савельева Марина Геннадьевна

Материал несет ценные рекомендации преподавателям хормейстерам, применяя которые в различных формах игровой деятельности, можно незаметно ввести детей на следующую ступень развития – обучение через игру. В этой связи музыкально - игровая деятельность, сопровождаемая включенными в нее фрагментами музыкальных произведений разных стилистических эпох, мировых шедевров русской и зарубежной классической музыки становится наиболее эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально — хоровая школа имени Г. Струве»

г. Железногорск Курской области

Методическая разработка.

«Игровые приемы работы

как путь развития вокально – хоровых навыков в младшем хоре»

Подготовил:

преподаватель вокально — хоровых дисциплин

Савельева Марина Геннадьевна

Все мы прекрасно знаем Льва Семеновича Выготского, одного из основоположников отечественной психологии. Его мнение о том, что игра является отправной точкой психического развития ребенка, находит свое подтверждение на каждом возрастном этапе детского развития. Поэтому, применяя различные формы игровой деятельности, мы незаметно вводим детей на следующую ступень развития – обучение — обучение через игру. В этой связи музыкально - игровая деятельность, связанная с восприятием включенных в нее музыкальных произведений разных стилистических эпох, мировых шедевров русской и зарубежной классической музыки становится наиболее эффективной, воздействует не только на процесс обучения, но и на развитие кругозора и духовного начала маленьких хористов, а также является средством снятия зажатости юного исполнителя. Но наша задача не сделать всех детей певцами или актерами, а организовать пространство для реализации их предельных творческих возможностей, возбудить у них активность, направленную на воспитание вокально – хоровых навыков и духовного обогащения.

На протяжении нескольких лет наше внимание сосредоточено на том факте, что современных детей младшего школьного возраста на хоровых занятиях в музыкальной школе не устраивает роль пассивных слушателей и тем более не устраивает быть просто  подражателями действиям преподавателя. С каждым последующим занятием они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, индивидуальность, характер мышления, тяга к самостоятельности.

Тот, кто работает с младшим хоровым коллективом (2-4 классы), может с уверенностью сказать, что в этом возрасте хористы уже имеют определенный навык унисонного пения, чувствуют необходимость в цепном дыхании, понимают музыкально – интонационный строй в партиях и хоровой ансамбль в хоре. Однако, имеют маленький опыт хорового пения и пока небольшой запас теоретических знаний. Тем интереснее становятся особые музыкально - игровые формы работы,  при которых развитие вокально – хоровых навыков проходило бы интенсивней и важно с большим вниманием планировать каждое отдельное занятие, стремясь сделать его  разнообразным, максимально насыщенным и эмоциональным. Поэтому возникает необходимость в проведении нестандартных форм уроков: урок — путешествие, урок — дискуссия, урок — состязание, урок — музыкальная  викторина, урок — защита.

Какие музыкально — игровые приемы работы над развитием вокально — хоровых навыков можно использовать? Особый интерес у детей на хоровых занятиях вызывает использование манипуляции рук. Влияние подобных мануальных действий на человека было известно со времен Древней Греции, оно активно влияет на функции нервной деятельности, развитие речи, всей двигательной системы человека в целом. Использование метода музыкотерапии — психогимнастика: это  курс специальных упражнений, с помощью которых происходит развитие пластичности, гибкости и координации движений, воспитание эмоций высших чувств (преодоление чрезмерной утомляемости, вспыльчивости), формирование правильной певческой осанки, снятие физических и психологических зажатостей, направленны на коррекцию поведенческой и познавательной сфер, а также снятие барьеров в общении. Этот метод активно применяется в качестве психомышечной тренировки, пластической импровизации, речевого и метроритмического тренажа.  Примером такого рода упражнений является музыкальное приветствие «На лесной опушке», проводимое под музыкальное сопровождение Э. Грига «Утро» - это обычная зарядка, которая проходит в начале занятия, упражнения могут быть абсолютно разными, главное - движения должны быть подчинены метрическому такту музыки. В конце занятия — психосоматическая релаксация «На берегу реки» - любое стихотворение о природе, которое можно «рассказать» руками, способствующее  развитию согласованности слов с движениями, преодолению двигательного автоматизма, поможет успокоить нервную систему при перевозбуждении на занятиях; все движения выполняются в соответствии с текстом и под музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Времена года. Весна». Детям нравится начинать и заканчивать подобным образом хоровое занятие, потому что эти упражнения заряжают творческой энергией, поднимают настроение, помогают включить внимание, воображение, восстанавливают дыхание.

Если следовать структуре урока, то вторым пунктом в ней является работа над певческим дыханием - дыхательная гимнастика по системе А. Н. Стрельниковой: 1. «Ладошки»; 2. «Погончики»; 3. «Обними плечи»; 4. «Насос»; 5. «Маятник»; 6. «Кошечка»; 7. «Три упражнения с поворотами головы» - все эти упражнения увлекают и вызывают неподдельный интерес детей к основам вокально - хоровых правил пения. Если рассматривать эти дыхательные упражнения с точки зрения обучения певческому дыханию, то они помогают скорее организовать вдох. Но самым сложным, на наш взгляд, это научить детей распределять взятый вдох на всю музыкальную фразу, помочь понять и почувствовать певческую опору особенно при пении в высокой тесситуре. Примером научения этому навыку могут стать несколько упражнений из опыта работы Натальи Княжинской (преподаватель вокала в РАМ им. Гнесиных):

1. Сделать глубокий спокойный вдох, задержать его на 1 сек и небольшими порциями, активно толчками произносить букву «С» - активизируются мышцы пресса;

2. Сделать глубокий спокойный вдох, задержать его на 1 сек и  длительно  тянуть ту же букву «С», при этом воздух теперь тонкой струйкой постепенно нужно выпускать, следим за длительностью воздушного потока, плотностью опорных дыхательных мышц.

3. «Счет до 10, 15, 20» - эти упражнения из фонопедического метода Виктора Вадимовича Емельянова, известные своей восстановительно — профилактической и развивающей направленностью: взять вдох при полной мышечной свободе, глубоко и свободно, не поднимая при этом плеч и проводить счет, напевая, в естественном разговорном регистре, при активном задержании мышц выдыхателей.

Дыхательная гимнастика это еще и мощный импульс всем остальным действующим системам ребенка -  дыхательной, двигательной и центрально — нервной системе в профилактических целях для укрепления, оздоровления детского организма.

При распевании вокальных упражнений также можно применять манипуляцию рук: дети тактируют или используют элементы дирижирования (руки свободно опускаются сверху вниз; кисти рук описывают круг и т. д.). Главное, следим за тем, чтобы функции всех частей тела были скоординированы и взаимосвязаны между собой, чтобы вдох был активным, плечевой и грудной отделы неподвижны, но мышечная свобода сохранена. Подобные движения рук раскрепощают мышцы лица, тела, устраняют зажимы шейных мышц при пении - чем непринужденнее движения рук, тем свободнее открывается рот. Таким образом, дети учатся самостоятельно (а не нарочитым натаскиванием) формировать фонетическую атаку, тембральную окраску, каркас слова, необходимый для четкой артикуляции и дикции, чувствовать дыхание и понимать свой собственный голос, а в последствии и вокально — хоровой ансамбль в группе.

При работе над произведением лирического характера, в котором медленный темп делает каждую музыкальную фразу трудной для детского исполнения, можно использовать игровой прием пения в кругу. На примере РНП «Не летай, соловей» в обработке Л. Жуковой, организовав круг на расстоянии вытянутых рук (руки опущены вдоль тела),  исполняем произведение «как бы издалека». Усложняем, развернувшись в круг спиной. Как результат - дети понимают предел своих физических возможностей в работе над цепным дыханием, обостряются слуховые и физические ощущения силы своего голоса, а также учатся держать интонационный строй.

Следующий музыкально - игровой прием схож с предыдущим, но несколько видоизменен. На примере исполнения произведения В. Калинникова «Сосны», дети объединяются в два круга в соответствии со своими партиями: круг сопрано и круг альтов, каждая группа поет поочереди свою тему — задачи: ловим тембровое слияние звучания и единую манеру исполнения в каждой группе, добиваемся унисонного, интонационного, дикционного ансамбля в каждой партии. Затем пробуют соединить двухголосные эпизоды — работа над гармоническим строем, развиваем навык пения двухголосья. Усложняем тем, что группы разворачиваются спиной в круг и стараются исполнить произведение, сохраняя навык унисонного и интонационного ансамбля, закрепляя свои физические ощущения.

В работе над ритмическим развитием детей яркий пример - это использование приемов звучащих жестов bodi percussion (боди перкашн), конечно подобранные в соответствии с возрастными особенностями хорового коллектива. На примере разучивания произведения М. М. Ипполитова - Иванова «Вечер в субботу» в работе у детей находится все тело: половинные длительности топаем ногами, четвертные длительности — хлопаем руками, паузы — щелчки. Движения рук должны соответствовать ритмослогам и отмерять ровную метрическую долю. Исполнять сольфеджируя или, как вариант, внутренним голосом, оставляя звучать только жесты - удобнее петь стоя. Практическая польза от этого приема следующая: 1) учит чувствовать метрическую структуру произведения и точность темпового ансамбля; 2) происходит ритмическое воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений; 3) как подготовительный этап к овладению двухголосья.

Возможные варианты музыкально - игровых форм (приемов) работы над произведением, которые могут помочь разнообразить хоровое занятие:

1) просим альтов пропеть отдельно свою партию на вибрацию губ, сопрано в это время поют свою партию «закрытым ртом» – это развивает внутренний слух; затем партии могут меняться заданием;

2) просим всех спеть двухголосные мотивы на вибрацию и тут же повторить с текстом– это обостряет интонационные ощущения;

3) используем моменты театрализации: во время исполнения произведений водим хороводы, погружаясь в стилистику народной песни или русской классики — все это помогает раскрыть в детях природный, скрытый артистизм, вызывает глубокий интерес к традициям хоровой музыки.

Заключение. Избранная тема не исчерпывает всех вопросов обучения детей. Становление любого вокально – хорового навыка в коллективе связано с решением многих чисто технических задач. Нам, хормейстерам, нужно находиться в постоянном поиске наименьшего напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. И чтобы эта работа не была монотонной и изнурительной, а, наоборот, приносила удовлетворение и радость, находим всевозможные способы живого и увлекательного действа на своих занятиях. Истинная заинтересованность детей в наиболее полном раскрытии содержания произведения, их увлеченность исполнительским процессом   открывают путь к скорейшему достижению и закреплению того или иного вокально — хорового навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников

В работе содержатся краткие характеристики вокально-хоровых навыков, формируемых у младших школьников....

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

Формирование вокально-хоровых навыков в младших классах ДШИ

Даются основные направления работы в младших хоровых коллективах....

"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"

Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...

Развитие вокально-хоровых навыков учеников младшего школьного возраста на уроках музыки

В работе приведены примеры упражнений, направленных на развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки, диагностика вокально-хоровых навыков обучающихся, рассмотрены особенности строения голосового...

«Вокально-хоровое воспитание в младшем хоре (певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль)»

Искусство хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развит...