Конспект урока на тему: "Застывшая музыка".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Конспект урока на тему: "Застывшая музыка". 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3.docx23.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке. 5 класс

 

Тема: «Застывшая музыка»

Цели урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Задачи. 

Образовательные:

- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;

- рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;

- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Развивающие:

- развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;

Воспитывающие:

- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, толерантному отношению к различному вероисповеданию.

                                                 Ход урока.

1. Организационный этап. Мотивация.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке, на котором вы получите новые знания.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?  (изобразительное искусство, литература…).

- Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года. Осень»)

Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка. Если учащиеся не определяют понятие «архитектура» - им предлагается отгадать ребус.

- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”

3. Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения.

- Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (дети затрудняются ответить)

- Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? (учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения).

- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом.  Элементы музыкальной речи будем «переводить» на язык архитектуры с помощью фотографий, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. (Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий).

4. Открытие и усвоение нового знания.

- Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;

ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.

    (слушание «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»)

- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка?

           (на слайде 2 вида храмов – католический и православный)

- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (дети дискутируют, определяют, аргументируют). Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

- Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?

       (поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают)

- Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И. С. Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

           (слушание - И. С. Бах. Органная прелюдия Соль-минор)

- О чём эта музыка? (беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.) 

- Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз)А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

- А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных.

          (слушание - С. Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”)

- Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С. В. Рахманинова на музыку И. С. Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

5. Динамическая пауза.

- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты.

      (пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!»)

                  (дети высказывают свои впечатления от действия)

6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике.

- А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом (объяснение сути задания: две команды получают одинаковый комплект карточек с изображениями различных храмов. 1 группа работает с католическими храмами, выбирает их из комплекта и составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали, 2 группа работает с православными храмами. За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику. Подводится отчет-анализ, подводится итог работы, команды проверяют работы друг у друга, корректирую при необходимости)

- А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов.  Что получается? (линия словно мелодия). Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная). Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка».

7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление.

- В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха). Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?

      (далее идет вокально-хоровая работа над «Пасхальной песней», намечается исполнительский план, проводится взаимооценивание исполнения)

- Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа). Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?

                                    (на слайде храм села)

- Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего села? (в сопровождении национальной музыки демонстрируются слайды с изображениями архитектурных сооружений села).

                     (беседа на поставленный вопрос, вывод)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.

- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура  – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?

- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?

(«архитектура – это ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)

         - Какие новые знания вы получили на уроке?

         - Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

         - Понравился ли вам урок?

         - Как вы сегодня поработали на уроке? В связи с предстоящим праздником – вербным воскресеньем и за работу на уроке я хочу подарить вам веточки вербы. Одну из них вы оставите себе, а две подарите тем одноклассникам, которые по вашему мнению поработали сегодня лучше всех (оценивание, вывод).

         - Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "В чем сила музыки В.А.Моцарта?"

Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти "В чем сила музыки?"...

Презентация к уроку по теме "Застывшая музыка", 8 класс, Искусство

Презентация предназначена для урока Искусство в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской....

Конспект урока по немецкому языку "Музыка" 10 класс

Разработка урока по немецкому языку в 10 классе по теме "Музыка"...

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....

План-конспект урока "А.А.Фет. Музыка стиха"

Урок развития речи для учеников 8 класса. С применением технологии развития критического мышления....

Конспект урока "Образ природы в музыке и живописи"

Интегрированный урок музыки и ИЗО для учащихся 6 класса....

Конспект урока по французскому языку: «Музыка в нашей жизни»

Цели урока: Познавательная: познакомить учащихся с произведениями великих французских композиторов, а также с историей современной музыки. Обучающая: совершенствование навыков диалогической, монологич...