Конспект урока музыки в 5 классе "Музыкальный портрет"
методическая разработка по музыке (5 класс)
Конспект урока и презентация к уроку по теме "Музыкальный портрет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_portret_5_klass.doc | 42.5 КБ |
muzykalnyy_portert.ppt | 2.07 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хилькевич Е.Ю.
5 класс
Тема урока:
«Музыкальный портрет».
Тема четверти: Можем ли мы увидеть музыку?
Тип урока: углубление темы четверти.
Цель урока: углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи:
- научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
- закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;
- учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
- познакомить с творчеством М.П.Мусоргского
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.
Оборудование: ПК, проектор.
Музыкальный материал:
« Сиротка» М.П. Мусоргский.
« Баба-Яга» М.П. Мусоргский.
Мультфильм « Картинки с выставки».
« Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.Струве.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
ХОД УРОКА
Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку».
На прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов.
Слайд 1.
-Как назывался этот союз?
-Зачем был создан этот союз?
-Какие композиторы входили « Могучую кучку»?
Слайд 2.
Учитель: Из всех « кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.
Слайд 3.
Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.
Слайд 4.
В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой передвижной выставки величием духовной мощи великого композитора, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года.
Слайд 5.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
Слайд 6.
Эти образы живут не только в его операх « Борис Годунов» и
« Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.
О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Слайд 7.
Музыкальный портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня вы прослушаете музыкальное произведение « Сиротка», написанное М.П. Мусоргским.
-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?
Слайд 8.
Слушание произведения.
-Какие интонации вы слышите?
-Соответствуют слова музыкальной интонации?
Повторное слушание.
-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского
« Сиротка»?
Учитель: Вглядитесь в картину В.Е.Перова « Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?
Повторное слушание и анализ.
- Ребята, что нам помогло увидеть образ сиротки?
Слайд 10.
Учитель: Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.
« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
Сегодня мы познакомимся с одним музыкальным портретом, только сказочным.
- Как бы назвали данное произведение?
Слайд 10 + музыка.
Слушание « Баба-Яга»
Учитель: Вы правильно заметили, что это сказочный герой.
Данное произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки».
Слайд 11.
«Картинки с выставки», написанные для фортепиано по мотивам картин художника Гартмана. Художник был человеком веселым, живым, быстрый на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку его работ.
Слайд 12.
Мусоргский не раз обошел выставку, всматриваясь в картины друга. Он захотел запечатлеть « картины « в музыке. Из множества экспонатов он отобрал всего лишь 10. Именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. В «Картинках с выставки» проявился дар Мусоргского, превращать зримые картины, мысли и переживания персонажей в звуковые фигуры. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение ,а вы мне после ответе:
-Что можно представить или кого можно представить, слушая это произведение?
-Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?
Слайд 13.
Слушание « Баба-Яга»
-Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?
-Как вы себе представляете Бабу-Ягу?
Повторное слушание.
Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
Учитель: «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?
Слайд 14.
Вывод:
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках? Что помогло вам в этом?
Дети: Музыка, картины.
Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?
Дети: Песней.
Учитель: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г. Струве.
Учитель: Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.
Слайд 15.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мусоргский Модест Петрович 1839-1881г.г.
Детство, село Карево
И.Репин М.Мусоргский
БОРИС ГОДУНОВ ХОВАНЩИНА
Музыкальный портрет - это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сиротка Холодом, голодом греюсь, кормлюся я. Бурей да вьюгой в ночь прикрываюся, Бранью, побоями, страхом, угрозой Добрые люди за стон голодный мой потчуют. В чащу ль дремучую от людей спрячусь я, голод докучливый из лесу вытолкнет. Нет моей силушки, пить, есть захочется. Барин мой миленький, барин мой добренький, С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь. Барин мой добренький, сжалься над бедненьким, Сжалься над горьким сироточкой .
В.А.Перов « Чаепитие в Мытищах»
« Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский
Виктор Гартман- художник
Картинки с выставки .
Баба-Яга
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс
План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс.Тип урока: изучение нового материала.Цели урока: 1. Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с ...
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».
Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока музыки "Музыкальные портреты"
Конспект урока музыки "Музыкальные портреты" 1 класс...