Урок музыки 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Урок музыки в 5 классе по теме:«Нужна ли стихам музыка?» Т.И.Науменко , В.В.Алеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_.doc | 71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс.
Урок разработан с применением следующих технологий:
- технология деятельностного метода
- социоигровые технологии
- проектные технологии
- ИКТ
-критического мышления
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Тема четверти: «Слово и музыка».
Тема урока: «Нужна ли стихам музыка?»
Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.
Задачи:
- На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.
- Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне
- Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.
- Цель урока: - Показать взаимосвязь музыки и литературы.
9. Задачи:
- личностные УУД - формировать самоопределение гражданской идентичности личности россиянина.
-метапредметные – коммуникативные УУД:
1. Инициировать сотрудничество обучающихся в поиске и сборе инфомации. 2.Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД:
1.Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
-предметные – познавательные УУД:
1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.
2.Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.
3.Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (звук, интонация, жизнь, общность жанров) и специфики языка каждого из них.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений, текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.
№ | Название раздела урока | Изучаемый материал | задача | Вид деятельности | время |
1. | Организационный момент. Распевание. | Вокально-хоровые упражнения | Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций. | пение | 3 |
2. | Вводная беседа. | Жаворонок | Активизация знаний учащихся | Слушание музыки, диалог с учащимися. | 5 |
3. | Тема урока. Слайд 1,2 | Постановка задачи. | Высказывание первоначальных предположений по теме урока. | Диалог с учащимися, запись на доске. | 2 |
4. | Анализ стихотворного текста. Слайд 3 | С.Есенин. «Поет зима, аукает» | Определить образный ряд стихотворения,. | Работа в малых группах | 5 |
5. | Составление плана музыкального развития. | С.Есенин. «Поет зима, аукает» | Попытаться воплотить образы стихотворения в музыке. | Работа малыми группами. | 10 |
6. | Слушание музыки. Слайд 4, 5 | Г. Свиридов. «Поет зима, аукает» | Сравнить авторскую версию со своим предположением. | Слушание, Высказывания учащихся. | 5 |
7. | Исполнение музыки Слайд 6 | М.Таривердиев. Маленький принц | Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении. | пение | 10 |
8. | Итог урока. Слайд 7,8 | Придти к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении. | Придти к решению проблемы урока «Нужна ли стихам музыка?». | Беседа с учащимися. | 5 |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения .вокализ песня жаворонок
- Звучит музыка: слайд
- Вы узнали музыку?
Вспомните, что связывает стихи и музыку мы уже обнаружили?
- рифма – повторность окончания;
- фразировка;
- ритмичность;
- интонационная природа.
Задание 1. Каким одним словом можно объединить все эти слова
1 Мелодия.
2. Песня.
3.Вокализ.
4. Танец.
5. Марш.
ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА
1. Стихотворение.
2. Сказка.
3. Повесть.
4. Рассказ.
- Над какой темой мы продолжим работать продолжаем разбирать различные стороны связи музыки и слова и решаем такую проблему: «Нужна ли стихам музыка?»
- Какие предположения можете высказать по этому поводу?
слайд
Актуализация знаний. Я с вами согласна, а вы согласны с утверждениями?
Задания на карточках
- Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, опера, романс являются вокальными жанрами:
а) да;
б) нет? - Согласны ли вы, что поэма, басня, роман являются литературными жанрами:
а) согласен (а);
б) не согласен (а)? - Вокализ – это исполнение мелодии без слов:
а) да;
б) нет.
Литература и музыка, слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение порой рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом оттенками чувств, красочностью тембров. Но не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.
Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкального произведения. В первую очередь нам, конечно, вспоминается имя А.С.Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки. Но мне бы хотелось вспомнить другое не менее известное имя.
Работа по учебнику с.29 (Дети называют имя С.Есенина и вспоминают стихотворение «Поёт зима - аукает»)рассмотрите иллюстрацию в учебнке к стихотворению. С.17
Ученик читает стихотворение С.Есенина «Поет зима аукает».
«Пёстрая лента»
1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.
2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.
3задание: в парах Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?
(Обсуждается и выполняется устно)
- Слушаем музыку Г.Свиридова. «Поет зима, аукает».
Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.
(Высказывания учащихся) Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым..
Г.Свиридов, кантата «Памяти С.Есенина».
- Не случайно обращаясь к этому стихотворению, русский композитор Г.Свиридов, видел, в нем возможность хорошего претворения.
Слушая музыку поэмы мы убеждаемся, как необходимо для достоверной передачи образа хоровое многоголосие, в котором отчётливо выражены и шум ветра и сила вьюги, и весь суровый, лишённый маленького тепла зимний мир, а партия оркестра так ярко и зримо передает непрерывное звучание и движение зимний метели.
- насколько оправдались ваши ожидания?
- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?
- музыка помогает «увидеть» стихи?
- зачем стихам музыка?
- Возвращаемся к проблеме урока.
Поиск путей примирения.
Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:
- нота(звук) – интонация – фраза – предложение;
- буква(звук) – слово – фраза – предложение,
- Нужна ли стихам музыка?
Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.
Слайд Вставьте необходимое слово в предложение:
- Романс – это … и музыка. (литература)
- Балет – это …, танец и музыка. (литература)
- Опера – это …, …, музыка, танец, театр.(литература, изобразительное искусство или прикладное)
Слушание и исполнение песни
Рефлексия
Синквейн
1 строка – одно ключевое слово;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – короткое предложение;
5 строка –одно существительное
Обобщение темы урока.
Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка - два вида искусства, которые тесно связаны между собой? «Нужна ли стихам музыка?»
О музыке и музыкантах писатели пишут рассказы, а поэты сочиняют стихи и поэмы. Литература помогает музыке быть более доступной и понятной для слушателя. А музыка преобразует и обогащает литературу, делая её более выразительной, эмоциональной, яркой.
Союз этих двух искусств рождаются такие музыкально-литературные жанры, как песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, которые дарят людям радость и праздник души.
д\з выучить стихотворение
Сергей Есенин
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Приложение.
Задания на карточках
- Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, опера, романс являются вокальными жанрами:
а) да;
б) нет? - Согласны ли вы, что поэма, басня, роман являются литературными жанрами:
а) согласен (а);
б) не согласен (а)? - Вокализ – это исполнение мелодии без слов:
а) да;
б) нет.
Задание в группах.
- Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
- Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
- Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
- Представьте себя в роли композиторов. Какой могла бы быть музыка? Определите характер музыки, средства музыкальной выразительности части стихотворения
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...