Методическая разработка урока по теме: Фортуна правит миром.
методическая разработка по музыке (6 класс)

Лебединская Виктория Александровна

Методическая разработка урока музыки в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фортуна правит мирм.105 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по предмету   "Музыка"

для учащихся 6-х классов

учителя музыки ГБОУ школы №630 Приморского района Санкт-Петербурга

 Лебединской Виктории Александровны

Тема: "Фортуна правит миром"

 (урок  входит в раздел "Образы духовной музыки Западной Европы")

Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний.

  1. Цели и задачи урока

Цели:

Деятельностная: 

формировать у обучающихся способности к структуризации и систематизации полученных знаний о создании сценической кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана", развивать умение перехода от частного к общему и от общего к частному при знакомстве с музыкой.

Образовательная: 

учить обобщать, развивать умение строить теоретические предположения в понимании сюжета и замысла произведения при слушании; формулировать музыкальный образ образ сценической кантаты.

Задачи:

Предметные:  

  • познакомить с творчеством К. Орфа на примере произведения «Кармина Бурана», раскрыть особенности жанра «сценическая  кантата», формировать представление об образе Фортуны в искусстве.  
  • актуализировать знания, определять и использовать  известные способы действия при анализе музыкального произведения по введённому ранее алгоритму;
  •  создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению понятий: сценическая кантата, ваганты;
  • создать правильные условия для  обучающихся при анализировании и понимании  сложного сюжета кантаты; способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности (исполнении фрагмента музыкального произведения); направить на изображение графически характера главной темы-вступления "О, Фортуна";

Метапредметные:

Познавательные:

  • способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать): учиться слушать и анализировать музыкальные произведения соответственно алгоритму: голоса, аккомпанемент, инструменты, выразительные средства, характер исполнения.
  • Учиться  исполнять вокальные произведения.
  • Подбирать выразительные движения рук (продирижировать ) в соответствии с характером произведения.

Регулятивные:

  • обеспечить условия для развития разнообразных форм рефлексии:

-  Самооценки (при исполнении на латинском языке "О, Фортуна"),

- Способов взаимопроверки ( графики темы "О, Фортуна!")

Коммуникативные:

  • уметь участвовать в диалоге, в общей беседе,  высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию, уметь исполнять музыкальные произведения в составе единого коллектива.
  • развивать  умения  слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания в ходе оценки и анализа музыкального произведения;
  • содействовать развитию умений работать в статичных и мигрирующих группах ;
  • содействовать развитию умений работать в диалоге,  сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Личностные:

  • создать условия обеспечивающие воспитание интереса к  слушанию классической музыки, посещению концертных залов, в которых звучит классическая музыка.
  • развивать  творческое отношения к учебной деятельности в процессе анализа и сопоставления исторических событий;
  • обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы по созданию графиков, пении, дирижировании;
  • включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельного целеполагания и рефлексии.

2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Самоопределение. Мотивация к деятельности

Знакомит обучающихся с творчеством немецкого композитора 20 века Карлом Орфом и его самым известным сочинением сценической кантатой  "Кармина Бурана".

Знакомятся с творчеством Карла Орфа.

Знакомятся с новым жанром 20 века сценической кантатой и  авторами Средневековья - вагантами.

Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднений

Руководит процессом первичного слушания №1 "О, Фортуна", не рссказывая о замысле произведения. Направляет предположения обучающихся на правильное понимание основной идеи кантаты.

Предлагает обучающимся сопоставить информацию о замысле сценической кантаты Карла Орфа и своими предположениями.

Формируют предположения о содержании сценической кантаты.

Подбирают русские слова, подходящие к характеру этой музыки.

Изображают графически главную тему вступления в №1.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Осуществляет руководство целеполаганием.

Предполагают главную цель  урока (определение музыкального образа)

Организация познавательной деятельности

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

Руководит созданием плана по разрешению затруднения.

  Слушают и предполагают, выстраивают речевые высказывания в ходе оценки и анализа характера музыкального произведения и  содержания.

Реализация выбранного проекта

Направляет работу обучающихся по созданному плану (предположения обучающихся о содержании, работа по слушанию и анализированю выразительных средств музыки, выполнение творческих заданий, направленных на освоение произведения), выделяя основное  – понимание замысла и основной идеи композитора.

Анализируют возможности аспектов, обозначенных в плане и выполняют творческие задания.

Определяют главный сценический образ кантаты.

Рефлексия деятельности

Организует и руководит процессом само- и взаимооценки , подводит обучающихся к формулированию выводов о музыкальном образе .

Формулируют вывод о главном сценическом образе кантаты.

Сочиняют синквейн.

3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов

учащихся на уроке.

      Используются разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями этапов урока, текущими учебными задачами.

(Словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

Самоанализ и самооценка обучающихся.) На уроке также используется индивидуально-дифференцированная система оценивания творческих заданий (сформированы УУД); индивидуально-педагогический мониторинг.

4. Текст методической разработки материалов (в соответствии с этапами).

1-й этап урока. Самоопределение. Мотивация к деятельности.

В начале урока учитель организует внимание обучающихся слушанием ступеней с обозначениями ручными знаками и поясняет, что урок является продолжением раздела "Образы духовной музыки Западной Европы". Мы продолжаем знакомиться с Европейскими композиторами . И сегодня будем открывать для себя имя немецкого композитора 20 века Карла Орфа.

Учитель предлагает записать тему урока: Фортуна правит миром.

Слайд №1. (тема)

 Карл Орф 1895-1982 годы жизни.

Слайд №2. (про композитора)

  • Немецкий композитор и педагог ,выдающийся музыкант 20 века.
  • Жил на юге Баварии ( Германия).
  • Увлекался театральными представлениями.
  • Главными сочинениями стали сценические кантаты и произведения для музыкального театра.
  • Стремился соединить традиции разных эпох ( объединил сочинения поэтов 1300 года с музыкой своего времени, 20 века.)
  • Самое известное сочинение - сценическая кантата "Кармина Бурана" (Баварские песни). "Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали,- говорил композитор издателю,- можете уничтожить. С "Кармина Бурана" начинается мое собрание сочинений".

2-й этап урока. Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднений.

Учитель объясняет  что такое сценическая кантата.

Слайд №3. (жанр сценическая кантата)

Орф не сразу понял, что создает новый жанр. Когда он познакомился с книгой "Крмина Бурана", он сразу же представил свое новое произведение: сценическое, с постоянной сменой ярких контрастных картин, с поющим и танцующим хором. Так и получилось новое сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и представления на сцене. Это новый музыкально-театральный жанр, где равноправно сочетаются музыка, танец и сценическое действие.

Учитель спрашивает, кто такая Фортуна. Добавляет объяснения обучающихся : в Античности Фортуной называли богиню счастья, успеха, изображали с рогом изобилия, на колесе, шаре, с повязкой на глазах.

Учитель спрашивает, а почему на глазах повязка, почему глаза не видят?

Учитель предлагает послушать №1 из пролога .( "О, Фортуна!"). Фрагмент фильма.

Далее следует музыкальный разбор и анализ произведения:

Учитель задает вопросы.

  • Кто исполняет? ( хор + симфонический оркестр)
  • Какая музыка по характеру? (мощная, сильная, жесткая, энергичная, грозная, напористая, с отчаянием, с четким ритмом, драматическая)
  • О чем может быть эта музыка?
  • Как вы поняли этот номер?
  • Что в ней происходит? (ангел и демон перетягивают колесо Фортуны, они борются). Из пасти высыпаются монеты и кости...что это значит?
  • Что делают люди? (люди просят исполнить их желания: богатство, власть, карьера и.т.д.)
  • Какая фигура в центре? ( богиня Удачи)
  • Какие статуи расположились в колесе? (мир, война, добро, зло, счастье, горе, власть, никчемность , т.е. противоположности)
  • Какой бы русский текст вы подобрали к этой музыке?

Учитель комментирует и дополняет ответы обучающихся.

Учитель предлагает сравнить перевод текста с предположениями.

Слайд №4. (перевод)

О, Фортуна,

Лик твой лунный

Вечно изменяется:

Прибывает,

Убывает

Дня не сохраняется.

То ты злая,

То благая

Прихотливой волею;

И вельможных,

И ничтожных

Ты меняешь долею.

Учитель играет на фортепиано главную тему вступления из №1 и предлагает обучающимся нарисовать график темы, можно использовать цветные карандаши для передачи характера и настроения музыки. Взаимопроверка.

Обучающиеся проверяют выполнение задания, меняясь тетрадями.

Учитель предлагает спеть на латинском языке 1-й куплет "О, Фортуна!"(Оценка качества исполнения. Устно).

Слайд №5. (латинский текст).

Учитель предлагает подобрать движения рук, жесты для передачи характера произведения.

Обучающиеся поют и дирижируют.( виды дет-ти в любой последовательности)

Учитель говорит, что этим номером кантата Орфа начинается и завершается.

3-й этап урока. Постановка учебной задачи, целей урока.

Учитель рассказывает о замысле сценической кантаты "Кармина Бурана".

Слайд №6. ( история замысла)

В 1934 году Карл Орф случайно находит книгу в королевской библиотеке г. Мюнхена.

"Название с магической силой приковало мое внимание",- вспоминал Орф.

"Кармина Бурана" переводится "Баварские песни".

В книге были опубликованы стихи , написанные в 1300 году. Нашел эту рукопись собиратель антиквариата Иоганн Шмеллер. В 1847 году он издал книгу и дал ей название "Кармина Бурана". Через  100 лет Карл Орф написал свою кантату.

В старинной рукописи 1300 года были стихи и песни разных авторов: известных поэтов,

беглых монахов, студентов , школяров, бродивших из города в город, из страны в страну. По-латыни их называли вагантами (бродяги) .

Всего в рукописи было 250 текстов на латинском, старом немецком и старофранцузском языках. Карл Орф отобрал 24 текста.

Слайд №7. (первая страница книги)

На первой страницы книги была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре колеса- богиня Удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями :

Человек наверху со скипетром, увенчанный короной - "ЦАРСТВУЮ".

Человек справа, спешащий за упавшей короной - "ЦАРСТВОВАЛ".

Человек простертый внизу - "ЕСМЬ БЕЗ ЦАРСТВА".

Человек слева, взбирающийся вверх - "БУДУ ЦАРСТВОВАТЬ".

Учитель просит обучающихся привести примеры из своей жизни в соответствии с этими значениями.

На колесе Фортуны человек - маленькая точка, которая совершает свой полный оборот. Ангел и демон вращают это колесо. Человек то возносится вверх, то безжалостно низвергнут вниз!

Учитель рассказывает, что на первой же странице, под миниатюрой помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна:

Слайд №8.( стихотворение -перевод)

Фортуны колесо вертеться не устанет:

Низвергнут буду я с высот, уничиженный;

Тем временем другой- возвысится, воспрянет,

Все тем же колесом к высотам вознесенный.

Учитель вместе с обущающимися обобщает этот раздел урока:

Судьбу предугадать невозможно. Человек всегда надеется на удачу.

Учитель сообщает обучающимся, что мы разобрали все пункты замысла кантаты, всех участников и персонажей . И теперь нам предстоит самое главное : определить главный сценический музыкальный образ создал Карл Орф.

4-й этап урока. Организация познавательной деятельности

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Учитель предлагает послушать еще раз №1 "О, Фортуна" и №2 "Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой".

Эти два номера составляют ПРОЛОГ произведения.

Учитель дает задание : слушаем два номера пролога .( Две части составляют единое целое, они близки интонационно.)

№2 является продолжением первого номера "О, Фортуна!"

Анализируем №2 "Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой".

  • Кто исполняет? (начинают мужские голоса, позже вступает весь хор, сопровождает симфонический оркестр)
  • Какая музыка по характеру? (припев интонационно повторяет №1 "О, Фортуна")

Статуи спустились из колеса. Они дают людям все, что люди просили.

  • Вас ничего не смутило, с кем танцуют статуи?

Статуи являются противоположностями друг друга:

Война - Мир

Богатство - Бедность

Здоровье - Болезнь

Власть - Бесправие

Но в итоге ВСЕ танцуют со скилетами, финал одинаковый.

  • Что это означает? ( все превращается в пыль, в прах)

  • Какое настроение музыка привнесла в наш класс?
  • Что осталось в душе?
  • Какие чувства вы испытываете? Какие струны души затронула эта музыка?
  • Какая музыка у Карла Орфа?

Учитель обобщает ответы обучающихся.

5-й этап урока. Реализация выбранного проекта.

Учитель направляет обучающихся на определение музыкального образа сценической кантаты.

Обучающиеся выстраивают варианты ответов.

Учитель выбирает правильные и делает общий вывод:

Главный сценический образ кантаты - колесо Фортуны, которое то возносит, то безжалостно низвергает человека, совершая свой полный оборот.

С одной стороны его приводит в движение ангел, а с другой демон.

Слайд №9 (музыкальный образ)

6-й этап урока. Рефлексия деятельности.

Слайд №10 (порядок синквейна)

Обучающиеся сичиняют синквейн и читают вслух.

Учитель завершает урок .

Домашнее задание: сочинить 4 строки стихотворения на тему: Фортуна правит миром.

Слайд №11 (сочиненное учителем стихотворение).

Список литературы:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская .Учебник по музыке для 6 класса. Москва ,"Дрофа", 2016г
  • Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Методические разработки уроков музыки 5-6 кл.,Москва, "Просвещение", 2013год
  • Энциклопедия для детей «ИСКУССТВО». Том 7 часть3, «Музыка. Театр. Кино.» Издательство Аванта+, Москва, 2001.
  • Краткий музыкальный словарь – справочник. Москва, Кифара, 2005.
  • В.И.Садкина. 101 педагогическая идея. Как создать урок — М. :ООО «Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с. :табл. — (Серия «Золотая педагогическая коллекция»).

Интернет – ресурсы:

  • www.musicovery.com
  • www.shkolazhizni.ru
  • www.myphology.narod.ru
  • www.artclassic.edu.ru
  • www.classic-music.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

Методическая разработка урока на тему "Различия стран современного мира"

Методическая разработка урока по дисциплине ОД.06 ГеографияПрофессия 23.01.03 АвтомеханикТема: Урок-практикум «Различия стран современного мира»Выполнила: Юркова ТатьянаЦели урока:образова...

Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"

Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...