Доклад "Развитие детей с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности"
методическая разработка по музыке
Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии - это способность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
Развитие детей с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности
Выполнила: Кесаева М. Г.
Учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Москва, 2022 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
- Цель и задачи музыкальных занятий…………………………………..4
- Структура музыкального занятия……………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………8
Список литературы………………………………………………………..10
Введение
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (изобразительным искусством), драма-терапией (сценическими играми), танцевально- двигательной терапией (движениями и танцами) и музыкальной терапией (звуками и музыкой).
Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии - это способность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.
- Цель и задачи музыкальных занятий
В зависимости от активности ребёнка музыкотерапия может быть активной (посредством пения, движения, игры на музыкальных инструментах) и пассивной (слушание музыки).
Основные элементы занятий направлены не на решение музыкальных задач, а на развитие более значимых для детей с ОВЗ процессов. Они направлены на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы средствами музыкально-ритмической деятельности.
Основная цель музыкальных занятий: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Способствуя развитию и коррекции несформированных познавательных психических процессов, музыкальные занятия формируют способность к ощущению, восприятию, представлению, памяти, воображению, мышлению. Стимулируют навыки речи через пение. Воздействуя на эмоциональную сферу личности, в процессе музыкальной деятельности дети учатся выражать и управлять своими эмоциями. При выполнении основных и артикуляционных движений, движений пальцев рук под музыкальное сопровождение развивается пространственная координация. На занятиях воспитываются культурные привычки в процессе группового общения и коммуникативная активность. Формируются представления об окружающем мире. В процессе реализация социально-психолого-педагогического процесса, важно учитывать возможности здоровья и особенности психофизического развития детей.
Важен выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения.
При подготовке и проведении занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а также поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, музыкально - дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
На занятиях учитель должен заложить основы гармоничного развития (музыкальный слух, внимание, чувство ритма и красоты мелодии, движение и индивидуальных музыкальных способностей) и проработать следующие задачи:
- Приобщить к русской народно-традиционной мировой музыкальной культуре.
- Подготовить к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями. развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
- Познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.
- Содержание музыкального занятия
В структуру занятий входят: музыкально – ритмические игры, пальчиковые игры, движения под музыку, пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки.
При построении занятий следует учитывать ряд необходимых условий:
- умственные, физические и эмоциональные нагрузки детей;
- подбор нотного и песенного репертуара[1];
- многократное повторение музыкального материала, наличие дидактического материала (иллюстрации, тематические наборы игрушек, аудио и видеоматериалы), атрибутов для выполнения двигательных упражнений (флажки, платочки, веточки, листочки), музыкальных инструментов (бубенцы, треугольник, бубен, маракасы).
Для достижения оптимального результата музыкально – коррекционные занятия проводятся по следующей схеме:
1. Приветствие - обязательный ритуал;
2. «Свободное движение» - включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует лёгкость вступления в контакт, развивает координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве;
3. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам – активизируют ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых играх, а также помогают организовать и проявить свою коммуникативную активность
4. Ритмическая разминка – движение с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, а также оказывает эмоционально – положительное влияние на психику;
5. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений – включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений позволяет стимулировать речевую активность, формирует звукопроизношение и повышает уровень развития всех психических процессов;
6. Пение – развивает дыхание, речь, развивает эмоциональную сферу;
7. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах – развивает слуховое внимание[2];
8. Танцы, хороводы – развивают двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные навыки;
9. Прощание – обязательный ритуал, который заканчивает музыкально – коррекционное занятие.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, какое влияние музыкальные занятия оказывают на детей с ОВЗ:
- развивают психические процессы, способствуют достижению эмоциональной устойчивости;
- развивают координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений;
- развивают коммуникативную и речевую активность;
- дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения при участии в различных видах музыкальной деятельности, развивают музыкальный опыт и начало творчества;
- способствуют приобретению первичных умений ритмико-двигательных навыков приносят ребятам истинную радость. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (каждый в силу своих индивидуальных возможностей).
Музыка является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется у ребёнка с проблемами в развитии не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, игре на музыкальных инструментах.
В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры, благоприятные условия для коррекции отклонений, в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирование предпосылок развития его творческих способностей и музыкальных.
Список литературы
- Айдарбкова А.А. «Музыкальное воспитание, как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми детьми». Москва, 1989г.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. «Музыкальное воспитание. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Санкт-Петербург, 2001г.
- Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста». Москва, 2003г.
- Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот». Москва, 2003г.
- Евтушенко И.В. «Организация музыкальных занятий в системе учебно – воспитательного процесса в школе – интернате для умственно отсталых детей - сирот». Журнал «Дефектология», 1995г.№5.
- Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург, 2010г.
[1] Музыка, написанная специально для детей и предназначенная для пения в школе композиторами: В.Шаинским, Б.Савельевым, Г.Гладковым, Г.Струве, Е. Крылатовым, А. Филиппенко, А.Островским, Е.Тиличевой и др. Однако ученики с удовольствием исполняют не только музыку, созданную специально для них. Фольклор должен занять важное место в их репертуаре. Народные попевки удобны для исполнения, многие из них близки речевым интонациям.
[2] Программой рекомендуется для слушания музыка следующих композиторов _ классиков: А. Вивальди, В.А.Моцарта, И.С.Баха, Л.В.Бетховена, Ф.Мендельсона, М.И.Глинки, Ж.Бизе, Э.Грига, К.Сен-Санса, Ф. Шуберта, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Д.Гершвина и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843024-1478336409.jpg)
Сценарий музыкального развлечения для детей логопедической старшей группы по теме: «Восприятие музыки в различных видах музыкальной деятельности»
Предлагаю вашему вниманию сценарий, который я написала для методического объединения музыкальных руководителей детских садов г. Новосибирска. Сценарий наглядно показывает, как дети могут ориентировать...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/06/picture-1152045-1562419945.jpg)
Создание развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-996644-1517665771.jpg)
презентация "Развитие творчества и инициативы у детей с ОВЗ в процессе музыкальной и театрализованной деятельности"
Презентация опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-422947-1605813040.jpg)
«Развитие связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности»
laquo;Развитие связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности» Подготовила учитель -логопед: Васильева Ольга Владимировна...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/23/picture-1417085-1661239788.jpg)
Исследовательская работа по направлению: Музыкальная психология на тему: "Познавательные процессы в музыкальной деятельности"
Познавательные процессы - психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получен...
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом....
Консультация для педагогов. «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».
Главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым....