Открытый урок по музыкальной литературе на тему "Форма рондо"
план-конспект урока по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыкальной литературе на тему «Форма рондо»
Первый год обучения
Цели урока:
- Методическая: привлечение интерактивных методов обучения как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
- Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового материала.
- Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Задачи урока:
- Продолжить работу по развитию навыков анализа формы музыкальных произведений.
- Обогатить слуховой багаж учащихся новыми произведениями.
- Развивать умение «активно» слушать музыку.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Методические материалы: раздаточный материал (таблицы с тестами), CD-диски, музыкальный центр, DVD.
Предполагаемый результат:
- Осознание учащимися понятий «Музыкальная форма», «Форма рондо».
- Запоминание детьми новых музыкальных произведений.
План урока:
- Повторение
Наш урок посвящён теме «Форма рондо». В начале занятия давайте вспомним выразительные средства музыки, некоторые инструменты симфонического оркестра.
Таблица№1. Соедини стрелочками названия выразительных средств музыки с нужными определениями:
Лад | Аккорды и их последовательность |
Диапазон | Громкость звучания |
Гармония | Расстояние между самым низким и самым высоким звуком инструмента |
Темп | Скорость исполнения музыкального произведения |
Динамика | Музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки |
Метр | Согласованность музыкальных звуков, разных по высоте |
Фактура | Музыкальная мысль, выраженная одноголосно |
Регистр | Окраска звука |
Мелодия | Равномерное чередование сильных и слабых долей |
Тембр | Объединение звуков в группы по высоте и окраске |
Таблица№2. Помоги поэту закончить строки в стихотворении:
- «Имя всем моё известно,
Знаменит я повсеместно,
Я в оркестре - главный бас,
Потому что (контрабас)».
2. «Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сёстры – (скрипки),
Захихикали,
Запиликали».
3. «Кто-то вышел – круглый, толстый,
Словно медный самовар:
«Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я (туба)».
4. «Вышла дудочка точёная.
Вся изящная и чёрная:
«Я на весь известен свет,
А зовут меня (кларнет)».
5. «Не люблю я шуток странных!-
Глухо вымолвил (гобой) -
Я из рода деревянных,
Я из группы духовой.
Уважает меня
Деревянная родня».
6. «Все затихли, замолчали.
Вдруг (тарелки) застучали,
Медные, тонкие,
Звонкие-звонкие».
7. «Тут, сверкая чёрным лаком,
В наступившей тишине,
Белозубый и трёхлапый.
Подошёл (рояль) ко мне».
На прошлых уроках мы узнали, что у любого музыкального произведения есть своя форма и познакомились с некоторыми из них. Перечислите. (период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации).
Давайте вспомним, что такое вариации? (Вариации – это форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений). Какие типы вариаций вы знаете? (basso ostinato, soprano ostinato, классические-строгие, романтические-свободные). Как называются вариации с такой схемой – A A1A2A3 B B1B2B3 ? ( двойные ).
- Объяснение нового материала
Принцип повторности лежит в основе ещё одной музыкальной формы – рондо. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что и означает «круг, хоровод». В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами.
Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь ещё в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта 19 века Пьера Беранже.
«Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!
Старик-король, укрывшись в башне-келье,-
О нём нам страшно и шепнуть,-
Решил на наше скромное веселье
Сегодня издали взглянуть.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!
Народ поёт, смеётся, веселится…
Король чурается людей.
Вельмож, народа, бога он боится,
Наследника-всего сильней.
Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!
Давайте то, что повторяется в этом отрывке, обозначим буквой А, а то, что изменяется,- соответственно В и С (читается ещё раз стихотворение). Получилась схема формы рондо:
А В А С А
Такое же строение будет иметь и музыкальная форма рондо. А – это рефрен, В и С – эпизоды. Причём рефрен в форме рондо должен повториться не менее трёх раз. (Записать определение: Рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами).
В такой форме написана 3 часть «Сонаты Ре мажор» Й.Гайдна. Давайте послушаем её (звучит 3 часть сонаты).
Форма рондо широко используется не только в инструментальной, но и в вокальной музыке. Например, рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чём другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!» (звучит рондо Фарлафа).
- Закрепление нового материала
Ответьте, пожалуйста, на вопрсы:
1) Что означает слово «рондо»?
2) Назовите схему формы рондо.
3) Как называется главная, повторяющаяся тема рондо?
4) Какие произведения мы сегодня послушали?
5) Какое произведение вам больше всего запомнилось?
Таблица№3. В музыкальную библиотеку проник шаловливый щенок и перемешал содержимое двух ящиков. Помоги библиотекарю разложить всё по местам, соединив стрелочками разбросанные бумаги с нужными ящиками.
1ящик - КРУГ basso ostinato
остинато
свободные
рефрен
эпизод
строгие
2ящик - Фарлаф
двойные
тема АВАСА
хоровод
- Проверка домашнего задания
Показать схемы-картинки на форму период, двухчастная с репризой и без репризы, трёхчастная с репризой и без репризы, вариации.
- Домашнее задание
1) Нарисовать схемы-картинки формы рондо.
2) Записать по памяти название произведений, о которых велась речь на уроке, и их авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....
Открытый урок по музыкальной литературе "Творчество И.С.Баха, закрепление пройденного материала" с обучающимися 3 класса отделения народных инструментов по пятилетнему сроку обучения
Презентация открытого урока...
Открытый урок по музыкальной литературе в 4 классе на тему: «Простые формы»
Разработка урока...
Материал для открытого урока по музыкальной литературе для ДМШ и ДШИ
Материал к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне. Цель урока - Воспитание патриотических чувств у подрастаю...
Материал к открытому видео уроку по музыкальной литературе
Презентация к открытому уроку "ПЕСНИ о войне и ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", посвященному 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне.Песни военных лет сопровождали солдат в походе, на привале, ...
Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса....
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....