Статья "Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами искусства (из опыта работы)
статья по музыке (6 класс)
В данной статье рассматриваются развитие УУД на уроках музыки в основной школе. Автором подчеркивается важность культурологического подхода (в отличие от,знаниевого) при изучении произведений искусства. В статье приводятся основные формы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, приведен фрагмент урока в рамках данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ravitie_metapredmetnyh_kompetentsiy_uchashchihsya_sredstvami_iskusstva_iz_opyta_raboty.docx | 38.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами искусства (из опыта работы)
Багнюк Светлана Петровна –учитель музыки ГБОУ лицей № 486 г.Санкт-Петербург
Сегодня в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности ФГОС, подчеркивается важность формирования у учащихся метапредметных компетенций.
Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными.
В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под универсальными учебными действиями понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». [1,39 ] В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствова-нию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2,79]
В контексте освоения искусства в общеобразовательной школе, можно в широком смысле обозначить универсальные учебные действия как «умение учиться искусству», т. е. способность растущего человека к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение художественной культуры и эстетического опыта человечества. Соответственно, «универсальные учебные действия» в более узком смысле и применительно к предметам искусства можно определить как совокупность способов действия и связанных с ними навыков художественно-творческой деятельности, обеспечивающих способность растущего человека к организации и самостоятельному усвоению новых художественных знаний и умений. [3, 1]
Главными характеристиками психолого-педагогической технологии, направленной на целостное постижение искусства как художественного отражения действительности, являются:
- восприятие, воссоздающее неделимый образ искусства во всей его одухотворенности, глубине и многогранности (музыкальная интонация, слово, рисунок, движение и др.);
- познание, когда в процессе обучения осуществляется проникновение в образную природу искусства, изучаются его основные закономерности и средства выразительности, исследуется многообразие художественных фактов и явлений;
- сотворчество, предполагающее двустороннее, эстетически значимое и осмысленное взаимообогащение учителя и учащихся через совместную и разнообразную художественную деятельность.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В связи с этим, современный урок музыки сегодня – это не узконаправленная дисциплина, а способ постижения важных для каждого человека смыслов и ценностей. В современной концепции образования такой подход называется культурологическим. Согласно этой концепции, учащиеся постигают содержание музыкальных шедевров, соотнося их, прежде всего, с личным опытом и переживаниями, делая их, таким образом, личностно значимыми.
Выделим метапредметные компетентности по предмету «Музыка».
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников (например, в художественном проекте), взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Личностные УУД:
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- формирование социально значимых качеств личности: активности, самостоятельности, креативности, способности к адаптации в условиях информационного общества;
- развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
- осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
В контексте культурологического подхода на уроках музыки компетенции формируется на основе развивающих заданий. Суть этого обучения состоит в том, что в процессе понимания художественного образа музыкального произведения учащийся опирается на собственный опыт и наблюдения, в результате которого он постигает смыслы и ценности, важные для него самого.
Дискуссии на уроке являются одной из продуктивных форм работы. Эта активная форма познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме.
Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения.
Роль учителя – создать проблемную ситуацию на уроке и, с помощью продуманной системы вопросов, подвести к пониманию художественного образа произведения.
Наиболее эффективному формированию УУД способствуют интегрированные уроки искусства.
Приведу пример урока в 6 классе по теме: «Старинной песни мир. Баллада Лесной царь» в контексте УУД в соответствии с ФГОС (интеграции музыки, литературы, живопись).
Цель урока – раскрыть художественный образ баллады средствами искусства, вызвать эмоциональный отклик учащихся на представленные произведения искусства.
Задачи:
- проанализировать литературный текст баллады, подвести к пониманию ее смысла и драматического образа;
- найти смысловые взаимосвязи литературного и музыкального текстов;
-подобрать произведения живописи, отражающие драматический образ баллады;
- сформировать базовый глоссарий урока;
Оборудование для учителя: видеопроектор, компьютер, фортепиано;
Оборудование для учеников: учебник по музыке для 6 класса авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, тетрадь.
Ход урока.
1 этап.
В начале урока учитель выясняет у детей, на каком еще учебном предмете они встречались с термином баллады (на литературе), что учащиеся знают об особенностях этого жанра (сочетание реального и фантастического, драматический сюжет, повествование) и могут ли они привести примеры известных им баллад. После этого учитель подводит учащихся к мысли о межпредметности этого термина и знакомит их с творчеством великого австрийского композитора, Ф. Шуберта. На примере презентации учитель акцентирует внимание детей на особенностях творчества и характера композитора, ненавязчиво подчеркивает его интерес к балладе Йогана Гете (загадочность натуры Шуберта, сложные взаимоотношения с отцом, романтические порывы и несбывшиеся мечты)
После учащимся предлагается выразительно прочитать по ролям текст баллады в переводе В. Жуковского в учебнике.
Учитель задает вопросы: сколько действующих лиц в балладе, чем отличаются их интонации. Ученики записывают в тетрадь в виде таблицы количество действующих лиц и их эмоциональные характеристики.
Далее учитель продолжает углублять содержание вопросов, а именно:
- Зачем лесному царю понадобился младенец? (Он красив, лесному царю понадобилась «светлая» душа младенца);
- Что олицетворяет лесной царь? (Зло);
- А младенец? (Добро, беззащитность);
- К кому обращается младенец за помощью? (К отцу);
- А сколько раз? (Несколько);
- Он слышит его? (Да, он пытается ему помочь);
- У него получается? (Нет, младенец погибает);
- А почему младенец погибает? (Он не смог побороть страх, ему нужна была помощь отца);
- Может его не услышал отец?
Вывод, к которому подводит учитель, учащиеся формулируют сами. Варианты ответов – беззащитным нужна помощь близких, страх мешает быть сильным, реализовать себя, как важно, чтобы тебя «услышали» и вовремя оказали помощь.
В результате совместного разбора баллада обретает современный контекст и переводит понимания «закодированного» смысла баллады в нравственные категории, важные для каждого человека.
2 этап.
Теперь учащимся предлагается сравнить музыкальный образ баллады с литературным и найти в них общее.
После прослушивания баллады на немецком языке Ф. Шуберта детям предлагается проанализировать ее музыкальный образ.
Учитель задает вопросы:
- Что символизирует начальная интонация баллады? (Образ зла, рока – лесного царя);
- Как в звучании музыки выражается тревога, страх? (Безостановочное движение скачки коня в аккомпанементе, тревожное биение сердца младенца);
- Как в музыке мы узнаем действующих лиц? (По контрасту интонаций).
Учитель играет на инструменте примеры и обращает внимание регистр, аккомпанемент, изменение темпа.
Учитель подводит учащихся к выводу, что оба произведения (литературное и музыкальное) построены на контрасте интонаций действующих лиц и усиливают общее впечатление о его драматическом содержании с помощью выразительных средств .
3 этап.
Анализ картин, созвучных балладе, в учебнике по музыке обычно вызывает на уроке множество интерпретаций. Рассматривая картины, дети выделяют в них общее - загадочность, таинственность пейзажей, темно-зеленый фон картин.
Приведу пример анализа картины М. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией».
Учитель задает вопросы:
- Что привлекает внимание в картине в первую очередь? (Молния, проникающая в дерево);
- А какие краски использовал художник? (Яркие и темные, чтобы показать контраст);
- Вспомните, что в музыке вызывало ощущения постоянной тревоги? (это непрерывное движение скачка коня);
- А на картине? (учитель обращает внимание на порыв сильного ветра, и молнии, который пронизывает дерево);
- А как эта картина отражает содержание баллады? Что символизирует молния? (Молния, разрывающая дерево пополам, символизирует лесного царя, который внедряется и забирает младенца у отца).
В результате детального разбора художественного образа баллады «Лесной царь» учитель в конце урока подчеркивает важность целостного постижения образа и его смысла разными видами искусств. Свои выводы дети записывают в тетрадь.
Как итог урока, учитель еще раз просит вспомнить учащихся, почему Ф. Шуберт написал это произведение и вспомнить фрагмент из его биографии.
Часто в конце урока при подведении итогов ученикам предлагается продолжить следующие предложения:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Таким образом, формируются личностные УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.
Надо отметить, что многозначность художественного образа великого произведения Ф. Шуберта позволяет найти каждому учителю свою интерпретацию и методы работы над этим произведения.
Литература:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандар-тов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения).
3. Алексеева А. А. Формирование УУД на уроках искусства в школе: теоретические аспекты и возможности реализации.[Электронный ресурс] http: //www.art.education.ru
4.Музыка 5-7 классы. Искусство.8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. : пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение,2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению по теме Развитие метапредметных компетенций учащихся как ресурс повышения качества образования в массовой школе
Презентация из опыта работы учителя и педколлектива по внедрению в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных технологий...
"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"
Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....
Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся
Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...
Статья. Формирование жизненных компетенций по направлению "Дифференциация и осмысление картины мира" у учащихся с ЗПР. Из опыта работы
Дети с ЗПР к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активного и разнообразного контакта с окружающим миром. Складывающаяся у них картина окружающего недостаточно полная и подробная, ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...
Из опыта работы учителя химии. Формирование предметных и метапредметных компетенций, учащихся в условиях школьного химического образования.
Из опыта работы учителя химии......
Развитие познавательных, творческих и исследовательских компетенций учащихся средствами организации работы "Клуба любителей финской культуры"
Данная работа является результатом обобщения опыта сотрудничества и эффективного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования и культурными организациями города в создании клуба &la...