Описание педагогического опыта Развитие эстетической грамотности – как результат правильного восприятия музыкального произведения
статья по музыке
Над полями дремлет голубое небо,
Льётся синь реки
И у всех околиц пахнет свежим хлебом,
И плывут над крышами дымки…
Именно эта песня произвела на меня глубокое впечатление в детстве в далеком 1980 году в Доме пионеров Юргамышского района. На сцене девочки восьмиклассницы (среди них моя тётя) исполняют песню «Русские края» Павла Аедоницкого a cappella. В те годы мы только мечтали о музыкальном сопровождении, но музыкантов-инструменталистов в нашей глубинке не было. Я как сейчас помню это выступление, когда зазвучали первые слова, звуки. Зал замер… Детские голоса разливались по всему залу, а мне тогда казалось, что их слышит весь мир. Пение было искренним и проникновенным. Мы слушали, как заворожённые… Девочки пели о родине с любовью, нежностью и в тоже время с гордостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_grechishnikova_i.n-12.01.doc | 153 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2022»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»
Гречишникова Ирина Николаевна
МБОУ «СОШ №44»
Учитель музыки
Развитие эстетической грамотности – как результат правильного восприятия музыкального произведения
Над полями дремлет голубое небо,
Льётся синь реки
И у всех околиц пахнет свежим хлебом,
И плывут над крышами дымки…
Именно эта песня произвела на меня глубокое впечатление в детстве в далеком 1980 году в Доме пионеров Юргамышского района. На сцене девочки восьмиклассницы (среди них моя тётя) исполняют песню «Русские края» Павла Аедоницкого a cappella. В те годы мы только мечтали о музыкальном сопровождении, но музыкантов-инструменталистов в нашей глубинке не было. Я как сейчас помню это выступление, когда зазвучали первые слова, звуки. Зал замер… Детские голоса разливались по всему залу, а мне тогда казалось, что их слышит весь мир. Пение было искренним и проникновенным. Мы слушали, как заворожённые… Девочки пели о родине с любовью, нежностью и в тоже время с гордостью.
Это было моё первое восприятие музыки, я им поверила, как и все находящиеся в зале.
На своих уроках музыки и внеурочной деятельности я реализую через поставленные задачи правильное восприятие музыкальных произведений, прививаю любовь к своему предмету и приобщаю детей к великому искусству.
Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, сопутствует всем знаменательным актам жизни человека и человечества, в буквальном смысле «выпрямляет душу человека» (В.А. Сухомлинский). Приобщение к музыке и постижение её тайн оставляют неизгладимый след во всем духовном облике человека, придает ему гармоничную и эстетическую завершенность. Невозможно переоценить роль музыкального воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он. Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности – единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи – воспитание эстетически развитой личности ребенка.
Все выше сказанное определяет актуальность проблемы эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и предлагает своеобразные модели эмоционально чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека. (см.ссылку 6)
Таким образом, чтобы добиться успеха в воспитании эстетически грамотного человека можно только через правильное восприятие музыки.
Отсюда вытекает педагогическая идея - создание условий для развития эстетической грамотности обучающихся с использованием технологии развития процессов восприятия музыкального произведения.
Теоритическая основа
Вопрос о необходимости специальной работы по организации восприятия музыки был рассмотрен в методической литературе авторами: Б.В. Асафьевым, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевским, Ю.Б. Алиевым и отражён в исследованиях последних лет (Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Н.С. Ломакина, Л.В. Школяр и др.).
Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.
Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М. Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах:
1) внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки;
2) восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир.
Новизна опыта заключается в применении на уроках музыки технологии развития процессов восприятия, её методов и принципов, направленной на формирование эстетической грамотности обучающихся.
Технология описания опыта
Цель: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование устойчивой жизненной позиции.
Задачи:
- развивать музыкальную восприимчивость, способности эстетического сопереживания действительности и искусства;
- оптимизировать образное мышление, как важнейший фактор художественного постижения мира и неординарного решения жизненных проблем;
- осуществление художественного познания мира обучающимися через собственную созидательную деятельность.
Музыкальное восприятие – это сложный, самостоятельный, эмоциональный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение еще не всё, важно осмыслить идею музыкального сочинения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.
Поэтому, мне как учителю, важно сформировать у школьников истинное понимание музыки, пониманию музыки нужно учить.
Для этого, я применяю на своих уроках и внеурочной деятельности метод размышление о музыке, который был предложен Д.Б. Кабалевским, как активный метод развития осознанности восприятия музыки детьми.
Метод размышления о музыке направлен на личностное восприятие, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей, формирование эстетической грамотности.
Использование данного метода начинается с выбора проблемы учителем и предъявление ее для самостоятельного решения учащимися. Обсуждение проходит в форме беседы педагога с детьми. В каждом таком собеседовании важна взаимосвязь трех составляющих: первая - четко сформулированная преподавателем задача; вторая - совместное решение с учащимися решение этой задачи; третья - вывод, который формулируют сами учащиеся. На данном этапе возможна ситуация столкновение мнений, по мысли автора, иначе говоря, «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, или осознанию давно уже известных, но ранее не осознавшихся истин обучающимися.
В результате учебного процесса дети в разной степени используют свою фантазию, мышление и моделируют свои воображения и чувства в процессе художественной постановки, что способствует развитию формирования эстетической грамотности.
Во время дистанционного формата обучения метод размышления о музыке оказался самым эффективным. Для проведения уроков музыки и занятий внеурочной деятельности онлайн я освоила платформы: Zoom и Discord. Для осуществления обратной связи с детьми использую сервис Google - формы для тестирования и изложения размышлений о музыке, который актуален и при очном обучении.
Рассмотрим несколько примеров.
На уроке «Музыка осени» в 1 классе - развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки. (Приложение1)
На уроке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера» - создание условий для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета через музыкальный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. (Приложение 2)
На уроке «Я пойду по полю белому…» раскрывается тема героического подвига русского народа в борьбе за свободу своей Родины. (Приложение 3)
На уроке «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского формируется представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. (Приложение 4)
На уроке «Эпические образы в музыке» - ознакомление со свойствами эпических образов в музыке, отличие эпоса от лирики и драмы. Эта тема рассматривалась в дистанционном формате. С произведением А.П. Бородина «Богатырская симфония» семиклассники знакомились самостоятельно. Свои размышления о симфонии №2 они изложили в Google – форме. (Приложение 5)
Результативность опыта заключается в системном использовании на уроках метода размышления о музыке, который способствует формирование универсальных учебных действий и развитие эстетической грамотности у обучающихся. Применение этого метода способствует приобретение обучающимися эмоционального и музыкального опыта, позволяет формировать более осознанное восприятие музыкальных произведений. Такая целенаправленная и последовательная работа с применением данного метода активно развивает музыкальное восприятие учащихся, что положительно влияет на формирование развития эстетической грамотности как результат правильного восприятия музыкального произведения у обучающихся на уроках музыки.
Данная методика повышает положительную мотивацию к изучению предмета, позволяет закрепить успешность познавательной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности, формирует неравнодушную личность с ответственным подходом к любой работе.
Для меня наиболее приемлемой является педагогика сотрудничества, которая позволяет в процессе совместной творческой деятельности добиваться высоких результатов. В течение всей моей педагогической деятельности, в результате применения данного метода, обучение стало успешным!
«Учитесь успеху» - отражено на логотипе школы.
Список литературы:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение,1983-с. 222
- Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / АПН СССР; НИИ общ. проблем воспитания. М., 1987 – 32 с.4
- Красильникова М. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1997 - № 3. - с. 16-21
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб пос. по спецкурсу для студ. пед ин-тов / Б.Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1985 - с. 175
- Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11
- Роль музыки в эстетическом воспитании учащихся. Хлебникова Л.И.
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-esteticheskom-vospitanii-uchaschihsya
Приложение 1
1класс. Тема урока: «Музыка осени» «Октябрь» (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Цель: развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Ребята, я предлагаю вам послушать одно замечательное произведение П.И. Чайковского. Усаживайтесь поудобнее, но не забывайте, что слушать музыку нужно молча, не отвлекаться самим и не мешать другим ребятам. Можете даже закрыть глаза. И так, слушаем. | Слушают произведение «Октябрь» (Осенняя песня) из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. |
- Как звучит музыка? | - Спокойно, протяжно, медленно, нежно. |
-Какое настроение и чувства вызывает это произведение? | - Грустное, печальное, унылое, тоскливое |
- Это музыкальный рассказ композитора о своих чувствах и переживаниях, или это изображение в музыке картины природы. | - Композитор рассказывает о природе, и о своих чувствах |
-О каком времени года идёт речь? - Молодцы! Всё верно! | Об осени! |
- Посмотрите в окно, какой сегодня день? Правильно, солнечный, яркий. Подходит ли музыка для сегодняшнего дня? | - Нет, не подходит! |
- А какой осенний день мы слышим в музыке? | - Пасмурный, дождливый. |
-Как бы вы назвали это произведение? Можем ли мы пропеть эту мелодию? (учитель вместе с детьми вокализируют). Прекрасно! | -«Песня про осень», «Осенняя мелодия» |
-Вы дали прекрасные названия этой музыке. Почти, как у П.И. Чайковского - «Осенняя песнь» «Октябрь». Ребята, теперь представьте, что вы художники. Какие краски вы бы использовали для написания картины? | - Серые, коричневые, тёмные. |
- После этого предлагается ещё раз прослушать пьесу, учитель показывает репродукции картин: Ю.В. Матушевский «Картины осени», Л. Афремов «Лавочки в осеннем парке», В.Ю. Жданов «Осень». | Ребята подбирают картину, которая, по их мнению, наиболее созвучна с музыкой. |
Приложение 2 2 класс. Урок №22 «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера» цель: создать условия для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета через музыкальный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки Марш Черномора.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения. По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать. Для того, чтобы в этом убедиться, нам необходимо послушать фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Постарайтесь понять образ какого героя рисует музыка | Слушают фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки Марш Черномора |
-Как звучала музыка? Ребята, не забывайте обращаться к эстетическому словарю. | -Музыка звучит сказочно, волшебно. Музыка зловещая, коварная, важная, устрашающая. Иногда музыка смешливая, уродливая…есть писклявые звуки. |
- Так кого же изображает музыкой М.И. Глинка? Вы очень точно уловили интонацию: смешной, уродливый, маленький и злой… | - Черномор! |
- Какой вывод мы можем сделать? Что в музыке мы можем услышать, увидеть внешность и характер человека, портрет любого героя произведения. Ребята, а благодаря кому, мы так быстро поняли, кого нам изобразила музыка? | -Музыкантам и дирижёру. |
Приложение 3
3 класс. Тема урока: «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!» опера «Иван Сусанин» М. Глинка.
Цель: раскрыть тему героического подвига русского человека в борьбе за свободу своей Родины
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-В сочинениях композиторов -операх, кантатах, обращённых к истории, часто звучат торжественные хоры, прославляющие героев Отечества. Заключительная часть оперы или кантаты называется финал, то есть окончание повествования. О чём же поётся в финале оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»? | слушание хор «Славься», опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»? |
- Итак, что вы поняли из услышанного, как звучит музыка? | Слова не все понятны, музыка звучит торжественно, победоносно, ликующе, мужественно. |
-С какой жизненной ситуацией можно соотнести эту музыку? | Праздник, народное торжество |
-Какие чувства вызывает? | Музыка вызывает чувство гордости, радости, величия. |
-Чувства многих людей или чувства одного человека? | Чувства многих людей |
- Ребята, вы верно назвали: гордость, радость, величие -почему у вас возникли такие чувства? | - Потому, что в хоре поётся о Родине, о победе нашего народа. |
-Всё верно, ребята, вы большие молодцы! Мы слышим мощный хор «Славься», он звучит, словно гимн памяти всех героев, люди ликуют, прославляя их имена, восхищаются мужеством и самоотверженностью русских воинов. Опера М.И. Глинка «Иван Сусанин» посвящена подвигу простого крестьянина, во имя своей Родины. | Слушают краткий рассказ учителя о событиях 1613 года и истории создания оперы. |
Приложение 4
4 класс. Тема урока: «Исходила младёшенька», Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского.
Цель: сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Опера Хованщина названа в честь князя Хованского. Князь Хованский и Петр 1 были двумя известными и важными людьми на Руси, между ними шла вражда. Петр 1 хотел ввести реформы, изменить жизнь людей на Руси в лучшую сторону, поменять многое на Руси. А Хованский не хотел этих изменений. Он хотел, чтобы все оставалось по-старому. У князя Хованского был сын, его звали Андрей. В опере есть героиня Марфа. Она была влюблена в сына Хованского Андрея. Но они были разного происхождения. Она спела в песне-арии обо всех своих страданиях, о своей любви к Андрею | Осмотрят отрывок из оперы «Хованщина» песню-арию Марфы, которая называется «Исходила младешенька». (видео песня-ария Марфы) |
Музыка нам нарисовала образ Марфы, какая она на самом деле, как вы думаете? Как звучала музыка и какие чувства вызывала? | -Музыка звучала мужественно, смело, а ещё ласково, нежно, спокойно, певуче… |
-Так какой же характер у Марфы? В ней сочеталось мужество, решительность, а также нежность и ранимость. Отрывок называется песней- арией, потому что герои оперы поют о своих чувствах в арии, но здесь композитор использовал подлинную русскую народную песню «Исходила младешенька». Почему Мусоргский обратился в своем произведении к русской народной песне? | - Чтобы показать характер русской женщины. |
- Да, всё верно, народная музыка глубже покажет душу русского народа. Молодцы! А сейчас мы познакомимся с вступлением к опере «Хованщина». Ваша задача-расслабиться и наслаждаться звучанием музыки. | Слушание вступления к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке» |
- Итак, музыка выражает или изображает? | Изображает картину природы… |
Как звучит музыка? | -Музыка звучит нежно, ласково, спокойно. Она светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом опять спокойная и светлая, просыпающаяся… |
- Я услышала ключевое слово, как вы думаете какое? | -Просыпающаяся… |
Как бы вы назвали этот фрагмент-вступление? | -«Утро»; «природа просыпается», «рассвет»… |
-Ребята, этот фрагмент М.П. Мусоргский назвал «Рассвет на Москва-реке». Что выражает композитор через эту музыку? | -Модест Петрович выражает свою любовь к Родине, к природе, к русскому народу. |
Что дает вам эта музыка? - наслаждение, утешение, поддержку; - радость общения с прекрасным; - помогает размышлять о чем-то | Радость общения с прекрасным, наслаждение |
- В некоторых частях фрагмента композитор использует тему, похожую на русскую народную мелодию. Она повторяется неоднократно. Как она звучит одинаково или же с изменениями? | -Музыка звучит с изменениями |
Правильно! Такое явление в музыке называется-вариации. Это дает возможность музыке развиваться. Показать рассвет, восход солнца, пробуждение природы. Мы познакомились с еще одним фрагментам из оперы «Хованщина». Модест Петрович всегда переживал за свой народ, свою страну, за Россию. |
Приложение 5
Урок в 7классе «Эпические образы в музыке»
Цель урока: Ознакомление со свойствами эпических образов в музыке, отличие эпоса от лирики и драмы. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeL1QPt3pa5daPsG8DMzeiEBK_0nrx1-JIB-EKUKMQkLJO94w/viewform?usp=sf_link
Ссылка на тест 8класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».
Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Статья. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...
Модульное описание педагогического опыта "Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование".
ИПМ – 11. Наименование темы: Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через си...
Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений
В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...