Описание педагогического опыта Развитие эстетической грамотности – как результат правильного восприятия музыкального произведения
статья по музыке

Гречишникова Ирина Николаевна

Над полями дремлет голубое небо,

Льётся синь реки

И у всех околиц пахнет свежим хлебом,

И плывут над крышами дымки…

Именно эта песня произвела на меня глубокое впечатление в детстве в далеком 1980 году в Доме пионеров Юргамышского района. На сцене девочки восьмиклассницы (среди них моя тётя) исполняют песню «Русские края» Павла Аедоницкого a cappella. В те годы мы только мечтали о музыкальном сопровождении, но музыкантов-инструменталистов в нашей глубинке не было. Я как сейчас помню это выступление, когда зазвучали первые слова, звуки. Зал замер… Детские голоса разливались по всему залу, а мне тогда казалось, что их слышит весь мир. Пение было искренним и проникновенным. Мы слушали, как заворожённые… Девочки пели о родине с любовью, нежностью и в тоже время с гордостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_grechishnikova_i.n-12.01.doc153 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2022»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

Гречишникова Ирина Николаевна

МБОУ «СОШ №44»

Учитель музыки

Развитие эстетической грамотности – как результат правильного восприятия музыкального произведения 

Над полями дремлет голубое небо,

Льётся синь реки

И у всех околиц пахнет свежим хлебом,

И плывут над крышами дымки…

Именно эта песня произвела на меня глубокое впечатление в детстве в далеком 1980 году в Доме пионеров Юргамышского района. На сцене девочки восьмиклассницы (среди них моя тётя) исполняют песню «Русские края» Павла Аедоницкого a cappella. В те годы мы только мечтали о музыкальном сопровождении, но музыкантов-инструменталистов в нашей глубинке не было. Я как сейчас помню это выступление, когда зазвучали первые слова, звуки. Зал замер… Детские голоса разливались по всему залу, а мне тогда казалось, что их слышит весь мир. Пение было искренним и проникновенным. Мы слушали, как заворожённые… Девочки пели о родине с любовью, нежностью и в тоже время с гордостью.

Это было моё первое восприятие музыки, я им поверила, как и все находящиеся в зале.

На своих уроках музыки и внеурочной деятельности я реализую через поставленные задачи правильное восприятие музыкальных произведений, прививаю любовь к своему предмету и приобщаю детей к великому искусству.

Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, сопутствует всем знаменательным актам жизни человека и человечества, в буквальном смысле «выпрямляет душу человека» (В.А. Сухомлинский). Приобщение к музыке и постижение её тайн оставляют неизгладимый след во всем духовном облике человека, придает ему гармоничную и эстетическую завершенность. Невозможно переоценить роль музыкального воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности.   Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он. Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности – единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи – воспитание эстетически развитой личности ребенка.

Все выше сказанное определяет актуальность проблемы эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и предлагает своеобразные модели эмоционально чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека. (см.ссылку 6)

Таким образом, чтобы добиться успеха в воспитании эстетически грамотного человека можно только через правильное восприятие музыки.

Отсюда вытекает педагогическая идея - создание условий для развития эстетической грамотности обучающихся с использованием технологии развития процессов восприятия музыкального произведения.

Теоритическая основа

Вопрос о необходимости специальной работы по организации восприятия музыки был рассмотрен в методической литературе авторами: Б.В. Асафьевым, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевским, Ю.Б. Алиевым и отражён в исследованиях последних лет (Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Н.С. Ломакина, Л.В. Школяр и др.).

Музыкальное восприятие – это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.  Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах:

1)  внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки;

2) восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир.

     Новизна опыта заключается в применении на уроках музыки технологии развития процессов восприятия, её методов и принципов, направленной на формирование эстетической грамотности   обучающихся.

 Технология описания опыта

 Цель: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование устойчивой жизненной позиции.

Задачи:

  • развивать музыкальную восприимчивость, способности эстетического сопереживания действительности и искусства;
  • оптимизировать образное мышление, как важнейший фактор художественного постижения мира и неординарного решения жизненных проблем;
  • осуществление художественного познания мира обучающимися через собственную созидательную деятельность.

Музыкальное восприятие – это сложный, самостоятельный, эмоциональный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение еще не всё, важно осмыслить идею музыкального сочинения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.

Поэтому, мне как учителю, важно сформировать у школьников истинное понимание музыки, пониманию музыки нужно учить.

Для этого, я применяю на своих уроках и внеурочной деятельности метод размышление о музыке, который был предложен Д.Б. Кабалевским, как активный метод развития осознанности восприятия музыки детьми.   

Метод размышления о музыке направлен на личностное восприятие, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей, формирование эстетической грамотности.

Использование данного метода начинается с выбора проблемы учителем и предъявление ее для самостоятельного решения учащимися. Обсуждение проходит в форме беседы педагога с детьми. В каждом таком собеседовании важна взаимосвязь трех составляющих: первая - четко сформулированная преподавателем задача; вторая - совместное решение с учащимися решение этой задачи; третья - вывод, который формулируют сами учащиеся. На данном этапе возможна ситуация столкновение мнений, по мысли автора, иначе говоря, «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, или осознанию давно уже известных, но ранее не осознавшихся истин обучающимися.

 В результате учебного процесса дети в разной степени используют свою фантазию, мышление и моделируют свои воображения и чувства в процессе художественной постановки, что способствует развитию формирования эстетической грамотности.

Во время дистанционного формата обучения метод размышления о музыке оказался самым эффективным. Для проведения уроков музыки и занятий внеурочной деятельности онлайн я освоила платформы: Zoom и Discord. Для осуществления обратной связи с детьми использую сервис Google - формы для тестирования и изложения размышлений о музыке, который актуален и при очном обучении.

           Рассмотрим несколько примеров.

На уроке «Музыка осени» в 1 классе - развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки. (Приложение1)

На уроке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера» - создание условий для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета через музыкальный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. (Приложение 2)    

На уроке «Я пойду по полю белому…» раскрывается тема героического подвига русского народа в борьбе за свободу своей Родины. (Приложение 3)

На уроке «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского формируется представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. (Приложение 4)

На уроке «Эпические образы в музыке» - ознакомление со свойствами эпических образов в музыке, отличие эпоса от лирики и драмы. Эта тема рассматривалась в дистанционном формате. С произведением А.П. Бородина «Богатырская симфония» семиклассники знакомились самостоятельно. Свои размышления о симфонии №2 они изложили в Google – форме. (Приложение 5)

Результативность опыта заключается в системном использовании на уроках метода размышления о музыке, который способствует формирование универсальных учебных действий и развитие эстетической грамотности у обучающихся. Применение этого метода способствует приобретение обучающимися эмоционального и музыкального опыта, позволяет формировать более осознанное восприятие музыкальных произведений. Такая целенаправленная и последовательная работа с применением данного метода активно развивает музыкальное восприятие учащихся, что положительно влияет на формирование развития эстетической грамотности как результат правильного восприятия музыкального произведения у обучающихся на уроках музыки.

Данная методика повышает положительную мотивацию к изучению предмета, позволяет закрепить успешность познавательной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности, формирует неравнодушную личность с ответственным подходом к любой работе.

Для меня наиболее приемлемой является педагогика сотрудничества, которая позволяет в процессе совместной творческой деятельности добиваться высоких результатов. В течение всей моей педагогической деятельности, в результате применения данного метода, обучение стало успешным! 

«Учитесь успеху» - отражено на логотипе школы.

Список литературы:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение,1983-с. 222
  2. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / АПН СССР; НИИ общ. проблем воспитания. М., 1987 – 32 с.4
  3. Красильникова М. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1997 - № 3. - с. 16-21
  4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб пос. по спецкурсу для студ. пед ин-тов / Б.Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1985 - с. 175
  5. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11
  6. Роль музыки в эстетическом воспитании учащихся. Хлебникова Л.И.

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-esteticheskom-vospitanii-uchaschihsya

 

 

Приложение 1

1класс. Тема урока: «Музыка осени» «Октябрь» (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Цель: развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Ребята, я предлагаю вам послушать одно замечательное произведение П.И. Чайковского. Усаживайтесь поудобнее, но не забывайте, что слушать музыку нужно молча, не отвлекаться самим и не мешать другим ребятам. Можете даже закрыть глаза. И так, слушаем.

Слушают произведение «Октябрь» (Осенняя песня) из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

- Как звучит музыка?

- Спокойно, протяжно, медленно, нежно.

-Какое настроение и чувства вызывает это произведение?

- Грустное, печальное, унылое, тоскливое

   - Это музыкальный рассказ композитора о своих чувствах и переживаниях, или это изображение в музыке картины природы.

 - Композитор рассказывает о природе, и о своих чувствах

-О каком времени года идёт речь? - Молодцы! Всё верно!

Об осени!

- Посмотрите в окно, какой сегодня день? Правильно, солнечный, яркий.  Подходит ли музыка для сегодняшнего дня?

- Нет, не подходит!

- А какой осенний день мы слышим в музыке?

-  Пасмурный, дождливый.

-Как бы вы назвали это произведение? Можем ли мы пропеть эту мелодию? (учитель вместе с детьми вокализируют). Прекрасно!

-«Песня про осень», «Осенняя мелодия»

-Вы дали прекрасные названия этой музыке. Почти, как у П.И. Чайковского - «Осенняя песнь» «Октябрь». Ребята, теперь представьте, что вы художники. Какие краски вы бы использовали для написания картины?

- Серые, коричневые, тёмные.

- После этого предлагается ещё раз прослушать пьесу, учитель показывает репродукции картин: Ю.В. Матушевский «Картины осени», Л. Афремов «Лавочки в осеннем парке», В.Ю. Жданов «Осень».

Ребята подбирают картину, которая, по их мнению, наиболее созвучна с музыкой.

                                                                                              Приложение 2                                                                                             2 класс. Урок №22 «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера» цель: создать условия для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета через музыкальный фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки Марш Черномора.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения. По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Для того, чтобы в этом убедиться, нам необходимо послушать фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Постарайтесь понять образ какого героя рисует музыка

   Слушают фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки Марш Черномора  

-Как звучала музыка? Ребята, не забывайте обращаться к эстетическому словарю.

-Музыка звучит сказочно, волшебно. Музыка зловещая, коварная, важная, устрашающая. Иногда музыка смешливая, уродливая…есть писклявые звуки.

- Так кого же изображает музыкой М.И. Глинка? Вы очень точно уловили интонацию: смешной, уродливый, маленький и злой…

  - Черномор!

- Какой вывод мы можем сделать?  Что в музыке мы можем услышать, увидеть внешность и характер человека, портрет любого героя произведения. Ребята, а благодаря кому, мы так быстро поняли, кого нам изобразила музыка?

-Музыкантам и дирижёру.

 

Приложение 3

3 класс. Тема урока: «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!» опера «Иван Сусанин» М. Глинка. 

Цель: раскрыть тему героического подвига русского человека в борьбе за свободу своей Родины 

  Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 -В сочинениях композиторов -операх, кантатах, обращённых к истории, часто звучат торжественные хоры, прославляющие героев Отечества. Заключительная часть оперы или кантаты называется финал, то есть окончание повествования.  О чём же поётся в финале оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

слушание хор «Славься», опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

- Итак, что вы поняли из услышанного, как звучит музыка?

Слова не все понятны, музыка звучит торжественно, победоносно, ликующе, мужественно.

-С какой жизненной ситуацией   можно соотнести эту музыку?

Праздник, народное торжество

          -Какие чувства вызывает?

Музыка вызывает чувство гордости, радости, величия.

            -Чувства многих людей или чувства одного человека?

Чувства многих людей

- Ребята, вы верно назвали: гордость, радость, величие -почему у вас возникли такие чувства?

- Потому, что в хоре поётся о Родине, о победе нашего народа.

-Всё верно, ребята, вы большие молодцы!  Мы слышим мощный хор «Славься», он звучит, словно гимн памяти всех героев, люди ликуют, прославляя их имена, восхищаются мужеством и самоотверженностью русских воинов. Опера М.И. Глинка «Иван Сусанин» посвящена подвигу простого крестьянина, во имя своей Родины.

Слушают краткий рассказ учителя о событиях 1613 года и истории создания оперы.

Приложение 4

4 класс. Тема урока: «Исходила младёшенька», Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. 

Цель: сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Опера Хованщина названа в честь князя Хованского. Князь Хованский и Петр 1 были двумя известными и важными людьми на Руси, между ними шла вражда. Петр 1 хотел ввести реформы, изменить жизнь людей на Руси в лучшую сторону, поменять многое на Руси. А Хованский не хотел этих изменений. Он хотел, чтобы все оставалось по-старому. У князя Хованского был сын, его звали Андрей. В опере есть героиня Марфа. Она была влюблена в сына Хованского Андрея. Но они были разного происхождения. Она спела в песне-арии обо всех своих страданиях, о своей любви к Андрею

Осмотрят отрывок из оперы «Хованщина» песню-арию Марфы, которая называется «Исходила младешенька».  (видео песня-ария Марфы)

Музыка нам нарисовала образ Марфы, какая она на самом деле, как вы думаете?

Как звучала музыка и какие чувства вызывала?

 -Музыка звучала мужественно, смело, а ещё ласково, нежно, спокойно, певуче…

-Так какой же характер у Марфы? В ней сочеталось мужество, решительность, а также нежность и ранимость. Отрывок называется песней- арией, потому что герои оперы поют о своих чувствах в арии, но здесь композитор использовал подлинную русскую народную песню «Исходила младешенька».

Почему Мусоргский обратился в своем произведении к русской народной песне?

-  Чтобы показать характер русской женщины.  

- Да, всё верно, народная музыка глубже покажет душу русского народа. Молодцы! А сейчас мы познакомимся с вступлением к опере «Хованщина». Ваша задача-расслабиться и наслаждаться звучанием музыки.

Слушание вступления к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москва-реке»

- Итак, музыка выражает или изображает?
- картину природу, время года, время суток или человека?

Изображает картину природы…

Как звучит музыка?

-Музыка звучит нежно, ласково, спокойно. Она светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая.  Потом опять спокойная и светлая, просыпающаяся…

- Я услышала ключевое слово, как вы думаете какое?

-Просыпающаяся…

Как бы вы назвали этот фрагмент-вступление?

-«Утро»; «природа просыпается»,  «рассвет»…

-Ребята, этот фрагмент М.П. Мусоргский назвал «Рассвет на Москва-реке». Что выражает композитор через эту музыку?

-Модест Петрович выражает свою любовь к Родине, к природе, к русскому народу.

Что дает вам эта музыка? - наслаждение, утешение, поддержку;

- радость общения с прекрасным;

- помогает размышлять о чем-то

Радость общения с прекрасным, наслаждение

- В некоторых частях фрагмента композитор использует тему, похожую на русскую народную мелодию. Она повторяется неоднократно.

Как она звучит одинаково или же с изменениями?

-Музыка звучит с изменениями

Правильно! Такое явление в музыке называется-вариации.

Это дает возможность музыке развиваться. Показать рассвет, восход солнца, пробуждение природы.

Мы познакомились с еще одним фрагментам из оперы «Хованщина».

Модест Петрович всегда переживал за свой народ, свою страну, за Россию.

 

  Приложение 5

Урок в 7классе «Эпические образы в музыке» 

Цель урока: Ознакомление со свойствами эпических образов в музыке, отличие эпоса от лирики и драмы.  https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeL1QPt3pa5daPsG8DMzeiEBK_0nrx1-JIB-EKUKMQkLJO94w/viewform?usp=sf_link

Ссылка на тест 8класс

 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdIvkPIVhW9IQMmkR2R-K7Yh37qrUEsJxx7_d1rhokCYlQYEg/viewform?usp=pp_url


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».

Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения

Статья. Развитие музыкально-творческих  способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Модульное описание педагогического опыта "Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование".

ИПМ – 11. Наименование темы:            Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через си...

Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений

В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что  является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...