преподавание музыки
материал по музыке

Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_muzyki.docx23.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Я, Морозова Елена Леонидовна, учитель музыки   МОУ "Усть-Карская СОШ" Сретенского района Забайкальский край, 1974 года рождения.

Мой педагогический стаж составляет 26 лет. В должности учителя музыки работаю 8 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
За время работы в школе накопила  опыт и навыки работы с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем.  И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Цель моей педагогической деятельности в первую очередь  формирование духовной, высококультурной, нравственной личности  способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
-  развитие у учащихся музыкальных способностей и формирование музыкальной  
   культуры;
-  приобщение учащихся к «золотому фонду» музыки;
-  развитие художественно – образного мышления;
-  владение интонационно – образным языком;
-  наличие целостного представления о национальной художественной и
   музыкальной культуре и их месте в мировой культуре;
-  активизация направленности музыкальных знаний и умений в деятельности  
   классного и школьного коллективов, в быту и на досуге;
-  умение применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические
   средства, пользоваться справочной и специальной литературой и средствами
   массовой информации.
-  умение использовать информационные технологии в знакомстве с музыкальной
   культурой.
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание нравственно развитой, духовно богатой личности. Только нравственно здоровый человек должен ответить сам себе: умею ли я любить дерево под моим окном, город, где родился, страну, где вырос, тех, кому я в любви клянусь? Умею ли я  быть добрым?
Я давно осознала, какое большое место в моей жизни занимает музыка. Музыка пронизывает мою речь, мою походку, мое мышление, мой голос. Я постоянно ищу оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них. Хотя бы на малое время, погружая детей в музыку Бетховена, Чайковского, Шостаковича, я понимаю, сколько потаенных сил открывает в душе каждого проникновение в атмосферу величайших творческих усилий, взлетов, разочарований. Каждый раз ищу и ощущаю нити, которые связывают меня с учеником, а его – с миром музыки.
В своей работе   я  использую программу по музыке для начальной и основной общеобразовательной школы авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Программа «Музыка» составлены в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и примерными программами общего образования. Содержание программ базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков и современных композиторов.  
Преподавание музыки веду по учебнику  Музыка 5 -7 классы : учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2017 г.
Владею умением эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивации у детей. Для этого эффективно использую различные формы и методы образовательного процесса.

Результаты освоения обучающимися образовательной  программы по предмету «Музыка» за 3,5 года

Учебный год

%успеваемости

 % качества

Дополнение

2018-2019

 100

83

 2019-2020

100

87

 2020-2021

100

81

2021-2022

(1 полугодие)

100

83

Методы:
•  Метод междисциплинарных взаимодействий
•  Творческий метод
•  Метод восхождения от частного к общему
Это те методы, которые предусматривает программа, а так же проблемный, объяснительно -  иллюстративный, репродуктивный, словесный,  наглядно-слуховой, стимулирующий, метод анализа и сравнения, метод обобщения, интерактивный.
Формы и методы контроля
       Устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
       Письменный контроль: письменный зачет, викторина, тест.
       Мониторинг: отслеживание уровня прочности усвоения материала (2 года)                      
Уроки музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
•   подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
•   с   целью   формирования   мышления   привлекать   материал   из других видов искусств;
•   умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
•   использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без DVD  или магнитофона. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать  или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а  затем   всем вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.

Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные.  На уроках использую игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни:
• добро и зло;
• справедливость и беззаконие;
• война и мир;
• любовь и ненависть;
• борьба и страдания;
• долг и совесть;
- жизнь и смерть.
Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Как учитель, глубоко убеждена, что музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Верю в большие воспитательные возможности музыкального искусства, так как оно обращено к духовному миру ученика. Искусство своим мастерством признано и воздействует на душу ребенка, его гуманные чувства.
Ведётся  огромная и кропотливая работа не только с детьми, но  и их родителями (проведение собраний, посещение на дому, доверительные беседы). Учитываю просьбы и пожелания родителей в отношении учебного процесса.
Уже, почти год, я являюсь руководителем МО учителей музыки, технологии, физкультуры. В 2019-2020 учебном году приняла участие в муниципальном конкурсе "Учитель года" и заняла третье место. Преподавателям, классным руководителям оказываю помощь в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий, проведении праздников и др. Участвую в концертах и мероприятиях поселкового масштаба.
Я забочусь  о повышении своего профессионального уровня.
Мои курсы:

  • 17.03.2014 г. – 04.04.2014 г. "Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"прошла обучение по программе "Современные тенденции в преподавании музыки в свете внедрения ФГОС" в объеме 108 часов.
  • 27.05.2016 получила диплом о профессиональной переподготовке с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере "Педагогическое образование. Теория и методика преподавания предметов образовательной области "Искусство"".
  • 22.04.2019 г.- 06.05. 2019 г. "Всероссийский научно - образовательный центр "Современные образовательные технологии"" г. Липецк прошла обучение по программе "Современные методики обучения музыке в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС" в объеме 72 часа.

Мои достижения за 3 года:

*За подготовку призеров в школьном конкурсе "Вместе мы -сила!" МОУ "Усть-Карская СОШ", 2018 г.

*Диплом всероссийской олимпиады "Эстафета знаний", сетевое издание "Эстафета знаний", 2019 г.

*Грамота за работу, представленную на 4 краевой смотр-конкурс "Мы помним, мы гордимся". Заб. детско-юношеский центр, 2018 г. Приказ

№194-В от 19. 11.2018 г.

*Почетная грамота за подготовку, организацию и проведение ЕГЭ в 2019-2020 учебном году. УО "Сретенский район", 2020 г. Приказ № 19 от 25.08.2020 г.

*Почетная грамота за 3 место в муниципальном конкурсе "Учитель года". УО "Сретенский район", 2020 г. Приказ № 3 от 28.01.2020 г.

*Почетная грамота за добросовестный труд и большой личный вклад в развитие образования. Администрация МР "Сретенский район".2020 г. Распоряжение № 485 от 25.08.2020 г.

*Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в сфере образования, профессионализм. Министерство образования, науки и молодежной политики Заб.края.2020 г. Приказ № 36 от 16.09.2020 г.

*Диплом всероссийской олимпиады "Подари знание". 2020 г., сетевое издание.

*Диплом международного тестирования "Совместная деятельность педагогов и родителей". 2019 г.

*Благодарственное письмо за активную работу по военно-патриотическому воспитанию. Военный комиссар Заб. края 08.05.2019 г.

*Благодарственное письмо за активное участие в интернет-олимпиадах по музыке на портале "Солнечный свет" 2020 г.

*Грамота за  подготовку призеров в школьном конкурсе "Вместе мы -сила!" МОУ "Усть-Карская СОШ", 2019 г.

*Грамота за занятое 1 место "Класс года – 2019".  МОУ "Усть-Карская СОШ", 2019 г.

*Грамота за  подготовку призеров в школьном конкурсе  "Вместе мы -сила!" МОУ "Усть-Карская СОШ", 2021 г.

*Грамота за занятое 1 место "Класс года – 2021".  МОУ "Усть-Карская СОШ", 2021 г.

Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
- совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей;
- приобретать новые знания через курсы повышения  квалификации;
- проводить работу по теме самообразования «Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках музыки».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика преподавания музыки

Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику органи...

Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования

Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Анализ методики преподавания музыки: Развитие музыкального интеллекта у детей В.Б.Брайнин

Анализ методики преподавания музыки: Развитие музыкального интеллекта у детей В.Б.Брайнин В. Брайнин посвятил себя раннему музыкальному воспитанию. Его цель — развитие личности и мышления через заняти...

Использование ИКТ в преподавании музыки в общеобразовательной школе.

Участие в Межрегиональном Интернет - педсовете "Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы"....

Специфика преподавания музыки

Специфика преподавания музыки в начальных классах...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"

1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...