Иоганн Себастьян Бах и его сыновья
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Иоганн Себастьян Бах и его сыновья
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685-1750) –немецкий композитор. При жизни славился как органист и клавесинист; его детские годы прошли в Эйзенахе.
В 1695-1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17 -летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707-08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708-17 придворный органист, камер- музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717-23 придворный капельмейстер в Кетене, 1723-50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729-41 глава Collegium musicum).
Творчество Баха обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Яркий национальный художник, И. С. Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
У Баха было 20 детей. Но поскольку детская смертность тогда была очень высока, то в живых осталось только 13. И. С. Бах дал всем своим сыновьям университетское образование. Пятеро из них стали выдающимися музыкантами.
Старший сын знаменитого Иоганна Себастьяна Баха Вильгельм Фридеман (1710-1784) был самым способным из всех сыновей. Через много лет Иоганн Себастьян скажет о нем « Это мой любимый сын, к нему я больше всего расположен». Вильгельм Фридеман был известный в истории музыки как Бах «галльский». Современники ценили его за дарование импровизатора, виртуозно владевшего игрой на клавесине. Первым его учителем музыки был отец, написавший специально для него в процессе обучения ряд произведений, а также «Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана .Баха». Игре на органе Вильгельм Фридеман учился по написанной тоже специально для него "Органной книжечке". Потом обе книжечки станут пособием для его брата Филиппа Эмануэля и для других учеников Баха.
Вильгельму Фридеману исполнилось двадцать три года, когда он приехал в Дрезден, где освободилось место органиста. К удовольствию И.С. Баха, который приехал вместе с ним, Вильгельм Фридеман с блеском выдержал испытание и получил желаемую должность. В Дрездене Фридеман прожил десять лет и прославился как исполнитель и педагог. Он издал там свои сочинения, но они плохо раскупались, так как их находили слишком трудными. В 1746 году В. Ф. Бах переезжает в г. Галле, где получает место органиста в церкви св. Марии и одновременно становится городским директором музыки. В Галле композитор пользовался большим авторитетом и уважением, славой несравненного органиста, но тут произошел скандальный случай: ему заказали музыку для университетского праздника, и один из присутствующих, приезжий из Лейпцига, узнал в ней сочинение Баха-отца. Унаследовав от отца талант, Вильгельм Фридеман не унаследовал его трудолюбия. Несмотря на университетское образование, Фридаман бросил службу и начал странствовать по городам Германии. Он пытался зарабатывать концертами и уроками, даже продал отцовские рукописи, доставшиеся ему в наследство. Переехав в Берлин, и до конца жизни композитор жил только случайными заработками, изредка давал концерты, странствуя по городам Германии. Умер В. Ф. Бах в глубокой нищете в Берлине.
Всего В. Ф. Бахом написано 9 симфоний, опера «Лаузус и Лидия», 6 концертов, из которых один—двойной, 4 трио-сонаты, 6 сонат для двух флейт, 9 сонат, 10 фантазий, 12 полонезов, а также большое количество мелких пьес для клавира, 12 фуг и 7 хоралов для органа, «Немецкая месса»), духовные и камерные кантаты и прочие сочинения.
Второй сын И. С. Баха Карл Филипп Эмануэль (1714—1788), известный как Бах «берлинский» или «гамбургский». Как и его старший брат он изучал юриспруденцию в Лейпциге, затем во Франкфурте-на- Одере. Первым учителем игры на клавире и по композиции у Карла Филиппа Эмануэля был его отец. Уже в юности сын добился значительных успехов: им было написано много произведений.
Прусский кронпринц Фридрих пригласил К. Ф. Э. Баха к себе на службу, а после своей коронации, став Фридрихом II, пожаловал ему пост при берлинском дворе, в качестве придворного клавесиниста. В обязанности Карла Филиппа входило аккомпанировать королю, игравшему на флейте. Делать это было совсем непросто, т. к. титулованный флейтист очень вольно обращался с темпами. Но Филиппу Эмануэлю это удавалось: он прослужил у Фридриха двадцать шесть лет. Вот его мнение о сиятельном солисте: "Вы думаете, король любит музыку? Нет, он любит только флейту; но если вы думаете, что он любит флейту, вы и тут ошибаетесь, он любит только свою флейту". Король, отдавал должное своему аккомпаниатору, но не признавал в нем композитора. Музыкальные вкусы прусского короля были крайне ограничены, и это обстоятельство весьма сковывало возможности К. Ф. Э. Баха как композитора.
В музыкальных кругах и литературных собраниях Берлина, собиравшихся вокруг принцессы Амалии, композитор сразу же занял ведущее положение. Общение с видными музыкантами того времени оказало на К. Ф. Э. Баха огромное положительное влияние. Несмотря на привилегированность положения придворного музыканта, служба при дворе тяготила К. Ф. Э. Баха. В 1767 году он становится преемником Г. Ф. Телемана, заняв пост кантора пяти церквей, и городским директором музыки в городе Гамбурге.
Здесь К. Ф. Э. Бах находился в самом центре культурной жизни. Он общался с «кругом поэтов», в который входили Ф. Г. Клопшток, Г. В Герстенберг, М. Клаудиус и И. Г. Фосс.
К. Ф. Э. Бах первым в Германии устраивал публичные концерты, в которых выступал как пианист и импровизатор. Он дирижировал сочинениями композиторов, пользовавшихся в то время наибольшей популярностью: это произведения Телемана, Генделя, Гайдна. Именно в это время К. Ф. Э. Бах находит свой индивидуальный композиторский стиль, стоящий между полифоническим стилем его великого отца и творчеством венских классиков.
Как и В. Ф. .Бах он прекрасно владел искусством импровизации и умел сочетать ее со строгостью формы, опираясь на одну тему и ее свободную трансформацию. Свои взгляды на принципы исполнения он изложил в книге «Трактат об истинном искусстве игры на клавире». Эта книга длительное время служила основным методическим пособием по вопросам исполнения. Некоторые мысли, высказанные Филиппом Эмануэлем на страницах этой книги, не устарели и сегодня: «Мы достаточно хорошо знаем, что исполнители, избравшие своей специальностью быстроту игры и точность попадания, только этими свойствами и обладают; их пальцы повергают глаза в изумление, но душе слушателя, способного чувствовать, такие исполнители не говорят ничего... В чем же заключается хорошее исполнение? Не в чем ином, как в умении довести до слуха истинное содержание музыки. Нельзя играть как дрессированная птица, исполнение должно идти от души».
Второй сын Баха с глубоким уважением относился к творчеству своего великого отца. Он пытался издать некоторые из его сочинений, отстаивал преимущества темперированного строя и новой аппликатуры.
К. Ф. Э. Бах написал 19 симфоний, 50 концертов для клавира, 2 концерта для двух клавиров, 9 концертов для различных инструментов, 60 инструментальных дуэтов, 30 трио-сонат, свыше 200 фортепианных сонат, 12 вариаций для клавира, сонаты для органа, 2 оратории, 20 пассионов, 30 мотетов, «Магнификат», оды, песни, арии.
Четвертый сын И. С. Баха Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732—1796), известный, как Бах «бюккебургский» учился у своего отца и пел в хоре церкви св. Томаса, изучал юриспруденцию в Лейпциге. После смерти отца И. К. Ф. Бах служил в бюккебургской придворной капелле графа Шаумбурга-Липпе, занимал пост ее концертмейстера. Всю свою жизнь композитор провел в Бюккебурге, где поддерживал тесные отношения с И. Г. Хердером, на тексты которого им были написаны, несколько кантат и ораторий.
Среди сочинений И. К. Ф. Баха имеются 6 квартетов для флейты и струнных, сонаты для клавира в 4 руки, пьесы для клавира и соната для клавира Фа мажор, изданная в 1770 г. К. Ф. Э. Бахом, а также недошедшая до нас опера.
Младший сын Иоганна Себастьяна Баха Иоганн Кристиан Бах (1736—1782) известен как Бах «миланский» или «лондонский». Ему исполнилось всего пятнадцать лет, когда умер отец, и музыкальное образование брата продолжил Филипп Эмануэль. Иоганн Кристиан не захотел идти путем отца и старших братьев - путем придворного или церковного музыканта. Он мечтал писать оперы. В 1754 году Иоганн Кристиан уезжает в Италию, где приобретает известность как оперный композитор. В 1760 г. И. К- Бах становится органистом Миланского собора. В Италии были созданы и наиболее значительные оперы композитора: «Артаксеркс», «Катон в Утике», «Александр в Индии». В 1762 г. И. К. Бах переезжает в Лондон, где становится придворным музыкантом английской королевы. Здесь в королевском театре впервые была поставлена его опера «Орион». Музыкальная жизнь Лондона привлекала молодого композитора. Вместе с сыном виолончелиста Абеля Иоганн Кристиан организует серию концертов «Концерты Баха- Абеля» Он приглашает для выступлений известных музыкантов, в том числе и Гайдна; играет сам, пропагандируя фортепиано английской фирмы «Бродвуд». Как исполнитель и композитор Кристиан пользуется огромным успехом.
В 1764 году в Лондон приезжает чудо-ребенок - восьмилетний Моцарт. Несмотря на разницу в возрасте они подружились и вместе музицировали. Они встретились еще раз в 1778 году в Париже, когда Моцарту исполнилось уже двадцать два года. В письме к своему отцу Моцарт пишет: «Вы можете легко вообразить мою и его радость, когда мы свиделись, возможно, его радость не столь искренна, и все-таки следует ему отдать должное в том, что он честный человек и поступает с людьми по справедливости; я люблю его всем сердцем и глубоко уважаю, а он - это уже как раз определенно - хвалил меня как мне самому, так и при других людях - без преувеличений, как некоторые, но серьезно и правдиво»
Еще при жизни И. К. Бах приобрел славу одного из крупнейших представителей нового инструментального стиля.
Жизнь Иоганна Кристиана оказалась короткой, он умер раньше своих старших братьев, не дожив до пятидесяти лет.
Среди его сочинений 11 опер, около 50 симфоний, 37 концертов для фортепиано и других инструментов, фортепианные сонаты.
При жизни И. С. Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти.
Список использованных источников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка про Гипотенузу и ее сыновей.
Сценарий сказки и презентация в фотографиях инсценировки сказки участниками сетевого межрегионального конкурса "Дистанционный математический КВН-2010"...
«Подвиги отцов – в наследство сыновьям. Методические материалы по организации деятельности Постов №1»
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего по...
Иоганн Себастьян Бах.
Презентация о жизни и творчестве великого немецком композиторе И.С. Бахе...
Презентация "Бах Иоганн Себастьян. Оркестровая сюита №3. Воздух".
Презентация содержит высказывание Альберта Швейцера о Бахе, биографию выдающегося немецкого композитора, музыкальное содержание Арие из оркестровой сюиты №3, что такое сюита, последовательность частей...
Урок музыки. 7 класс. Великие наши современники. Иоганн Себастьян Бах.
Урок музыки. Великие наши современники. Иоганн Себастьян Бах....
Иоганн Себастьян Бах. Книга 3D.
За время работы в школе у каждого педагога накапливается много интересных материалов (конспекты, планы уроков, методические разработки и много другое). Многие из них находятся на компьютере в фа...
Презентация "Иоганн Себастьян Бах"
Презентация о жизни и творчестве великого композитора Иоганна Себастьяна Баха...