Рок-опера "Юнона и Авось"
методическая разработка по музыке (8 класс)
Рок-опера соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunona_i_avos.docx | 20.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок 16. Рок-опера «Юнона и Авось»
Продолжим знакомство с жанром рок-оперы в отечественном музыкальном искусстве. В рок-опере «Юнона и Авось» композитору А. Рыбникову удалось добиться органичного синтеза этого современного жанра с национальными культурными традициями и подлинными историческими событиями. В этом произведении сочетаются различные стили: элементы классической оперы, характерная для рок-музыки манера исполнения, религиозные, популярные эстрадные жанры. Давайте рассмотрим, почему это стало возможным?
На этом уроке
Вы узнаете:
∙ Что популярная музыка способна выражать серьёзные чувства, мысли и идеи.
∙ Историю создания первой русской рок-оперы «Юнона и Авось»
∙ На каких реальных событиях основан её сюжет
∙ Что такое «диалог культур»
Вы научитесь:
∙ Слышать элементы различных музыкальных традиций внутри целостного музыкально-театрального действия
Вы сможете:
∙ Увидеть, какие современные формы могут приниматт жанры религиозной музыки, фольклора, романса.
∙ Провести смысловые параллели между событиями русской истории и современностью.
Ключевые слова
Рок-опера, традиции, фольклор, романс, духовная музыка, музыкальная драматургия
Рок-опера соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.
Вслед за грандиозным успехом произведения Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – Суперзвезда» рок-оперы заняли прочное место на сценах музыкальных театров всего мира. Сочинения в этом жанре появились и в нашей стране. Мелодии из рок-опер Александра Журбина, Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова звучат на российской концертной эстраде, по ним снимаются фильмы, ставятся музыкальные спектакли. В произведениях этих композиторов тесно переплетены традиции отечественной классики и различные направления рок-культуры. Злободневные вопросы современности в них перекликаются с символизмом древних мифов, историей и литературой, религией и философией…
«Юнона и Авось» - это первая и самая известная рок-опера на российской сцене. Её авторы – композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский. В постановке танцевальных номеров спектакля принимал участие известный балетмейстер Владимир Васильев.
Премьера «Юноны и Авось» в начале 80-х годов XX века стала заметным событием в музыкальной культуре нашей страны. С тех пор вот уже несколько десятилетий постановка режиссёра Марка Захарова, успешно идёт на подмостках Московского театра имени Ленинского комсомола (Театр «Ленком»).
Алексей Рыбников учился композиторскому искусству у А. И. Хачатуряна, воспитавшего в своём ученике свободу художественного мышления. В его мелодиях часто слышались непривычные для советских композиторов того времени отголоски «западного рока». Но в многочисленных интервью композитор подчеркивал, что в случае «Юноны и Авось» речь идёт не о копировании западных образцов, а о феномене русского искусства. В этом произведении композитору удалось соединить традиции русской духовной музыки, элементы фольклора, популярной «городской» культуры и классической оперы.
Впервые в этой рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Причем православные молитвы в соответствии с сюжетом сочетались с католическими песнопениями. У Рыбникова получился настоящий диалог культур, в котором пересеклась православная духовность с миром западной цивилизации.
В основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось» легла поэма Андрея Вознесенского. В ней повествуется о любви русского путешественника Николая Резанова и юной Кончиты Аргуэлья – дочери испанского коменданта Сан-Франциско. История большой любви, для которой нет преград и расстояний, переплетается с темами искренней веры и верности Отечеству.
Граф Николай Резанов – реальное историческое лицо. Это выдающийся русский путешественник, государственный деятель и патриот Отчизны. Вознесенский показывает нам главного героя человеком чести, ищущим смысл жизни, мечтающим о высоких идеалах. Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отечеству, и намерен пуститься в дальнее плавание. Он надеется установить торговые отношения с далекой Америкой. Веря лишь в русское «авось», он пишет многочисленные прошения государю императору. Граф предлагает направить корабли к берегам другого континента для упрочения славы и мощи России. И, наконец, получает высочайшее соизволение.
Преодолев океанские просторы, на двух шхунах: «Юнона», название которой посвящено древнеримской богине материнства и семьи, и «Авось» – граф Резанов пришвартовывается у берегов Калифорнии. (Реальное путешествие состоялось в 1806 году. В это время Калифорния была испанской колонией. И в опере многие диалоги звучат на испанском языке…). По случаю шестнадцатилетия дочери коменданта Сан-Франциско здесь готовится бал. Сорокалетний мореплаватель – в числе почётных гостей. Он приглашает на танец юную Кончиту, и любовь с первого взгляда вспыхивает между ними. Это – переломный момент в опере.
После обручения с Кончитой Резанов спешит в Россию за разрешением жениться на католичке. Но на обратном пути он заболевает и умирает от сильной простуды.
Композиция спектакля стройна и логически последовательна. Рок-опера состоит из Пролога, трёх основных частей и Эпилога. Части называются «Россия», «Америка», «Возвращение».
В Прологе главенствует молитвенное начало, пение плакальщиц, погребальный колокольный звон, элементы знаменного распева. Уже здесь прозвучит первый раз лирическая тема «Ты меня никогда не забудешь» и монолог Резанова в виде свободного речитатива, декламации.
Во II части задействованы иные интонационные пласты.
Простая, бесхитростная тема «Белый шиповник» напоминает песни средневековых трубадуров, мелодии времён рыцарских замков и турниров за любовь прекрасной дамы. Но там, где расцветает любовь – рождается и ревность. Жених Кончиты не в силах помешать происходящему… Экспрессия рока в полную мощь выливается в сцене его дуэли с графом.
Лирическая кульминация спектакля заставляет вспомнить жанр русского романса. Словно предчувствуя неотвратимость расставания, герои исполняют пронзительно-проникновенный дуэт «Ты меня никогда не забудешь».
В III части возвращаются молитвенные интонации и вновь звучит исступлённый монолог главного героя.
«Боже, почему я должен умереть?» - вопрошает Иисус в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера.
«Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял?» - вторит ему граф Резанов.
Крик души о смысле жизни…
Ответом на него становится финальный хор «Аллилуйя» - как символ великой любви, знак обретения того, ради чего действительно стоит жить. Эпилог оперы-мистерии «Аллилуйя» − музыкальное пиршество прекрасных мелодических линий. Сольные фразы подхватывают хор и оркестр: «Аллилуйя, любви, Аллилуйя…»
Благодаря символичным мизансценам, особой эстетике сценического пространства рок-опера «Юнона и Авось» напоминает об операх-мистериях эпохи модерн, о блестящих оперных проектах В. Э. Мейерхольда, музыкально-драматических спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской. Режиссёру Марку Захарову удалось соединить воедино великолепную игру и пение актеров, изысканную, символичную пластику, светомузыку и пиротехнические эффекты. «Юнона и Авось» - удивительное сочетание традиций западной рок-музыки, русских церковных песнопений и поэтичного гимна любви.
Ответьте на вопросы и выполните задания
- Найдите в интернете и посмотрите видеозапись рок-оперы «Юнона и Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли и любую современную постановку. Сравните их между собой. Какой вариант спектакля показался вам более интересным?
- Разучите и спойте песню-романс «Ты меня никогда не забудешь»
- Каким жанрам наиболее близка рок-опера?
− Опера
− Балет
− Мюзикл
− Оперетта
− Кантата
- Рок-опера это:
− Опера трагедийного содержания.
− Музыкально-сценический жанр, сочетающий основные признаки оперы и стиля рок-музыки.
− Музыкально-сценический жанр, не имеющий общих черт с оперой, развивающийся по своему собственному пути и соответствующий стилю рок-музыки.
- Ниже перечислены названия некоторых знакомых вам музыкально-сценических произведений. Найдите среди них рок-оперы и подчеркните их названия.
− «Иван Сусанин»
− «Золушка»
− «Спящая красавица»
− «Анюта»
− «Иисус Христос - Суперзвезда»
− «Кошки»
− «Юнона и Авось».
- Композитор – создатель рок-оперы «Юнона и Авось»:
− Александр Журбин
− Эдуард Артемьев
− Алексей Рыбников
- Кто из отечественных поэтов является автором поэмы, которая легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось»?
− Евгений Евтушенко
− Андрей Вознесенский
− Роберт Рождественский
- В каком году состоялось реальное путешествие, ставшее основой сюжета рок-оперы «Юнона и Авось»?
- В какую страну хотел проложить путь граф Николай Петрович Резанов?
- На каком иностранном языке звучат многие номера рок-оперы «Юнона и Авось»?
- Сколько действий в рок-опере «Юнона и Авось»? Как они называются?
- В каком действии звучит песня «Белый шиповник»?
- На сцене какого театра была впервые поставлена рок-опера «Юнона и Авось»?
- В чём сходство и в чём различие произведений Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – Суперзвезда» и А. Рыбникова «Юнона и Авось»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кәрим Әмири "Безнең авыл"
Рус мәктәпләренең татар төркемендә 2нче сыйныф өчен укудан дәрес эшкәртмәсе...
Ачык дэрес: "Авыл хуҗалыгы- материаль байлыклар белән тәэмин итүче тармак".
1. Дөньяда авыл хуҗалыгының структурасы турында күзаллау...
"Авыл мәктәбендә сыйфатлы белемгә ия булуны тәэмин итүдә-класстан тыш эш
Укытуның сыйфатын күтәрүдә класстан тыш эшчәнлекнең мөһимлеге. Бу- төрле дистанцион олимпиада һәм конкурсларда катнашу....
Конспект открытого урока в 9 классе " Шагыйрь күңеле авыл күркендә".
Якташ шагыйрь Шәрәф Мөдәриснең тормыш юлы һәм иҗатына күзәтү дәресе....
Дуслык ул- яхшылык, дуслык ул- яктылык. Т. Миңнуллинның”Авыл эте Акбай” комедиясе буенча класстан тыш уку дәресе.
Дуслык ул- яхшылык, дуслык ул- яктылык.Т. Миңнуллинның”Авыл эте Акбай” комедиясе буенча класстан тыш уку дәресе....
"Безнең авыл" тексты буенча эш. ( 3 нче сыйныф-рус төркеме)
Р.З. Хәйдарова дәреслеге буенча 3 нче сыйныфларда ( рус төркеме) "Безнең авыл" тексты буенча үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....