Рок-опера "Юнона и Авось"
методическая разработка по музыке (8 класс)

Окользина Вера Ивановна

Рок-опера  соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunona_i_avos.docx20.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 16. Рок-опера «Юнона и Авось»

 

Продолжим знакомство с жанром рок-оперы в отечественном музыкальном искусстве. В рок-опере «Юнона и Авось» композитору А. Рыбникову удалось добиться органичного синтеза этого современного жанра с национальными культурными традициями и подлинными историческими событиями. В этом произведении сочетаются различные стили: элементы классической оперы, характерная для рок-музыки манера исполнения, религиозные, популярные эстрадные жанры.  Давайте рассмотрим, почему это стало возможным?

На этом уроке

Вы узнаете:

        Что популярная музыка способна выражать серьёзные чувства, мысли и идеи. 

        Историю создания первой русской рок-оперы «Юнона и Авось»

        На каких реальных событиях основан её сюжет

        Что такое «диалог культур»

 

Вы научитесь:

        Слышать элементы различных музыкальных традиций внутри целостного музыкально-театрального действия

Вы сможете:

        Увидеть, какие современные формы могут приниматт жанры религиозной музыки, фольклора, романса.

        Провести смысловые параллели между событиями русской истории и современностью.

 

Ключевые слова

Рок-опера, традиции, фольклор, романс, духовная музыка, музыкальная драматургия

 

Рок-опера  соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.

Вслед за грандиозным успехом произведения Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос – Суперзвезда» рок-оперы заняли прочное место на сценах музыкальных театров всего мира. Сочинения в этом жанре появились и в нашей стране. Мелодии из рок-опер Александра Журбина, Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова звучат на российской концертной эстраде, по ним снимаются фильмы, ставятся музыкальные спектакли. В произведениях этих композиторов тесно переплетены традиции отечественной классики и различные направления рок-культуры. Злободневные вопросы современности в них перекликаются с символизмом древних мифов, историей и литературой, религией и философией…

«Юнона и Авось» - это первая и самая известная рок-опера на российской сцене. Её авторы – композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский. В постановке танцевальных номеров спектакля принимал участие известный балетмейстер Владимир Васильев.

Премьера «Юноны и Авось» в начале 80-х годов XX века стала заметным событием в музыкальной культуре нашей страны. С тех пор вот уже несколько десятилетий постановка режиссёра Марка Захарова, успешно идёт на подмостках Московского театра имени Ленинского комсомола (Театр «Ленком»).

Алексей Рыбников учился композиторскому искусству у А. И. Хачатуряна, воспитавшего в своём ученике свободу художественного мышления. В его мелодиях часто слышались непривычные для советских композиторов того времени отголоски «западного рока». Но в многочисленных интервью композитор подчеркивал, что в случае «Юноны и Авось» речь идёт не о копировании западных образцов, а о феномене русского искусства. В этом произведении композитору удалось соединить традиции русской духовной музыки, элементы фольклора, популярной «городской» культуры и классической оперы.

Впервые в этой рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Причем православные молитвы в соответствии с сюжетом сочетались с католическими песнопениями. У Рыбникова получился настоящий диалог культур, в котором пересеклась православная духовность с миром западной цивилизации.

В основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось» легла поэма Андрея Вознесенского. В ней повествуется о любви русского путешественника Николая Резанова и юной Кончиты Аргуэлья – дочери испанского коменданта Сан-Франциско. История большой любви, для которой нет преград и расстояний, переплетается с темами искренней веры и верности Отечеству.

Граф Николай Резанов – реальное историческое лицо. Это выдающийся русский путешественник, государственный деятель и патриот Отчизны. Вознесенский показывает нам главного героя человеком чести, ищущим смысл жизни, мечтающим о высоких идеалах. Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отечеству, и намерен пуститься в дальнее плавание. Он надеется  установить торговые отношения с далекой Америкой. Веря лишь в русское «авось», он пишет многочисленные прошения государю императору. Граф предлагает направить корабли к берегам другого континента для упрочения славы и мощи России. И, наконец,  получает высочайшее соизволение.

Преодолев океанские просторы,  на двух шхунах: «Юнона», название которой  посвящено  древнеримской богине материнства и семьи, и «Авось» – граф Резанов пришвартовывается у берегов Калифорнии.  (Реальное путешествие состоялось в 1806 году. В  это время Калифорния была испанской колонией.  И в опере многие диалоги звучат на испанском языке…). По случаю шестнадцатилетия дочери коменданта Сан-Франциско здесь готовится бал. Сорокалетний мореплаватель – в числе почётных гостей. Он приглашает на танец юную Кончиту, и любовь с первого взгляда вспыхивает между ними. Это – переломный момент в опере.

После обручения с Кончитой Резанов спешит в Россию за разрешением жениться на католичке. Но на обратном пути он заболевает и умирает от сильной простуды.

Композиция спектакля стройна и логически последовательна. Рок-опера состоит из Пролога, трёх основных частей и Эпилога. Части называются «Россия», «Америка», «Возвращение».  

В Прологе главенствует молитвенное начало, пение плакальщиц, погребальный колокольный звон, элементы знаменного распева.  Уже здесь прозвучит первый раз лирическая тема «Ты меня никогда не забудешь» и монолог Резанова в виде свободного речитатива,  декламации.

Во II части задействованы иные интонационные пласты.

Простая, бесхитростная тема «Белый шиповник» напоминает песни средневековых трубадуров, мелодии времён рыцарских замков и турниров за любовь прекрасной дамы. Но там, где расцветает любовь – рождается и ревность. Жених Кончиты не в силах помешать происходящему… Экспрессия рока в полную мощь выливается в сцене его дуэли с графом.

Лирическая кульминация спектакля заставляет вспомнить  жанр русского романса. Словно предчувствуя неотвратимость расставания, герои исполняют пронзительно-проникновенный дуэт «Ты меня никогда не забудешь».

В III части возвращаются молитвенные интонации и вновь звучит исступлённый монолог главного героя.

«Боже, почему я должен умереть?» - вопрошает Иисус в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера.

«Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял?» - вторит ему  граф Резанов.

Крик души о смысле жизни…

Ответом на него становится финальный хор «Аллилуйя» - как символ великой любви, знак обретения того, ради чего действительно стоит жить. Эпилог оперы-мистерии «Аллилуйя» − музыкальное пиршество прекрасных мелодических линий. Сольные фразы подхватывают хор и оркестр: «Аллилуйя, любви, Аллилуйя…»

Благодаря символичным мизансценам, особой эстетике сценического пространства рок-опера «Юнона и Авось» напоминает об операх-мистериях эпохи модерн, о блестящих оперных проектах В. Э. Мейерхольда, музыкально-драматических спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской. Режиссёру Марку Захарову удалось соединить воедино великолепную игру и пение актеров, изысканную, символичную пластику, светомузыку и пиротехнические эффекты. «Юнона и Авось» - удивительное сочетание традиций западной рок-музыки, русских церковных песнопений и поэтичного гимна любви.

 

Ответьте на вопросы и выполните задания

  1. Найдите в интернете и посмотрите видеозапись рок-оперы «Юнона и Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли и любую современную постановку. Сравните их между собой. Какой вариант спектакля показался вам более интересным?

 

  1. Разучите и спойте песню-романс «Ты меня никогда не забудешь»

 

  1. Каким жанрам наиболее близка рок-опера?

        Опера

        Балет

        Мюзикл

        Оперетта

        Кантата

                     

  1. Рок-опера это:

        Опера трагедийного содержания.

        Музыкально-сценический жанр, сочетающий основные признаки оперы и стиля рок-музыки.

        Музыкально-сценический жанр, не имеющий общих черт с оперой, развивающийся по своему собственному пути и соответствующий стилю рок-музыки.

 

  1. Ниже перечислены названия некоторых знакомых вам музыкально-сценических произведений. Найдите среди них рок-оперы и подчеркните их названия.

        «Иван Сусанин»

        «Золушка» 

        «Спящая красавица»

        «Анюта»

        «Иисус Христос - Суперзвезда»

        «Кошки»

        «Юнона и Авось».

 

  1. Композитор – создатель рок-оперы «Юнона и Авось»:

          Александр Журбин

          Эдуард Артемьев

          Алексей Рыбников

 

  1. Кто из отечественных поэтов является автором поэмы, которая легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось»?

          Евгений Евтушенко

          Андрей Вознесенский

          Роберт Рождественский

 

  1. В каком году состоялось реальное путешествие, ставшее основой сюжета рок-оперы «Юнона и Авось»?
  2. В какую страну хотел проложить путь граф Николай Петрович Резанов?
  3. На каком иностранном языке звучат многие номера рок-оперы «Юнона и Авось»?
  4. Сколько действий в рок-опере «Юнона и Авось»? Как они называются?
  5. В каком действии звучит песня «Белый шиповник»?
  6. На сцене какого театра была впервые поставлена рок-опера «Юнона и Авось»?
  7. В чём сходство и в чём различие произведений Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос – Суперзвезда» и А. Рыбникова «Юнона и Авось»?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кәрим Әмири "Безнең авыл"

Рус мәктәпләренең татар төркемендә 2нче сыйныф өчен укудан дәрес эшкәртмәсе...

Ачык дэрес: "Авыл хуҗалыгы- материаль байлыклар белән тәэмин итүче тармак".

1. Дөньяда авыл хуҗалыгының структурасы турында күзаллау...

"Авыл мәктәбендә сыйфатлы белемгә ия булуны тәэмин итүдә-класстан тыш эш

Укытуның сыйфатын күтәрүдә класстан тыш эшчәнлекнең мөһимлеге. Бу- төрле дистанцион олимпиада һәм конкурсларда катнашу....

Конспект открытого урока в 9 классе " Шагыйрь күңеле авыл күркендә".

Якташ шагыйрь Шәрәф Мөдәриснең тормыш юлы һәм иҗатына күзәтү дәресе....

Дуслык ул- яхшылык, дуслык ул- яктылык. Т. Миңнуллинның”Авыл эте Акбай” комедиясе буенча класстан тыш уку дәресе.

Дуслык ул- яхшылык, дуслык ул- яктылык.Т. Миңнуллинның”Авыл эте Акбай” комедиясе буенча класстан тыш уку дәресе....

"Безнең авыл" тексты буенча эш. ( 3 нче сыйныф-рус төркеме)

Р.З. Хәйдарова дәреслеге буенча 3 нче сыйныфларда ( рус төркеме)  "Безнең авыл" тексты буенча үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....