Статья на тему "Концерты для флейты в творчестве Вивальди"
статья по музыке
Развитие и расцвет жанра итальянского концерта для флейты в творчестве Антонио Вивальди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontserty_dlya_fleyty_v_tvorchestve_antonio_vivaldi.docx | 14.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Концерты для флейты в творчестве Антонио Вивальди»
Жанр инструментального концерта наиболее ярко и полно «расцвел» в Италии, где уже сложилась одна из лучших профессиональных композиторских школ. Создателем духового концерта можно по праву считать Антонио Вивальди ( 1678 – 1741 ) – выдающегося композитора, скрипача и педагога. В его произведениях духовые инструменты , наконец, раскрылись, проявились их выразительные и технические возможности.
Для флейты композитор пишет 24 концерта – 3 для продольной флейты, 13 для поперечной и 8 - для смешанного состава солистов ( например, для флейты, гобоя, скрипки, фагота и баса; для двух флейт, гобоя, английского рожка, двух труб, скрипки, двух альтов, смычкового квартета и двух чембало и т.п. ) . Самые известные и исполняемые концерты - из ор.10: Концерт D-dur «Il Gardellino» ( «Щегленок» ); Концерт F-dur «La tempresta di mare» ( «Буря на море» ); Концерт G-dur ( с органом ); Концерт G-dur ( с клавесином); Концерт F-dur; Концерт g-moll «La Notte» ( «Ночь» ), для флейты, двух скрипок, фагота и цифрованного баса.
Вивальди утверждает трехчастный цикл инструментального концерта, с быстрыми частями по краям и медленной средней частью ариозного типа. Развитие в первой части основано на контрастной смене оркестрового tutti и сольных эпизодов ( эту же форму , характерную для первых частей концертов ,мы встречаем и у И.С. Баха) . Скромная сольная партия ранних концертов в произведениях более зрелого периода превращается в блестящее виртуозное концертирование. В целом музыка темпераментна, экспрессивна, ритмична, основана на различных фигуративных движениях – гармонических, мелодических, пассажных, остинатных или секвентных — они и определяли концертирование как форму развития материала. Но даже в быстрых частях помимо фигуративных тем у Вивальди начали вызревать тематические образования песенного склада, что было обусловлено широтой образного содержания концертов.
Так, короткое (немногим более 40 тактов) Largo из концерта для флейты с-moll являет собой как бы сплав глубокого лиризма и высокой патетики. Его широкая кантилена близка вокальной. Вивальди обращается здесь к деревянной поперечной флейте обратно - конической формы. Используется преимущественно верхний регистр. Тембр инструмента предельно обнажен - сопровождение составляют лишь легкие унисоны струнных, сплетающихся с сольной мелодией. Флейтовый монолог звучит прочувствованно, тепло, певучий тон инструмента приобретает глубокую проникновенность.
Широко представлена в творчестве Вивальди жанрово - изобразительная образность. Примером может служить медленная часть концерта для флейты G – dur - автор использует здесь уже не поперечную флейту, а продольную - красивый, но холодноватый, даже свистящий тембр инструмента добавляет в музыку новую краску.
Чрезвычайно развитое тембровое восприятие позволяло Вивальди удачно экспериментировать инструментальными сочетаниями, реалистично изображать картины природы, повседневной жизни и человеческих настроений. Он был одним из первых, кто обратился к жанру программного концерта. В репертуаре флейтистов это концерт для солирующей флейты «Щегленок», и концерты «Буря на море» и «Ночь» для смешанного состава инструментов.
Также нельзя не отметить, что и сольные и оркестровые партии в музыке Вивальди отличаются широкими для того времени градациями в динамике и темпе – эти важные новшества долгое время не были всеобщим достоянием, понадобилось время, чтобы они прочно вошли в исполнительскую практику.
Произведения Вивальди – первые по-настоящему весомые свидетельства той эволюции, которую совершило искусство концертирования. Он требовал выполнения новых, совершенно конкретных исполнительских приемов, предъявляя к исполнителям высокие требования во владении звуком, динамическими красками и техническими навыками. Сегодня многие произведения композитора составляют золотой концертный репертуар флейтиста, активно используются в педагогической и конкурсной практике, появляются удачные переложения скрипичных концертов для флейты и для смешанных ансамблевых составов. Это объясняется тем, что Вивальди, подобно Баху в области клавирного исполнительства, далеко превзошел пределы, установленные несовершенством инструментов его времени. Фактура его концертов может служить ярким доказательством предвидения тех выразительных возможностей, которые предоставит композиторам и исполнителям будущий инструментарий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Мы помним и гордимся!"( о творчестве заслуженного художника РФ Селиванова В.А)
вашему вниманию представлен материал о творчестве художника Селиванова,который может быть использован на уроках в 8- 11 классах по теме "Знаменитые люди"...
Антонио Вивальди. Жизнь и творчество
О жизни и творчестве итальянского композитора Антонио Вивальди...
Статья в газету о фестивале детского творчества
Районный фестиваль детского творчества "к Победе шел, Россия, твой солдат!", был организован и проведен отделом дополнительного образования МОУ ДОО центр "Родина". Предлагаю публикацию статьи в газете...
Статья "Знаки Ижоры в жизни и творчестве А.С.Пушкина"
Выступление моих восьмиклассниц на Петербургском Международном педагогическом форуме. Данная работа рекомендована для публикации в городском сборнике работ по итогам работы форума. С сообщением "...
Тест по творчеству А. Вивальди
В предложенном тесте предложены задания для учащихся с целью закрепления знаний о творчестве итальянского композитора, виртуоза Антонио Вивальди...
Статья "Делать добро людям" (Размышление о творчестве Л.А. Чарской)
Герои произведений Лидии Чарской такие, какими хотелось бы видеть наших детей: чтобы, несмотря на препятствия, все удавалось, чтобы их любили хорошие люди, и сами они могли ценить дружбу, любить беско...
статья « Обучение иностранному языку через театральное творчество».
Театральное действие необходимо в процессе обучения и воспитания школьников. Спектакль, песни, импровизация помогает учителю формировать и развивать языковую компетенцию, решать задачи эстетического в...