Конспект урока "Полифония в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Данный конспект выдавался в качестве материала урока музыки в период дистанционного образования. Поэтому содержит в себе слайды из презентации к уроку,ссылки на музыкальные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klassy_2_tema_material_1.docx | 1000.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 14.04.20 и 16.04.20
Тема урока: Полифония в музыке и живописи.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Ребята, у испанского музыканта и композитора Пабло Казальса есть такое высказывание: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.
Чтобы узнать о ком идёт речь, давайте с вами отправимся в путешествие по Германии, чтобы выяснить его имя.
Откройте, прикреплённую к файлу презентацию! Обратите внимание на слайды 2,3,4. Там есть фото дома, в котором родился великий композитор, а также прилагается фото церкви Святого Фомы в которой много лет служил И.С. Бах.
Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе, где родился великий немецкий композитор И.С. Бах.
Кому не известно это имя? Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.
Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по -прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»
Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.
Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.
Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите название темы урока, краткую информацию о И.С. Бахе, а также расшифруйте понятие полифония!
Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов.
А теперь мы прослушаем с вами произведение И.С. Баха «Токката и фуга ре минор». Одно из самых узнаваемых произведений композитора, я уверена, что многие из вас его слышали.
Слушание «Токкада и фуга ре минор»
Серьёзности поставленных проблем и характеру органной музыки И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос человека”.
Пройдя у старой ратуши дозором,
Ночная стража гасит фонари
Над городом, над крыш его простором,
Все небо – в оперении зари.
Уже порозовели черепицы,
Осел туман у крепостных ворот,
И вновь перекликаются синицы,
О том, что утро новое встаёт.
Глухими переулками к предместью,
К ещё не разбудившейся реке,
Спускается, постукивая тростью,
Сухой старик в косматом парике.
Пред ним собор свои возносит стрелы,
Он кажется чудовищно немым,
Торжественный, в веках окаменелый,
Плывущий в предрассветный дым.
У низкой двери бокового свода,
Старик устало замедляет шаг,
Звенит ключом, труднее год от года,
На хоры путь сквозь паутинный мрак.
Но вот уже за кисеей тумана
Блеснули трубы - прямоствольный лес
Высокого и стройного органа
Под гулким скатом каменных небес.
Долой камзол, парик! И поединок,
С регистрами, вздохнувшими навзрыд,
Он начинает. Тонкий луч пылинок
По глянцевидной лысине скользит.
Он здесь один над немотой органа,
Пускай воскреснет всё, что отошло!
Живи и здравствуй, миг сей лучезарный,
И вей прохладой, времени крыло!
Всё, что цвело и мучило когда-то,
Что брошено раздумьем на весы,
Широким гулом скорбного раската
Разносит приглушённые басы.
Неудержимо рвётся воздух пленный,
По горлу труб под натиском мехов,
Смятеньем человеческой вселенной
И музыкой – гармонией миров.
Торжественно вдыхает грудь органа,
И катят волны в солнечной пыли,
Поёт о море жизни “голос человека”,
О радостях и горестях земли.
Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.
Помимо инструментальной музыки у И.С. много вокальных произведений. Послушайте одно из них.
Слушание вокального произведения И.С. Баха «Весенняя песня».
Обратите внимание на картины, написанные в стиле полифонии и фуги.
Слайд 12.
Фуга в живописи.
Домашнее задание:
Дорогие ребята! От вас требуется сделать записи в тетради, и посмотреть данное видео.
Фото своих работ на этот раз мне высылать не нужно!
Желаю вам творческих успехов! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».
Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными и художественными произведениями о весне....
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...
Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».
Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...