Роль семьи в формировании речевого развития ребенка
статья на тему
В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормозя развитие социально-коммуникативных навыков. Всё это, с учётом низких стартовых возможностей у большинства детей с речевыми нарушениями (при отсутствии полноценного социально-психолого-педагогического сопровождения), ведёт к нарастающим проблемам в обучении, обусловленными трудностями освоения письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_rechevom_razvitii_rebyonka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании речевого развития ребенка
В МБОУ «СОШ №24» на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума, ежегодно рассматриваются вопросы психологической готовности учащихся первых классов к обучению, преодоления ими периода адаптации. Особое внимание уделяется вопросу речевого развития первоклассников. Связано это с печальной статистикой речевых расстройств. В среднем, за последние 5 лет в первые классы школы поступает около 47% детей с нарушениями звукопроизношения, из них 71%, помимо недостатков звукопроизношения, имеют расстройства других компонентов речи. Это нарушения сенсомоторного уровня, не сформированность навыков языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Учащиеся с общим недоразвитием речи III уровня составляют 25-30% от числа учащихся с речевыми нарушениями. Ежегодно поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи системного характера (II уровень речевого развития), имеющие статус ОВЗ или детей-инвалидов. В классах общеобразовательной школы встречается практически вся нозология речевых патологий в соответствии с клинико-педагогической классификацией: дизартрия, стертые формы дизартрии, моторная и сенсорная алалия, заикание, полтерн, тахилалия, а также речевые нарушения при ЗПР и невыясненной этиологии.
В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормозя развитие социально-коммуникативных навыков. Всё это, с учётом низких стартовых возможностей у большинства детей с речевыми нарушениями (при отсутствии полноценного социально-психолого-педагогического сопровождения), ведёт к нарастающим проблемам в обучении, обусловленными трудностями освоения письма и чтения.
При этом всё чаще приходится сталкиваться с такими нарушениями звукопроизношения первоклассников, которые онтогенетически характерны для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), такие как, не умение выговаривать звуки [к], [г], [т], [д], [й]. Задания на определение уровня развития слоговой структуры, в среднем, первоклассники с речевой патологией выполняют на 59%. Известно, что нарушение звуко-слоговой структуры слова является стойким и плохо поддающимся коррекции признаком системной речевой патологии (Т.А. Титова, 1983).
Детей с низкой речевой коммуникацией и регуляцией поведения становится все больше. По итогам мониторинга состояния уровня сформированности УУД у первоклассников в условиях ФГОС сформированность коммуникативных УУД составляет по первым классам 74%, регулятивных УУД – 60% (начало учебного года). Именно среди этих 40% первоклассников встречаются дети, функция речи которых ещё не стала в полной мере регулирующей. Общеизвестно, что трудности, с которыми сталкиваются дети с недоразвитием речи, обусловлены не только недоразвитием речи, но и недостаточным уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебным материалом: неустойчивое внимание, низкий объем памяти, недостаточная способность запоминать словесный материал. Недостаточно развиты словесно-логическое мышление, самоконтроль, произвольность в общении и деятельности. Причины общего отставания в развитии связаны ещё и с тем, что большинство из указанных категорий детей научились говорить поздно, в возрасте 3-4 лет, т.е. это дети с задержкой речевого, чаще психоречевого развития. Поэтому логопеду приходится корректировать не только речевое развитие, но и вторичный компонент, связанный с парциальной несформированностью ВПФ различного генеза. По статистике примерно четверть детей в результате задержки речевого развития имеет вторичную задержку.
Динамика продвижения детей, записанных на логопедические занятия, полностью отражает картину отношения родителей к своему ребёнку. Ребёнок, воспитывающийся в семье, где на первом месте - зарабатывание денег, работа, часто оказывается в ситуации социальной депривации из-за невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности в общении с родителями. При консультировании родителей таких детей, часто внешне вполне благополучных семей, наталкиваешься на не понимание последствий такого отношения к ребёнку. Родители, живя в век информационных технологий, конечно же, владеют информацией, только часто она отрывочна, не систематизирована и не является руководством к действию.
Начнём с того момента, когда родители начинают упускать возможности развития природных способностей и задатков ребёнка. Вот, что советуют логопеды.
Первой и главной причиной отставания детей в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями.
«Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Длительность просмотра телепередач детьми достигает 3-4 часов в день. Казалось бы, ребёнок, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребёнка способны обеспечить нормальное речевое развитие.
Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым». (Е.О. Смирнова и Т.В. Лаврентьева, Games-for-Kids.ru).
Начинать целенаправленно заниматься развитием речи нужно как можно раньше, от 2 до 3 лет. Заниматься дома следует каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Логопедическими упражнениями с детьми можно предотвратить нарушения звукопроизношения. Всё обучение должно проводиться в игровой форме, продолжительность одного занятия не должна превышать 10-15 минут, т.к. дети ещё не могут подолгу удерживать своё внимание. Особое внимание уделяется пальчиковой и артикуляционной гимнастике, использованию ритма в развитии речи. Упражнения включают развитие физического слуха, звукоподражания, рифмовки, рифмованные загадки, простые чистоговорки, детские стихи. Организовать занятия по развитию речи вам могут помочь онлайн курсы логопедических занятий на сайтах.
Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу или невропатологу.
Проблема заключается также в том, что имеются дети с ОВЗ, аномалии речевого развития которых, помимо помощи логопеда и медицинского вмешательства, требуют участия ряда других специалистов: дефектологов, олигофренопедагогов, медицинских психологов. При правильной своевременной диагностике одни аномалии развития ребенка могут быть предотвращены, другие требуют сложного, длительного комплекса лечебно-психолого-педагогических мероприятий, третьи, к сожалению, не поддаются лечению, и тогда на первый план выступает работа по адаптации ребенка к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании экологической культуры ребенка
Данную статью можно использовать на тематическом родительском собрании....
Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"
Формирование качеств необходимых школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...
Роль детской книги в речевом развитии ребенка
консультация...
Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
Рекомендации для родителей...
Семинар для родителей " Роль детской книги в речевом развитии ребенка"
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. ...
Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка"
Консультация для родителей "Роль детской книги в речевом развитии ребенка"...