Рабочая программа + КТП по музыке ФГОС 5-7 класс коррекционная школа
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)
Содержание музыкального образования в школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций.
Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka.docx | 45.44 КБ |
ktp_5_klass.docx | 19.57 КБ |
ktp_6_klass.docx | 16.66 КБ |
ktp_7_klass.docx | 16.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Вичугская школа – интернат №2»
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО ____________________ Протокол № 1 от __ августа 20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы-интерната по УР _________________ ФИО ______________________ __ августа 20__ г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната ___________________ФИО ________________________ Приказ № 9 от __ августа 20__г. |
Рабочая программа
Музыка
5 – 7 класс
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Учитель: Баранова Н.В.
Старая Вичуга. 2021 год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………………….3
- Нормативная база……………………………………………………………………3
- Цели образовательно-коррекционной работы
с учётом специфики учебного предмета…………………………………………..4
- Общая характеристика учебного предмета………………………………………..5
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане……………………5
1.5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета………….5
- Основное содержание учебного предмета……………………………………………6
- Тематический план……………………………………………………………………..13
- Рекомендации по учебно-методическому
и материально-техническому обеспечению…………………………………………..13
- Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………..13
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование……………………………………………..15
Приложение №2
Контрольно-измерительные материалы…………………………………………….19
- Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования по «Музыке» 5-7 классы разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-8 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития,,которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутри утробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Музыкально - эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры для детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей жизни.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
- Нормативная база
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.;
-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате;
- санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28.
- Цели образовательно-коррекционной работы
с учётом специфики учебного предмета
Целью музыкального образования является овладение обучающимися с ОВЗ музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем на уроках музыки.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственно – музыкальной исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно - развивающие:
- коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
- Общая характеристика учебного предмета
Содержание музыкального образования в школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций.
Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация.
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по музыке реализуется в течение учебного года по расписанию:
5 класс – 2 раза в неделю в кол-ве 68 часов;
6 класс – 1 раз в неделю в кол-ве 34 часа;
7 класс – 1 раз в неделю в кол-ве 34 часа.
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные БУД:
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные БУД:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
• сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Предметные БУД:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Регулятивные БУД:
- активное отношение к традициям культуры как смысловой эстетической и личностно значимой ценности;
- уважение к искусству и культуре своей Родины;
- способность к самостоятельным действиям;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке и в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
- Основное содержание учебного предмета
Рабочая программа по музыке состоит из следующих разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение»
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания.
Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой.
Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата.
Основные задачи пения:
1. Формировать у обучающихся певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению.
2. Учить детей исполнять песни, как с помощью учителя, так и самостоятельно.
3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное интонирование высоты звука, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время исполнения песни.
4.Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное гудение у низко поющих детей.
5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исследованию песен в играх, хороводах, сценках.
Певческие умения и навыки.
1. Певческая установка - это позиция, при которой голос ребенка подается без особого труда при наличии правильно сформированного дыхания и прямой осанки.
2. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и быстрым, а выдох медленным. Слова произносятся четко, ясно, при этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюстью.
3. Хоровое пение - это взаимодействие ансамбля и строя, то есть правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, слитность звучания, выработка унисона, тембра и строя как точной чистой певческой интонации.
4. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие обучающиеся специальной коррекционной школы имеют стойкие речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится работать в течение всего процесса обучения. Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым.
Детям очень трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него или стараются перекричать других.
На выбор репертуара для пения оказывают влияния определенные ограничения, возникающие при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это небольшой диапазон голоса, затрудненность воспроизведения обучающимися даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь удобный для воспроизведения диапазон мелодии, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако, если песни, трудные для воспроизведения, отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, то они вполне могут быть усвоены детьми.
Раздел «Слушание музыки»
Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:
- знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности;
- развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
Содержание программы «Слушание музыки» включает в себя три основных элемента:
1.Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
2. Развитие навыков культуры слушания.
3.Формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений, первоначальных сведений о музыке.
Музыка имеет свою речь, свой язык, мелодию, регистр, темповые изменения. В процессе слушания музыкальных произведений, обучающиеся постепенно приобщаются к музыкальной речи, учатся различать виды музыкальных произведений (песня, танец, марш), у них формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес и их форм (вступлении, запев, припев).
Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее развитие, окажет положительное воздействие на познавательные способности.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты»
Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с ОВЗ отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др, опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся с ОВЗ.
Содержание программы «Музыка» 5 класс:
Раздел - Пение:
Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2.
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4 классе.
Раздел - Слушание музыки:
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.
Раздел - Музыкальная грамота:
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4
Музыкальный материал для пения.
1 четверть
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
2 четверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Прекрасное далѐко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.
3 четверть
«Ванька - Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.
«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора.
«Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
4 четверть
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел, М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.
Музыкальные произведения для слушания
«Сама садик я садила» р.н.п.
«Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена. «Пер Гюнт». И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля»,
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. Учебно-методический комплекс
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Должны знать:
роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие;
народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \.
Должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Содержание программы «Музыка» 6 класс:
Раздел - Пение:
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся.
Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звучания.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания, протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем относительно быстрое произнесение согласных, длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршевого характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включая анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания \ бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.
Повторение песен, изученных в 5 классе.
Раздел - Слушание музыки:
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные отношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка и театр.киноискусство и анимация. Музыка как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике событий и явлений.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений.
Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: Моцарта, Бетховена, Грига.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра \ гобой, кларнет, фагот\, духовыми медными \ туба, тромбон, валторна \, ударными \ литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты \, струнными инструментами. Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса.
Раздел - Музыкальная грамота:
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композиторами: лад \ мажор, минор \, динамические оттенки \ громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая \, регистр \ высокий, средний, низкий \.
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и др.\
Материал для пения 6 класс
1 четверть
«Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина
«Листья жѐлтые» муз.Р.Паулса, сл.Я.Петерса, русский текст
И.Шаферана «Сторона моя» муз.И.Космачѐва. сл.Л.Дербенѐва
«Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука
2 четверть
«Московские окна» муз.Т.Хренникова, сл.М.Матусовского «Огромное небо» муз.О.Фельцмана, сл.Р.Рождественского «Волшебник-недоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенѐва
«Зима» муз.ЭХанка
«Песня остаѐтся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового
3 четверть
«Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина
«Надежда» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова «Мальчики» муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова
«Самая хорошая» муз.Иванникова
«Крыша дома моего» муз.Ю.Антонова. сл.М.Пляцковского
4 четверть
«До свидания, мальчики» муз.и сл. Б.Окуджавы
«На безымянной высоте» муз.ВБаснера, сл.М.Матусовского «Майский вальс» муз.И.Лученка, сл.М.Ясеня
«Улица мира» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
Музыкальные произведения для слушания
И.Бах «Ария», ре-мажор
И.Бах Токката и фуга ре-минор
Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен» Дж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен» М.Равель «Болеро»
Д.Россини Увертюра к опере «Севильский цирюльник» И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Ф.Шуберт «Серенада»
М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» «Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.ЛермонтоваН.А.Римский-Корсаков опера «Садко» Г.Свиридов «Время, вперѐд»
А.Хачатурян «Танец с саблями»
П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф-но с оркестром
Э Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал»
Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти
Учебно-методический комплекс
В связи с отсутствием учебников по музыке в авторской программе «Музыка и пение» И.В. Евтушенко - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» допускается частичное использование учебников «Музыка» для 5, 6,7, 8 классов Науменко Т.И, Алеева В.В., М.: Дрофа, 2004 год, а также фонохрестоматии музыкального материала для 5, 6, 7, 8 классов М.: Просвещение, 2006 год.
Интернет-ресурсы: детские песни, классическая музыка для детей и юношества.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Должны знать:
средства музыкальной выразительности;
основные жанры музыкальных произведений;
музыкальные инструменты;
музыкальные профессии и специальности;
особенности творчества изученных композиторов;
особенности народного музыкального творчества.
Должны уметь:
самостоятельно исполнять несколько песен;
отвечать на вопросы о прослушанном произведении;
называть произведения, композиторов;
называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
определять характер, содержание произведения;
определять ведущие средства выразительности;
давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
Содержание программы по музыке 7 класс:
Раздел - Пение:
Использование песенного материала в диапазоне СИ1 – МИ 2,однако крайние звуки используются довольно редко.
Продолжение работы над формированием певческого звука в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика.
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой инструментальной и вокальной.
Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
Повторение песен, разученных в 6 классе.
Раздел - Слушание музыки:
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов: произведения современных композиторов, лирические песни, мелодии из классических сочинений в произведениях легкой музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Програмная музыка- инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.
Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты.
Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса.
Раздел - Музыкальная грамота:
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать:
средства музыкальной выразительности;
основные жанры музыкальных произведений;
музыкальные инструменты;
музыкальные профессии и специальности;
особенности творчества изученных композиторов;
особенности народного музыкального творчества.
Должны уметь:
самостоятельно исполнять несколько песен;
отвечать на вопросы о прослушанном произведении;
называть произведения, композиторов;
называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
определять характер, содержание произведения;
определять ведущие средства выразительности;
давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
- Тематический план
Класс | Пение | Слушание музыки | Элементы музыкальной грамоты | ВСЕГО: |
5 | 28 | 28 | 12 | 68 |
6 | 14 | 14 | 6 | 34 |
7 | 14 | 14 | 6 | 34 |
- Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
- Медиа, ИКТ;
- оборудование для прослушивания аудио и звукозаписей;
- звукозаписи в соответствии с планом.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Виды контроля:
текущий– контроль в процессе изучения темы
итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы
Формы (приемы) контроля:
В качестве форм контроля могут использоваться:
- творческие задания;
- музыкальные турниры,
- урок – музыкальное путешествие;
- музыкальные викторины;
- урок – концерт;
- тесты.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;
-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
Календарно –тематическое планирование уроков музыки 5 класс
1 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Закрепление певческих навыков и умений | 1 |
2 | Национальный Фольклор – признаки русской музыки | 2 |
3 | Характерные особенности русской песни | 2 |
4 | Многожанровость русской песни - былины | 2 |
5 | Календарные обрядовые песни, частушки | 2 |
6 | Связь музыки с жизнью людей | 2 |
7 | Роль музыки в труде людей | 2 |
8 | Роль музыки в отдыхе людей | 1 |
9 | Обобщение темы | 1 |
2 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота | 2 |
2 | Звук, звукоря | 2 |
3 | Пауза (длинная, короткая) | 2 |
4 | Развитие навыка концертного исполнения | 2 |
5 | Развитие уверенности в своих силах, общительности | 2 |
6 | Совершенствование навыков певческого дыхания | 2 |
7 | Повторение репертуара за четверть | 2 |
8 | Обобщающий урок | 1 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Ознакомление с условной записью длительностей | 2 |
2 | Длительности нот | 2 |
3 | Закрепление интереса к музыке различного характера | 2 |
4 | Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов | 2 |
5 | Народный инструмент – домра | 2 |
6 | Народный инструмент - мандолина | 2 |
7 | Народный инструмент – свирель | 2 |
8 | Народный инструмент - гармонь | 2 |
9 | Народный инструмент – бас-балалайка | 2 |
10 | Шумовые народные инструменты | 2 |
11 | Обобщающий урок по теме | 1 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Средства музыкальной выразительности – мелодия, сопровождение | 1 |
2 | Длительность звуков | 2 |
3 | Динамика | 2 |
4 | Темп | 2 |
5 | Ритм | 2 |
6 | Тембр | 2 |
7 | Музыкальная форма | 2 |
8 | Урок – обобщение по теме. Контрольный урок | 2 |
9 | Обобщающий урок | 1 |
Календарно –тематическое планирование уроков музыки 6 класс
1 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Музыка и литература | 1 |
2 | Песня | 1 |
3 | Опера | 2 |
4 | Балет | 2 |
5 | Симфония | 1 |
6 | Обобщающий урок | 1 |
2 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Музыка - главный герой сказок | 1 |
2 | Почему сказки о музыке есть у всех народов | 1 |
3 | Музыка - главный герой басен | 1 |
4 | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 |
5 | Творчество Э.Грига | 1 |
6 | Музыка в кинофильмах | 1 |
7 | Контрольный урок | 1 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в тему «Музыка лѐгкая и серьѐзная» | 1 |
2 | Лѐгкое и серьѐзное в танцевальной музыке | 2 |
3 | Лѐгкое и серьѐзное в песне | 2 |
4 | Ансамбль - значит вместе | 2 |
5 | Современные музыкальные инструменты (Синтезатор, электрогитара) | 1 |
6 | Бардовская песня | 2 |
7 | Современные исполнители | 1 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Программная музыка | 2 |
2 | Особенности творчества композиторов: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков | 2 |
3 | Жанры музыкальных произведений (опера, балет, романс, соната, серенада, симфония) | 2 |
4 | Обобщение темы «Программная музыка» | 1 |
5 | Контрольный урок | 1 |
Календарно –тематическое планирование уроков музыки 7 класс
1 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Легкая музыка | 1 |
2 | Серьезная музыка | 1 |
3 | Взаимосвязь легкой и серьезной музыки | 2 |
4 | Вокальная музыка | 2 |
5 | Музыка, имеющая литературный сюжет | 1 |
6 | Обобщающий урок | 1 |
2 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Особенности творчества Глинки | 2 |
2 | Особенности творчества Чайковского | 2 |
3 | Особенности творчества Римского- Корсакова | 1 |
4 | Интонация в музыке | 1 |
5 | Контрольный урок | 1 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в тему «Жанры музыкальных произведений» | 1 |
2 | Опера | 2 |
3 | Балет | 2 |
4 | Симфония | 2 |
5 | Концерт | 1 |
6 | Соната | 1 |
7 | Романс | 1 |
8 | Обобщение | 1 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Современные музыкальные инструменты | 1 |
2 | Электронные муз.инструменты | 2 |
3 | Аккомпанемент, аранжировка | 2 |
4 | Современные музыканты | 1 |
5 | Контрольный урок | 1 |
6 | Урок-концерт «Мы любим петь» | 1 |
Приложение №2
Контрольно-измерительный материал
Тест 1 - 5 класс
Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
3. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
Тест 2
Назовите музыкальный символ России:
а) Герб России
б) Флаг России
в) Гимн России
Назовите авторов-создателей Гимна России:
а) П.Чайковский
б) А.Александров
в) С.Михалков
3. Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
Контрольно-измерительный материал для 6класса
Тест 1
Назовите музыкальный символ России:
а) Герб России
б) Флаг России
в) Гимн России
Назовите авторов-создателей Гимна России:
а) П.Чайковский
б) А.Александров
в) С.Михалков
3. Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
Тест 2
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Контрольно-измерительный материал для 7 класса
Тест 1
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Тест 2
Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
Приведите в соответствие:
1) Опера а) актеры только танцуют
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) актеры только поют
Предварительный просмотр:
Календарно –тематическое планирование уроков музыки 5 класс
1 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Закрепление певческих навыков и умений | Закрепление: - певческой установки, правильного дыхания во время пения; - песен, разученных в 4 классе, - муз. произведений, прослушанных в 4 классе | 1 | 01.09 | |
2 | Национальный Фольклор – признаки русской музыки | «Вниз по матушке по Волге» - рус. нар. песня - слушание «Моя Россия» м. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание | 2 | 02.09 08.09 | |
3 | Характерные особенности русской песни | Интонационное своеобразие народной музыки -распевность на нескольких звуках одного слога М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» - слушание «Моя Россия» - исполнение | 2 | 15.09 16.09 | |
4 | Многожанровость русской песни - былины | Былины – песни о подвигах богатырей «Ермак» р.н. п. – слушание «Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. - разучивание | 2 | 22.09 23.09 | |
5 | Календарные обрядовые песни, частушки | Исполнение колядок: «Виноград в саду цветет» - слушание (свадебная обрядовая), частушки – исполнение «Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение без сопровождения | 2 | 29.09 30.09 | |
6 | Связь музыки с жизнью людей | «Калинка» - р. н. п., «Во кузнице» - р. н. п., «Уж, вы, мои ветры» - р. н. п. – слушание «Расти, колосок» м. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского - разучивание | 2 | 06.10 07.10 | |
7 | Роль музыки в труде людей | «Во кузнице» - р. н. п., «Дуня – тонкопряха» - слушание «Расти, колосок» - выразительное исполнение «Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение в рус. нар. игре «Ручеек» | 2 | 13.10 14.10 | |
8 | Роль музыки в отдыхе людей | «Тонкая рябина» р. н. п., «Светит месяц» - слушание «Из чего наш мир состоит?»» м. С.Савельева, сл. М. Танича - разучивание «Расти, колосок» - исполнение | 1 | 20.10 | |
9 | Обобщение темы | Кроссворд по пройденной теме «Русская народная музыка» | 1 | 21.10 |
2 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота | Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана, нот; «Из чего наш мир состоит?»» - исполнение | 2 | ||
2 | Звук, звукоряд | Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в тетради; Л. Бетховен «К Элизе» - слушание «Наш учитель самый лучший» м. Хромушина, сл. Садовского – разучивание «Из чего наш мир состоит?» - выразительное исполнение | 2 | ||
3 | Пауза (длинная, короткая) | Понятие «пауза», графическая запись в тетради; «Наш учитель самый лучший» - исполнение | 2 | ||
4 | Развитие навыка концертного исполнения | Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному | 2 | ||
5 | Развитие уверенности в своих силах, общительности | Муз. игра «На концерте» «Сурок» Л. Бетховен – слушание «Зарядка» м. Д. Слонова, сл.З. Петровой - разучивание «Наш учитель самый лучший» - исполнение | 2 | ||
6 | Совершенствование навыков певческого дыхания | Вокально – хоровые упражнения на развитие певческого дыхания; «Зарядка» - исполнении с движениям | 2 | ||
7 | Повторение репертуара за четверть | Музыкальная викторина | 2 | ||
8 | Обобщающий урок | 1 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Ознакомление с условной записью длительностей | Долгий звук — целая нота, половинный звук — половина звука ( графическая запись); «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения | 2 | ||
2 | Длительности нот | Графическая запись длительностей - четвертная нота, восьмая нота. «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения | 2 | ||
3 | Закрепление интереса к музыке различного характера | «Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание «Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание | 2 | ||
4 | Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов | Игра на знакомых русских народных инструментах под аккомпанемент фортепиано (ударно - шумовые); «Прекрасное далеко» - исполнение | 2 | ||
5 | Народный инструмент – домра | Знакомство с народным инструментом – домрой (рассказ о домре, прослушивание звучания в записи); «Большой хоровод» м.Б. Савельева, сл.Л. Жигалкиной и А. Хайта – разучивание «Прекрасное далеко» - исполнение легким, подвижным звуком | 2 | ||
6 | Народный инструмент - мандолина | Знакомство с народным инструментом – мандолиной (рассказ о мандолине, прослушивание звучания в записи); «Большой хоровод» - работа над мелодией песни | 2 | ||
7 | Народный инструмент – свирель | Знакомство с народным инструментом – свирелью (рассказ о свирели, прослушивание звучания в записи); «Слон и скрипочка» м. Е.Устиновой, сл. В. Татаринова – разучивание; «Большой хоровод» - выразительное исполнение | 2 | ||
8 | Народный инструмент - гармонь | Знакомство с народным инструментом – гармонью (рассказ о гармони, прослушивание звучания в записи); «Слон и скрипочка» - четкое произношение слов в тексте песни | 2 | ||
9 | Народный инструмент – бас-балалайка | Знакомство с народным инструментом – бас-балалайкой (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи); «Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание; «Слон и скрипочка» - исполнение по ролям | 2 | ||
10 | Шумовые народные инструменты | Знакомство с народным инструментом – ложки, трещетки, бубны, маракасы и т.д. (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи); «Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина –разучивание; «Слон и скрипочка» - исполнение по ролям | 2 | ||
11 | Обобщающий урок по теме | Заполнение кроссворда «Оркестр народных инструментов» | 1 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Средства музыкальной выразительности – мелодия, сопровождение | Повторение понятий: мелодия, сопровождение, различение их в муз. произведении «Дорога добра» м. М. Минникова, сл. Ю. Энтина – слушание «Песенка Деда Мороза» - исполнение в бодром характере | 1 | ||
2 | Длительность звуков | Повторение понятия – длительности звуков, различение их в музыке; «Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой - разучивание | 2 | ||
3 | Динамика | Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки | 2 | ||
4 | Темп | Изучение термина – темп (скорость исполнения музыки), различение в муз. пьесах – вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» м.Я. Френкеля «Пестрый колпачок» - исполнение в четком ритме «Песенка Деда Мороза» - выразительное исполнение | 2 | ||
5 | Ритм | Изучение понятия – ритм (чередование длинных и коротких звуков в музыке) «Наша елка» м. А. Островского, сл. З. Петровой - разучивание «Пестрый колпачок» - исполнение | 2 | ||
6 | Тембр | Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса), узнавание по тембру музыкальных инструментов. «Наша елка» - исполнение с движениями | 2 | ||
7 | Музыкальная форма | Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях; Пение новогодних песен. | 2 | ||
8 | Урок – обобщение по теме. Контрольный урок | Проведение теста по данной теме. | 2 | ||
9 | Обобщающий урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Календарно –тематическое планирование уроков музыки 6 класс
1 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Музыка и литература | Искусство в нашей жизни. Изучение нового материала. Слушание и разучивание песни «Наташка-первоклашка» — музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева, 1 куплет | 1 | 03.09 | |
2 | Песня | Что я знаю о песне. Песня «Наташка-первоклашка» — музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева, наизусть. | 1 | 10.09 | |
3 | Опера | Слушанье оперы Глинки «Иван Сусанин»,»Руслан и Людмила», изучение характера и содержания музыкального произведения; «Маленькая страна», слова и музыка И. Николаева, 1 куплет - разучивание | 2 | 17.09 24.09 | |
4 | Балет | Слушанье балет Чайковского»Лебединое Озеро». Разучивание песни «Маленькая страна», слова и музыка И. Николаева, 2 куплет | 2 | 01.10 08.10 | |
5 | Симфония | Превращение песни в симфоническую мелодию. Исполнение песен 1 четверти | 1 | 15.10 | |
6 | Обобщающий урок | 1 | 22.10 |
2 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Музыка - главный герой сказок | Разучивание «Дорогою добра» | 1 | ||
2 | Почему сказки о музыке есть у всех народов | Разучивание песни. Слушанье «Баба Яга» П.И.Чайковский. | 1 | ||
3 | Музыка - главный герой басен | Песня «Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина, исполнение наизусть | 1 | ||
4 | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | Песня «Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина, исполнение наизусть | 1 | ||
5 | Творчество Э.Грига | Слушанье Григ «Пер Гюнт»; Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина, слова И. Шаферана, 1-2 куплет | 1 | ||
6 | Музыка в кинофильмах | Слушанье музыки из кинофильма «Брилиантовая рука» | 1 | ||
7 | Контрольный урок | 1 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Введение в тему «Музыка лѐгкая и серьѐзная» | Повторение выученных песен | 1 | ||
2 | Лѐгкое и серьѐзное в танцевальной музыке | Слушание и разучивание песни «Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова, 1 куплет | 2 | ||
3 | Лѐгкое и серьѐзное в песне | Разучивание «Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова, 2 куплет. | 2 | ||
4 | Ансамбль - значит вместе | Песня «Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова, наизусть. Слушанье ансамблевых произв. разных композиторов | 2 | ||
5 | Современные музыкальные инструменты (Синтезатор, электрогитара) | Слушание и разучивание песни «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, Анализ. | 1 | ||
6 | Бардовская песня | Слушанье песен Визбора и Митяева.Разучивание песни «Как здорово» | 2 | ||
7 | Современные исполнители | Разучивание и закрепление песен 3 четверти | 1 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Программная музыка | Слушание и разучивание песни «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева, 1 куплет | 2 | ||
2 | Особенности творчества композиторов: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков | Слушанье их произведений. Разучивание песни | 2 | ||
3 | Жанры музыкальных произведений (опера, балет, романс, соната, серенада, симфония) | Слушание фрагментов музыкальных произведений; Разучивание песни «Куда уходит детство» | 2 | ||
4 | Обобщение темы «Программная музыка» | 1 | |||
5 | Контрольный урок | Урок-концерт «Мы любим петь» | 1 |
Предварительный просмотр:
Календарно –тематическое планирование уроков музыки 7 класс
1 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Легкая музыка | Исполнение песен, разученных в 5,6 классах. «Всё пройдёт». Из к/ф «Розыгрыш». Муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова – разучивание,слушанье Н. Римский – Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко». Грамота:интонация, как совокупность выразительных средств музыки | 1 | 03.09 | |
2 | Серьезная музыка | «Всё пройдёт». Из к/ф «Розыгрыш». Муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова – продолжение разучивания.Слушанье: Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноимённому к/ф. Н. Римский – Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».Грамота- Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. | 1 | 10.09 | |
3 | Взаимосвязь легкой и серьезной музыки | «Всё пройдёт» - исполнение. «Дорога добра» из м/ф «Приключения Маленького Мука» - муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина – разучивание. Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноимённому к/ф. Г. Свиридов. Увертюра из к/ф «Время, вперёд!». Интонация, как совокупность выразительных средств музыки | 2 | 17.09 24.09 | |
4 | Вокальная музыка | Увертюра из к/ф «Время, вперёд!». И. Штраус. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». Перенос речевых интонаций в музыке | 2 | 01.10 08.10 | |
5 | Музыка, имеющая литературный сюжет | «Всё пройдёт» - исполнение. «Дорога добра» из м/ф «Приключения Маленького Мука» - муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина – продолжение разучивания .Исполнение разученных песен. Работа над формированием певческого звучания в условиях мутации голоса. И. Бах. Ария ре мажор . Слушание музыки по выбору учащихся. | 1 | 15.10 | |
6 | Обобщающий урок | 1 | 22.10 |
2 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Особенности творчества Глинки | «Волшебник – недоучка». Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва – разучивание. М. Глинка. «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» Мелодия, как основное выразительное средство. Интонации | 2 | ||
2 | Особенности творчества Чайковского | «Волшебник – недоучка». Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва – исполнение.Слушанье произв.Чайковского. Формирование представлений о муз. терминах: бас, аккорд. | 2 | ||
3 | Особенности творчества Римского- Корсакова | Особенности музыки Р-Корсакова.Слушанье. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. | 1 | ||
4 | Интонация в музыке | Мелодия, как выразительное средство. И. Штраус. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». Ф. Шуберт. «Серенада». Формирование представлений о муз. терминах | 1 | ||
5 | Контрольный урок | 1 |
3 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Введение в тему «Жанры музыкальных произведений» | «Женька» Муз. В. Жарковского, сл. К. Ваншенкина - разучивание Исполнение выученных песен по желанию учащихся. «Горные вершины». Муз А. Рубинштейна, сл М. Лермонтова | 1 | ||
2 | Опера | «Женька» Муз. В. Жарковского, сл. К. Ваншенкина - продолжение разучивания .М. Равель. «Болеро» .Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра | 2 | ||
3 | Балет | «Хорошие девчата» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова – разучивание «Женька» - исполнение. Формирование представлений о муз. терминах - Мелодия, интонация. Г. Свиридов. «Увертюра» из к/ф «Время, вперёд!» Слушание музыки по выбору учащихся | 2 | ||
4 | Симфония | Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии №5 до минор. Слушание музыки по выбору учащихся. «Хорошие девчата» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова продолжение разучивания. Мелодия, интонации, термины. Мелодия, как основное выразительное средство | 2 | ||
5 | Концерт | «Хорошие девчата» - - исполнение. «Женька» - исполнение. Дж. Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармэн» Слушание музыки по выбору учащихся .Формирование представлений о муз. терминах. Мелодия, интонация. | 1 | ||
6 | Соната | «Бродячие артисты» - разучивание. Слушанье сонат Моцарта и Бетховена. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодия, интонации, термины | 1 | ||
7 | Романс | 1 | |||
8 | Обобщение | 1 |
4 четверть
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | Корр-вка |
1 | Современные музыкальные инструменты | Повторение выученных песен «На безымянной высоте» Из к/ф «Тишина. Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского – разучивание. А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» | 1 | ||
2 | Электронные муз.инструменты | «На безымянной высоте» Из к/ф «Тишина. Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского – продолжение разучивания. А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» | 2 | ||
3 | Аккомпанемент, аранжировка | Бас, аккорд.«Тёмная ночь». Из к/ф «Два бойца». Муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова – разучивание. «На безымянной высоте» - исполнение. М. Равель. «Болеро» | 2 | ||
4 | Современные музыканты | Слушание музыки по выбору учащихся.Исполнение песен изученных за год | 1 | ||
5 | Контрольный урок | Викторина «Музыкальные инструменты». Рефлексия | 1 | ||
6 | Урок-концерт «Мы любим петь» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.
Рабочая программа по геометрии 8 класса коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...
рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...