"Вокальная музыка".
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока музыки в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzykiv_5_klasse.docx | 26.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе на тему:
«Вокальная музыка».
Цель: познакомить учащихся с основными жанрами русской народной вокальной музыки.
Задачи:
- исполнять образцы музыкально-поэтического творчества; рассуждать о многообразии музыкального фольклора России; выявить общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы; формировать умения воспринимать и анализировать музыкальные произведения и устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями изобразительного искусства, выявлять особенности художественного языка разных видов искусства, сравнивать музыкальные произведения по разным основаниям (знать конкретные сочинения), определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать музыкальные жанры; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- воспитывать патриотические чувства; любовь к русской народной песне;
- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении, разыгрывание песни; музыкальные способности; чувство коллективизма.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование своего собственного отношения к родной земле, значимости культуры своего народа; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры России.
Познавательные: формирование устойчивого интереса к русской народной песне; расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой деятельности; усвоить термины и понятия музыкального и художественного языка других видов искусства.
Коммуникативные: решать учебные задачи совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа произведения искусства; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной, исследовательской деятельности; формировать ситуацию саморегуляции волевых усилий, способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений, в самообразовании; оценивать воздействие музыки на собственное отношение к ней.
Музыкальный материал: русские народные песни:
Изобразительный материал:
- И.Шишкин. «Среди долины ровныя».
- В.Поленов. «Монастырь над рекой».
- И.Левитан. «Вечерний звон».
Литературный материал:
- М. Горький. Рассказ «Как сложили песню».
Видеофайлы:
- «Хоровод» (видеоклип на р.н.п. «Милый мой хоровод»).
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
Вход в класс под звучание русской народной песни «Во поле береза стояла».
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему (слайд 2).
Учитель: - Внимательно посмотрите и послушайте видеоклип. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока (видеофайл «Хоровод»).
Ответы учащихся.
III. Сообщение темы урока (слайд 3).
Учитель: - Итак, тема сегодняшнего урока - (запись ее в тетрадь).
- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить, с чем познакомимся?
Ответы учащихся.
IV. Работа по теме урока.
1. Проверка имеющихся знаний.
Учитель: - И сегодня мы посвятим наш урок русской народной песне.
Назовите известные вам русские народные песни, которые поют у вас дома (учащиеся отвечают, напевают).
2. Как создавалась народная песня.
Учитель: - Песня народная богата и разнообразна. Как создавалась народная песня? (Во время какой-то работы…)
- У писателя М. Горького есть рассказ – «Как сложили песню». Учащиеся читают фрагмент.
- Из чего рождалась народная песня? Откуда брала свои мелодии и слова? (Из окружающей человека природы, из личных переживаний…)
3. Жанры народной песни. Слайд 4.
Учитель: - Существуют различные жанры народной песни. С какими-то из них вы знакомы, а с какими-то встретитесь сегодня впервые.
С самого рождения песня была рядом с человеком.
Жанры народных песен (лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные).
(Рассказ учителя).
Предлагаю немного поиграть в музыкальные загадки. Слушая музыкальный фрагмент, нужно
определить жанр, к которому этот фрагмент относится. (Учащиеся выполняют задание.)
Обобщение:
Учитель: - Представьте себе, что исчезла литература. Что стало бы с народными песнями? (Ответы учащихся.)
Учитель: - И лишились бы мы памяти народной, т. к. песня – это душа народа, в ней история русского человека, его чувства и мысли.
- И не только песни хранят историю наших предков, но и сказки, пословицы, поговорки, изделия прикладного искусства. И все это называется одним словом – фольклор – народная мудрость.
5. Звучащие картины (слайды 5, 6 и 7).
Учитель: - Всмотритесь и вслушайтесь в картины русских художников-пейзажистов XIX в. Какое чувство вас охватывает при этом? Что объединяет эти картины? (Любовь к родной природе, к России…).
6. Самостоятельная исследовательская работа (в парах).
Учитель: - Послушайте фрагменты двух русских народных песен. Проведите исследовательскую работу, работая в паре по следующему алгоритму:
- жанр песни,
- что общего между песнями;
- причины этого сходства.
Обобщение: Не только народные песни, но и картины великих русских художников рассказывают нам о русском человеке, о его любви к Родине.
Разучивание русской народной песни «Ай чу чу».
V. Обобщение темы урока (слайд 11).
Учитель: - Как вы понимаете слова: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Ответы учащихся.)
- Можно ли эти слова отнести к теме сегодняшнего урока? Ответ поясните. (Ответы учащихся.)
VI. Рефлексия.
Учитель: - Понравился ли вам урок? (Ответы учащихся.)
- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы учащихся.)
- Оцените свою работу на уроке. (Ответы учащихся.)
VII. Итог.
Домашнее задание (слайд 12) (одно по выбору ребят):
1. Мини-проект-исследование «Песни Татарстана».
2. Найти в Интернете информацию о татарских народных хорах и ансамблях. Создать мини-проект-исследование.
Объявление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"
Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....
Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".
Тема урока: «Жанры вокальной музыки» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...
Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.
Урок музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"
ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...
урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...