"Вокальная музыка".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Кручинина Марина Сергеевна

Конспект урока музыки в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzykiv_5_klasse.docx26.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе на тему:

«Вокальная музыка».

Цель: познакомить учащихся с основными жанрами русской народной вокальной музыки.

Задачи:

 - исполнять образцы музыкально-поэтического творчества; рассуждать о многообразии музыкального фольклора России; выявить общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы; формировать умения воспринимать и анализировать музыкальные произведения  и устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями изобразительного искусства, выявлять особенности художественного языка разных видов искусства, сравнивать музыкальные произведения по разным основаниям (знать конкретные сочинения), определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать музыкальные жанры; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

 - воспитывать патриотические чувства; любовь к русской народной песне;

 - выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении, разыгрывание песни; музыкальные способности; чувство коллективизма.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование своего собственного отношения к родной земле, значимости культуры своего народа; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры России.

Познавательные: формирование устойчивого интереса к русской народной песне; расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой деятельности; усвоить термины и понятия музыкального и художественного языка других видов искусства.

Коммуникативные: решать учебные задачи совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа произведения искусства; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной, исследовательской деятельности; формировать ситуацию саморегуляции волевых усилий, способность к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений, в самообразовании; оценивать воздействие музыки на собственное отношение к ней.

Музыкальный материал: русские народные песни:

Изобразительный материал: 

  • И.Шишкин. «Среди долины ровныя».
  • В.Поленов. «Монастырь над рекой».
  • И.Левитан. «Вечерний звон».

Литературный материал: 

  • М. Горький. Рассказ «Как сложили песню».

Видеофайлы:

  • «Хоровод» (видеоклип на р.н.п. «Милый мой хоровод»).

Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход урока:

Вход в класс под звучание русской народной песни «Во поле береза стояла».

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Введение в тему (слайд 2).

Учитель: - Внимательно посмотрите и послушайте видеоклип. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока (видеофайл «Хоровод»).

Ответы учащихся.

III. Сообщение темы урока (слайд 3).

Учитель: - Итак, тема сегодняшнего урока - (запись ее в тетрадь).

 - Предположите, о чем мы будем сегодня говорить, с чем познакомимся?

Ответы учащихся.

IV. Работа по теме урока.

1. Проверка имеющихся знаний.

Учитель: - И сегодня мы посвятим наш урок русской народной песне.

Назовите известные вам русские народные песни, которые поют у вас дома (учащиеся отвечают, напевают).

2. Как создавалась народная песня.

Учитель: - Песня народная богата и разнообразна. Как создавалась народная песня? (Во время какой-то работы…)

 - У писателя М. Горького есть рассказ – «Как сложили песню». Учащиеся читают фрагмент.

- Из чего рождалась народная песня? Откуда брала свои мелодии и слова? (Из окружающей человека природы, из личных переживаний…)

3. Жанры народной песни. Слайд 4.

Учитель: - Существуют различные жанры народной песни. С какими-то из них вы знакомы, а с какими-то встретитесь сегодня впервые.

С самого рождения песня была рядом с человеком.

Жанры народных песен (лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные).

(Рассказ учителя).

Предлагаю немного поиграть в музыкальные загадки. Слушая музыкальный фрагмент, нужно

определить жанр, к которому этот фрагмент относится. (Учащиеся выполняют задание.)

Обобщение:

Учитель: - Представьте себе, что исчезла литература. Что стало бы с народными песнями? (Ответы учащихся.)

Учитель: - И лишились бы мы памяти народной, т. к. песня – это душа народа, в ней история русского человека, его чувства и мысли.

 - И не только песни хранят историю наших предков, но и сказки, пословицы, поговорки, изделия прикладного искусства. И все это называется одним словом – фольклор – народная мудрость.

5. Звучащие картины (слайды 5, 6 и 7).

Учитель: - Всмотритесь и вслушайтесь в картины русских художников-пейзажистов  XIX в. Какое чувство вас охватывает при этом? Что объединяет эти картины? (Любовь к родной природе, к России…).

6. Самостоятельная исследовательская работа (в парах).

Учитель: - Послушайте фрагменты двух русских народных песен. Проведите исследовательскую работу, работая в паре по следующему алгоритму:

- жанр песни,

- что общего между песнями;

- причины этого сходства.

Обобщение: Не только народные песни, но и картины великих русских художников рассказывают нам о русском человеке, о его любви к Родине.

Разучивание русской народной песни «Ай чу чу».

V. Обобщение темы урока (слайд 11).

Учитель: - Как вы понимаете слова: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Ответы учащихся.)

 - Можно ли эти слова отнести к теме сегодняшнего урока? Ответ поясните. (Ответы учащихся.)

VI. Рефлексия.

Учитель: - Понравился ли вам урок? (Ответы учащихся.)

- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы учащихся.)

 - Оцените свою работу на уроке. (Ответы учащихся.)

VII. Итог.

Домашнее задание (слайд 12) (одно по выбору ребят):

1. Мини-проект-исследование «Песни Татарстана».

2. Найти в Интернете информацию о татарских народных хорах и ансамблях. Создать мини-проект-исследование.

Объявление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по ФГОС "Инструментальная и вокальная музыка"

Урок по музыке для 5 класса соответствует ФГОС....

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.

Урок музыки в 5 классе по программе  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...