Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №369
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Принято» Решением педагогического совета ГБОУ Лицея № 369 протокол № от _______________ | «Утверждаю» директор ГБОУ Лицея № 369 _____________К.Э. Тхостов приказ № _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 3 класса
(на 2019-2020 учебный год)
Составитель:
учитель музыки
Бычкова Екатерина Станиславовна
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-ого класс составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной основной образовательной программы начального общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 года (федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с учетом авторской программы по музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Это выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой . В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Принципы построения курса
Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов музыкальной деятельности (слушание, размышление, пение, импровизация).
В основу построения курса «Музыка» в системе учебников "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина были положены следующие принципы:
- системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
- эстетический — обусловливает требования к музыкальным произведениям, вошедшим в курс урока музыки . Постоянное знакомство младших школьников с лучшими образцами музыкальных произведений создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и музыкальных предпочтений;
- эмоциональности — учитывает воздействие слушания и изучения музыкальных произведений на эмоционально-чувственную сферу учащегося (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать музыкальный и художественный мир композитора);
- преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) музыкального образования с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
Требования к содержанию курса:
- содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
- развитие основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, размышление, пение, импровизация) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел;
- введение в каждый раздел и последовательное знакомство с музыкальными жанрами и понятиями служит музыкальному развитию;
- система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
- умение работать с информацией (находить информацию в тексте учебника, проводить устный анализ прослушиваемых музыкальных произведений) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Ценностные ориентиры содержания
Специфика предмета музыка заключается в том, что предметом изучения являютя музыкальные произведения мировой классики, которые оказывает огромное влияние на становление музыкальной личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование музыкальной культуры, уважительное отношение к другим культурам, воспитание патриотического духа и т. п.
Основные разделы программы
Программа состоит из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». В разделы программы входят основные содержательные линии: общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира (природы), музыкальных инструментов, самого себя. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и примерное поурочное планирование.
Основные содержательные линии программы
Развитие слушания и восприятия музыкального произведения
Музыка с древних времен была искусством не только для композитора, но и для слушателя и эту присущую музыке ценность ребёнок-слушатель постепенно формирует и развивает через свой духовный мир. Полнота восприятия музыкального произведения зависят от слушательского опыта, умение воссоздать заудманные композитором образы образы. Формирование полноценного музыкального слушания и восприятия является одной из важнейших задач данного курса.
В 1 классе навык слушания и восприятия у детей отсутствует или недостаточно сформирован, поэтому главная задача данного курса привить любовь к слушанию и научить воспринимать ее.
Во 2 классе уроки слушания уже не кажутся чем то новым. Многие дети уже могут самостоятельно размышлять о прослушанном музыкальном произведении. Уже во 2 классе вводится анализ музыкального произведения (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Какие музыкальные средства выразительности использует композитор, «Как развиввается музыка дальше?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, темп, лад, регистр и т. п.
В 3-4 классах слушание и восприятие школьника начинается в полном объёме: умение размышлять вслух и молча, не боясь выражать свои мысли, отвечать на вопросы и задавать вопросы.
Слушания и восприятие музыки проходит на каждом, что позволяет расширять музыкальное пространство и обогащать слушательский опыт учащихся, формировать музыкальный вкус.
Развитие вокально-хоровых навыков
В 1 классе развитие вокально-хоровых навыков начинается с формирования правильной певческой установки: правильная посадка, положение головы и естесттвенного положения.
Как правило учащиеся 1-2 класса поют в унисон, основная работа заключается в дикции, одновременном снятии и чистой интонации. Выстраивание двухголосия начинается с 3-4 класса, формируется правильное дыхание, расширяется вокальный диапозон и тембр.
Знакомство с музыкальными терминами и понятиями
В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами музыкальных произведений, узнают основные признаки песни, танца и марша. Накапливаются представления школьников о композиторах и произведений разных жанров.
В 3-4 классах вводятся различные музыкальные термины и понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим усложняются произведения. Знакомство с музыкальными понятиями и терминами в данном носит практико-ориентированную направленность.
Планируемые результаты изучения курса
Музыка является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты:
∙ укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
∙ наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
∙ формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
∙ приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
∙ развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
∙ продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
∙ развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
Регулятивных УУД.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
- выполнять учебные действия в качестве слушателя
- выполнять учебные действия в качестве композитора;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- использовать установленные правила в контроле способа решения.
Познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
- поиск и выделение необходимой информации;
- формулировать учебную задачу;
- Ориентация в способах решения задачи.
Коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
- подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
- инсценирование и драматизация;
- рисуем музыку;
- участие в диалоге.
- уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Учащиеся 2 класса отличаются высоким уровнем познавательной активности, но в силу психологических особенностей возраста на уроках необходимо применять игровые формы работы для привлечения внимания учащихся. Стимулировать деятельность учащихся методами соревнований между рядами, между девочками и мальчиками, сольным и ансамблевым исполнением.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения во 4 классе:
Раздел «слушание и восприятие музыкального произведения»
Ученик научится:
- осознавать значимость слушания музыки для расширения своего кругозора;
- понимать содержание прослушанных произведений, определять их главную мысль;
- различать музыкальные жанры и научится сравнивать их по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- разбираться в музыкально-выразительных средствах;
Раздел «Вокально-хоровые навыки»
Ученик научится:
- принимать правильное положение при пении и вокальных упражнений;
- петь в коллективе, прислушиваясь к другим детям;
- владение навыком пения в унисон;
- пение двухголосия.
Раздел «Знакомство с музыкальными терминами и понятиями»
Ученик научится:
- определять и различать музыкальные жанры;
- различать мелодическую линию в музыкальных произведениях и ее характерные особенности;
- сможет пользоваться музыкальными ретминами;
- сопоставлять и обобщать информацию, полученную на уроках;
Виды и формы организации учебного процесса
В основе методики преподавания предмета лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения.
- традиционный урок, урок-концерт, урок-экскурсия, обобщающий урок;
- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Содержание учебного предмета
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» (5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5 часов)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 часов)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» (6 часов)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.
Календарно – тематическое планирование по музыке 4 класс
Дата | № п.п | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности, формы работы | Проектная деятельность | Контроль | |||
Освоение предметных знаний (базовый уровень) | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Россия- Родина моя. 4 часа | |||||||||
1 | Мелодия. Ты запой мне эту песню. | Ученик должен значть следующие понятия: мелодия, инструментальный концерт, куплетная форма. Мелодия. С.В.Рахманинов. «Песня о России». В.Локтев. | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | Ученик должен знать: вокализ, мелодия, понимание интонацион но-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразитель ности и изобразитель ности в музыке. Вокализ. С.В.Рахманинов. | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
3 | Ты откуда, русская, зародилась музыка. | Ученик должен знать, что такое: жанр, колыбельная, плясовая, солдатская песни. Научится определять новый жанр музыки. Русские народные жанры: Колыбельная Плясовая Солдатская Хороводная | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
4 | Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь. | Ученик должен знать: кантата, крупная форма, богатырь. Патриотическая тема в музыке С. Прокофьев «Александр Невский» (фрагменты). | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
О России петь - что стремиться в храм. 4 часа | |||||||||
5 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Ученик должен знать следующие понятия: былина, богатырь. Нравственные подвиги святых земли Русской. «Былина об Илье Муромце» А. Бородин «Симфония №2». | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
6 | Кирилл и Мефодий. | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. «Величание святым Кириллу и Мефодию». М. Мусоргский «Богатырские ворота». | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
7 | Праздник праздников, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Праздники Русской православной церкви. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание). Особенности их мелодики, ритма, исполнения. «Тропарь праздника Пасхи». П. Чесноков «Молитва». | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
8 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | Церковные и народные традиции праздника. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание). «Не шум шумит» | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
День, полный событий. 6 часов | |||||||||
9 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. | Ученик должен знать следующиепонятия: лирика, поэзии, средства музыкальной выразительноти. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
10 | Зимнее утро. Зимний вечер | Ученик должен знать, что такое: Выразительность. Изобразительность. Средства музыкальной и художественной выразительности. П.И.Чайковский «Зимнее утро». «Зимний вечер». Зимний пейзаж. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
11 | Что за прелесть эти сказки. Три чуда. | Музыкально-поэтические образы сказок. Н. РимскийКорсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
12 | Ярмарочное гуляние. | Многообразие жанров народной музыки. Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. «Уж как по мосту, мосточку» - р.н.п. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
13 | Святогорский монастырь. | Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование. Музыкальность поэзии А. Пушкина. М. Мусоргский «Борис Годунов» (фрагменты). | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
14 | Приют, сияньем муз одетый. | Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование. Музыкальность поэзии А. Пушкина. М. Глинка «Венецианская ночь». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 4 часа | |||||||||
15 | Композитор — его имя народ. | Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. «Вишня»-я.н.п. «Аисты»-уз.н.п. «Санта Лючия»-ит.н.п. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
16 | Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов. | Единство слова, напева, инструментального наигрыша. Устная и письменная традиция сохранения фольклора. Музыкальные инструменты России. Оркестр. Дирижер. Г. Свиридов «Ты воспой, воспой, жавороночек». «Светит месяц» -р.н.п. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
17 | Музыкант-чародей | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. «Музыкант-чародей» - белорусская сказка. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
18 | Народные праздники. Троица. | Церковные и народные праздники на Руси. Икона «Троица» А. Рублева. Фольклорный праздник. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
В концертном зале. 5 часов | |||||||||
19 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | Музыкальная форма: вариации. Стиль рококо. Штрихи: легато, стаккато, акценты. Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Образные сферы камерной инструментальной музыки (квартет, вариации, сюита, соната). П.И. Чайковский «Вариации на тему рококо», А. Бородин «Квартет№2». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
20 | Старый замок. Счастье в сирени живет. | Особенности музыкальной драматургии. Сюита, трубадуры, менестрели. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. С. Рахманинов «Сирень». М. Мусоргский «Старый замок». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
21 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы | Музыкальный жанр: полонез. Судьба Ф.Шопена. Мазурка. Трехчастная форма музыки. Ф. Шопен «Вальс», «Полонез», «Мазурка», «Желание». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
22 | Патетическая соната Л.Бетховена. | Образные сферы камерной инструментальной музыки (квартет, вариации, сюита, соната). Л. Бетховен «Соната №8». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
23 | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнители. М. Глинка «Арагонская хота». П. Чайковский «Баркарола». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
В музыкальном театре. 5 часов | |||||||||
24 | Опера «Иван Сусанин» М.Глинки. За Русь мы все стеной стоим | Музыкальная тема, характеристика действующих лиц. Ария, речитатив. События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера. М. Глинка «Иван Сусанин» (фрагменты). | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
25 | Исходила младешенька. | Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. М. Мусоргский «Хованщина» (фрагменты). | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
26 | Русский Восток. | Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. А. Хачатурян «Гаянэ» (фрагменты). | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
27 | Балет «Петрушка» И.Стравинского. | Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. И. Стравинский «Петрушка» (фрагменты). | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
28 | Театр музыкальной комедии. | Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. И. Штраус «Летучая мышь». Ф. Лоу «Моя прекрасная леди». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 5 часов | |||||||||
29 | Прелюдия С.Рахманинова. | Музыкальный жанр: прелюдия. Форма музыки: трехчастная. Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Произведения С. Рахманинова. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
30 | Исповедь души. Революционный этюд. | Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. Музыкальный жанр: этюд. Ф.Шопен «Революционный этюд» | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
31 | Мастерство исполнителя. | Композитор, исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Известные исполнители. С. Рихтер, С. Лемешев, М. Ростропович. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
32 | В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. | Композитор, исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
33 | Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков. | Интонационная выразительность музыкальной речи. Обработка, переложение, импровизация. Образы былин и сказок. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||||
34 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский. | Образ Родины в музыке. М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке». | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по учебному предмету “Музыка”
В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка» контролю и оценке подлежат:
- уровень усвоения теоретического материала
- уровень сформированности слушательской культуры
- уровень овладения навыками пения
- уровень овладения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
- уровень творческой активности
На уроках музыки осуществляется коллективная и индивидуальная форма оценки. Коллективная форма оценки применяется в случае, когда класс рассматривается как единый коллектив, участвующий в хоровом пении, в конкурсном выступлении , в музыкально-театральной постановке, играющий в ансамбле элементарных музыкальных инструментов. Индивидуальная оценка – это оценка знаний, умений, навыков и творческого потенциала конкретного ученика.
Контроль и оценка уровня усвоения
теоретического материала по предмету “Музыка”
Уровень сформированности теоретических знаниний учащихся диагностируется в рамках проведения фронтальных и индивидуальных устных опросов, теоретических тестов, музыкальных викторин.
Показатели оценки уровня усвоения теоретического материала
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии. На поставленные вопросы не отвечает, полное отсутствие понимания теоретического материала. |
4-5 | Фрагментарное понимание изученного материала и грубые ошибки. На большинство поставленных вопросов не знает ответа. |
6-7 | Ориентируется в изученном материале, но допускает грубые ошибки в ответах. |
8-9 | Материал освоен, но допускаются ошибки. |
10 | Материал усвоен, но ошибки связаны с недостатосно развитыми музыкальными способностями конкретного ученика. (муз. слух, чувство ритма, тембральный слух и т.д.) |
11 | С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. |
12 | С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. Ученик демонстрирует теоретические и музыкальные знания на уровне начального профессионального музыкального образования. |
При письменной проверке усвоения уровня теоретических знаний по предмету «Музыка» используются проверочные работы и тесты, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
При проведении тестов целесообразны задания типа:
- поиск ошибки,
- выбор ответа,
- соответствия,
- продолжение высказывания,
- исправление высказывания,
- пропуск слова.
Нормы оценок письменных работ
Проценты | Баллы |
100%+* | 12 |
100% | 11 |
99-90% | 10 |
89-85% | 9 |
84-80% | 8 |
79-75% | 7 |
74-65% | 6 |
64-55% | 5 |
54-45% | 4 |
44-35% | 3 |
34-20% | 2 |
19-1% | 1 |
Контроль и оценка уровня
сформированности слушательской культуры учащегося
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не способен сконцентрироваться на прослушивании музыки. |
4-5 | С трудом концентрируется на прослушивании музыки. У ученика нет эмоционального отклика на звучание музыки. Отсутствует восприятие музыки различных жанров, не может оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Нет понимания взаимосвязи музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием. |
6-7 | Пытается сконцентрироваться на прослушивании музыки. У ученика слабый эмоциональный отклик на музыку. С трудом воспринимает музыку различных жанров, не может оценить и соотнести содержание и музыкальный язык, средства музыкальной выразительности. Не в полном объёме понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, затрудняется на них ответить. |
8-9 | Хорошо концентрируется на прослушивании музыки. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, но отвечает на них с ошибками. |
10-11 | С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. |
12 | С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на неё. Воспринимает и чувствует музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. Размышляет о музыкальных произведения как о способе выражения чувств и мыслей человека, определяет композиторский замысел. |
Контроль и оценка уровня владения навыками пения
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не поёт. |
4-5 | С трудом концентрируется во время пения. Нет понимания о навыках хорового пения. Не знает текста песен. |
6-7 | Плохо концентрируется во время пения. Не старается овладеть навыками хорового пения. Не знает текста песен. |
8-9 | Концентрируется во время хорового пения. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Текст песен выучен не в полном объёме. |
10-11 | Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. |
12 | Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. Проявляет вокальные способности, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования. |
Контроль и оценка уровня
владения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не играет на элементарных музыкальных инструментах. |
4-5 | С трудом концентрируется во время игры на элементарных музыкальных инструментах. Нет понимания о навыках игры на элементарных музыкальных инструментах. Не ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности. |
6-7 | Не в полном объёме владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Плохо ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности. |
8-9 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, но допускает ошибки. |
10-11 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала. |
12 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала, проявляя навыки инструментального исполнительства, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования. |
Контроль и оценка уровня творческой активности ученика
Педмет «Музыка» призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Музыка - эффективный путь к формированию личности ребенка, поэтому учитель вправе оценить дополнительными баллами желание и тенденцию к культурному и творческому росту ученика.
Опираясь на критерии оценивания разных навыков учащихся (уровня усвоения теоретического материала, сформированности слушательской культуры, овладения навыками пения, игры на элементарных музыкальных инструментах) учитель в праве добавить ученику дополнительные баллы за творческую инициативу, проявленную им в учебном процессе.
Высшими баллами (от 10 до 12) оценивается ученик за участие в творческих (музыкально-театральных постановках, выступлениях на классных или школьных концертах) и конкурсных мероприятиях (школьного, районного, городского и т.д. уровней).
Вхождение в мир искусства возможен лищь через активную творческую деятельность. Поэтому проектная деятельность на уроках музыки рассматривается как одна из форм работы, направленная на формирование и развитие творческих способностей учащегося, его инициативы и самостоятельности.
Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Формами отчётности проектной деятельности являются: сообщение, компьютерная презентация, сценарий, стендовый отчёт и др.
Оценка проектов осуществляется по двенадцатибалльной шкале по следующим критериям:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основные средства обучения:
1.Учебник «Музыка. 4 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);
2.Рабочая тетрадь «Музыка. 4 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);
Дидактические пособия:
1.Словарь-справочник «Словарь музыкальных терминов» (автор О. Ермакова);
Методические материалы для учителя:
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
3. Критская Е.Д. и др. Музыка: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2011г.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...