Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке

Бычкова Екатерина Станиславовна

Полная рабочая программа урока музыки для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass.docx85.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №369

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Принято»

Решением  педагогического совета

ГБОУ Лицея № 369

протокол №   от _______________

 «Утверждаю»

директор ГБОУ Лицея № 369

_____________К.Э. Тхостов

приказ №    _____________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для обучающихся 2 е класса

(на 2019-2020 учебный год)

Составитель:

учитель музыки

Бычкова Екатерина Станиславовна

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по музыке для 2-ого класс составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной основной образовательной программы начального общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 года (федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с учетом авторской программы по музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.

 

Общая характеристика  учебного предмета.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования  в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Это выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой . В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.  

Принципы построения курса

Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов музыкальной деятельности (слушание, размышление, пение, импровизация).

В основу построения курса «Музыка» в системе учебников "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина были положены следующие принципы:

  • системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
  • эстетический — обусловливает требования к музыкальным произведениям, вошедшим в курс урока музыки . Постоянное знакомство младших школьников с лучшими образцами музыкальных произведений создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и музыкальных предпочтений;
  • эмоциональности — учитывает воздействие слушания и изучения музыкальных произведений на эмоционально-чувственную сферу учащегося (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать  музыкальный и художественный мир композитора);
  • преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) музыкального образования с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Требования к содержанию курса:

  • содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
  • развитие основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, размышление, пение, импровизация) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел;
  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с музыкальными жанрами и понятиями служит музыкальному развитию;
  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте учебника, проводить устный анализ прослушиваемых музыкальных произведений) формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания

Специфика предмета музыка заключается в том, что предметом изучения являютя музыкальные произведения мировой классики, которые оказывает огромное влияние на становление  музыкальной личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование музыкальной культуры, уважительное отношение к другим культурам, воспитание патриотического духа и т. п.

Основные разделы программы

Программа состоит из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». В разделы программы входят основные содержательные линии: общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира (природы), музыкальных инструментов, самого себя. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и примерное поурочное планирование.

Основные содержательные линии программы

Развитие слушания и восприятия музыкального произведения

Музыка с древних времен была искусством не только для композитора, но и для слушателя и эту присущую музыке ценность ребёнок-слушатель постепенно формирует и развивает через свой духовный мир. Полнота восприятия  музыкального произведения зависят от слушательского опыта, умение воссоздать заудманные композитором образы образы. Формирование полноценного музыкального слушания и восприятия является одной из важнейших задач данного курса.

В 1 классе навык слушания и восприятия у детей отсутствует или недостаточно сформирован, поэтому главная задача данного курса привить любовь к слушанию и научить воспринимать ее.

Во 2 классе уроки слушания уже не кажутся чем то новым. Многие дети уже могут самостоятельно размышлять о прослушанном музыкальном произведении. Уже во 2 классе вводится анализ музыкального произведения (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Какие музыкальные средства выразительности использует композитор, «Как развиввается музыка дальше?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, темп, лад, регистр и т. п.

В 3-4 классах слушание и восприятие школьника начинается в полном объёме: умение размышлять вслух и молча, не боясь выражать свои мысли, отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Слушания и восприятие музыки проходит на каждом, что позволяет расширять музыкальное пространство и обогащать слушательский опыт учащихся, формировать музыкальный вкус.

Развитие вокально-хоровых навыков

В 1 классе развитие вокально-хоровых навыков начинается с формирования правильной певческой установки: правильная посадка, положение головы и естесттвенного положения.

Как правило учащиеся 1-2 класса поют в унисон, основная работа заключается в дикции, одновременном снятии и чистой интонации.   Выстраивание двухголосия начинается с 3-4 класса, формируется правильное дыхание, расширяется вокальный диапозон и тембр.

Знакомство с музыкальными терминами и понятиями

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами музыкальных произведений, узнают основные признаки песни, танца и марша. Накапливаются представления школьников о композиторах и произведений разных жанров.

В 3-4 классах вводятся различные музыкальные термины и понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим усложняются произведения. Знакомство с музыкальными понятиями и терминами в данном носит практико-ориентированную направленность.

Планируемые результаты изучения курса

Музыка является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты:

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

Регулятивных УУД.

    Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя
  • выполнять учебные действия в качестве композитора;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
  • использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • формулировать учебную задачу;
  • Ориентация в способах решения задачи.

Коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

  • подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
  • инсценирование и драматизация;
  • рисуем музыку;
  • участие в диалоге.
  • уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Учащиеся 2  класса отличаются высоким уровнем познавательной активности, но в силу психологических особенностей возраста на уроках необходимо применять игровые формы работы для привлечения внимания учащихся. Стимулировать деятельность   учащихся методами соревнований между рядами, между девочками и мальчиками, сольным и ансамблевым исполнением.

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения во 2  классе:

Раздел «слушание и восприятие музыкального произведения»

Ученик научится:

  • осознавать значимость слушания музыки для расширения своего кругозора;
  • понимать содержание прослушанных произведений, определять их главную мысль;
  • различать музыкальные жанры и научится сравнивать их по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • разбираться в музыкально-выразительных средствах;

Раздел «Вокально-хоровые навыки»

Ученик научится:

  • принимать правильное положение при пении и вокальных упражнений;
  • петь в коллективе, прислушиваясь к другим детям;
  • владение навыком пения в унисон;
  • первые навыки двухголосия.

Раздел «Знакомство с музыкальными терминами и понятиями»

Ученик научится:

  • определять и различать музыкальные жанры;
  • различать мелодическую линию в музыкальных произведениях и ее характерные особенности;
  • сможет пользоваться музыкальными ретминами;
  • сопоставлять и обобщать информацию, полученную на уроках;

Виды и формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения.

  • традиционный урок, урок-концерт, урок-экскурсия, обобщающий урок;
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.  

Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева.

Музыкальный инструмент — фортепиано.  Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

 Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
      Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
      Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
      Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Календарно – тематическое планирование по музыке 2 класс

Дата

№ п.п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности, формы работы

Проектная деятельность

Контроль

Освоение предметных знаний

(базовый уровень)

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

 «Россия — Родина моя» 2 часа

1

Мелодия. Моя Россия.

Ученики должны понимать: что такое.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

М. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке»

Г. Струве «Моя Россия»

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

2

Гимн России. Главная песня страны.

Ученик должен знать следующие понятия: гимн, песня, патриотизм.

Иметь представления о музыке своего народа.

Уметь: исполнять   Гимн России. 

М. Глинка «Патриотическая песня»

Гимн России

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения

Устный контроль

«День, полный событий» 7 часов

3

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Ученик должен знать следующие понятия: фортепиано, клавесин, клавикорд.

«Детская музыка» С. Прокофьев

«Детский альбом» П. Чайковский

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

4

Природа и музыка

Знать такие понятия: выразительность и изобразительность в музыке; песенность, танцевальность, маршевость. Знакомство с творчеством. Прокофьева.

«Утро – вечер» С. Прокофьева

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

5

Прогулка

Знать такие понятия: выразительность и изобразительность в музыке; песенность, танцевальность, маршевость.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков  и современных композиторов на образцах музыкальных произведений С.С. Прокофьева, М.П.Мусоргского

 «Прогулка» С. Прокофьев

«Прогулка» М. Мусоргский

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

6

Танцы, танцы, танцы…

Ученик должен знать такие понятия, как: танец, ритм, вальс, полька, камаринская.

П. Чайковский «Камаринская», «Вальс», «Полька»

С.С. Прокофьев Тарантелла  

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

7

Эти разные марши.

Ученик должен знать. Что такое песенность, танцевальность, маршевость.

Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.

 

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

С.С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами»

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

8

Расскажи сказку

Знать что такое интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.  Научиться придумывать свои песенки на стихи. Характеризовать средства музыкальной выразительности. Петь соблюдая певческую установку.

П. Чайковский «Нянина сказка»

С. Прокофьев «Сказочка»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

9

Колыбельные. Мама.

 

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

П. Чайковский «Мама».

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

«О России петь - что стремиться в храм». 3 часа

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Колокол. Звон.

Духовная музыка в творчестве композиторов.

Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки.

Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.

М. Мусоргский «Великий колокольный звон»

«Праздничный трезвон»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

11

Святые земли русской.

Знать следующие понятия: святые, кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народные песнопения.

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

«Песнь об Александре Невском»

 «Вставайте, люди русские»

Народные песнопения о Сергии Радонежском

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

12

Молитва

Духовная музыка в творчестве композиторов. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.  

П. Чайковский «Детский альбом»

«Утренняя молитва»

«В церкви» 

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 5 часов

13

Русские народные инструменты.

Оркестр народных инструментов, особенности звучания.

Варьирование  напевов как характерная особенность народной музыки.

Музыкальные инструменты.

«Калинка» - р.н.п.

«Светит месяц» - вариации на тему русской народной  песни

«Камаринская» - р.н.п.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

14

Плясовые наигрыши

Игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмическое сопровождение.

«Светит месяц» - вариации на тему русской народной  песни

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

15

Музыка в народном стиле.

Знать что такое народные песни в творчестве русских  композиторов.

П. И. Чайковский «Камаринская»

М.И. Глинка «Камаринская»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

16

С Рождеством Христовым

Музыка в народных обрядах и традициях.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Праздники Русской православной церкви.

Рождество Христово.

П. Синявский «Рождественская песенка»

«Добрый тебе вечер»

«Рождественское чудо»

«Тихая ночь»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

17

Проводы зимы. Встреча весны…

Музыка в народных обрядах и обычаях.

Народные музыкальные традиции родного края.

Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.

«Ой, блины, блины, бины» русская народная песня.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

В музыкальном театре. 5 часов

18

Детский музыкальный театр. Опера

Понятия: опера, оперный театр, хор, солист.

«Песня – спор» Г. Гладков

Н.А. Римский – Корсаков Ария Звездочета»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

19

Балет.

Понятия: балет, балерина, танец.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

С. Прокофьев «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

20

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

М. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

21

Опера «Руслан и Людитла»

Знакомство с оперой «Руслан и Людмила» М. Глинки.  Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

М. Глинка сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

22

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал.

Понятия: увертюра, финал.

Знакомство с оперой «Руслан и Людмила» М. Глинки.  Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

«В концертном зале». 5 часов

23

Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк»

Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке.

Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Партитура.

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

24

Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке.

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

25

Картинки с выставки

Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. 

Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа

Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.

М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»

«Балет не вылупившихся птенцов»

«Богатырские ворота»

«Песня о картинах» Г.Гладков.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

26

Музыкальное впечатление

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

М. Мусоргский «Картинки с выставки»:

 «Богатырские ворота»

«Лиможский рынок»

Г. Гладков «Песня о картинах» 

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

27

Нестареющий Моцарт

Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

28

Симфония №40

Что такое симфония, симфонический оркестр.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

Симфония № 40

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». 6 часов

29

И всё то-Бах! Музыкальный инструмент орган.

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

«Менуэт» И. -С.Бах.

«За рекою старый дом» И. -С.Бах.

«Токката» И.-С.Бах.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

30

Мир композитора.

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

«Весна. Осень»  Г.Свиридов

«Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная,

«Весенняя» В.Моцарт

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

31

Все в движении.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Г. Свиридов «Тройка»

М. Глинка «Попутная песня»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

32

Два лада. Природа и музыка.

Понятия: лад, мажор и минор.

Д. Кабалевский «Кавалерийская»

«Клоуны»

«Карусель»

Г. Свиридов «Весна. Осень»  

М. Глинка «Жаворонок»

В. Моцарт «Колыбельная, «Весенняя» 

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

33

Могут ли иссякнуть мелодии?

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

34

Заключительный урок

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по учебному предмету “Музыка”

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка» контролю и оценке подлежат:

- уровень усвоения теоретического материала

- уровень сформированности слушательской культуры

- уровень овладения навыками пения

- уровень овладения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах

- уровень творческой активности

На уроках музыки осуществляется коллективная  и индивидуальная форма оценки. Коллективная форма оценки применяется в случае, когда класс рассматривается как единый коллектив, участвующий в хоровом пении, в  конкурсном выступлении , в музыкально-театральной постановке, играющий  в  ансамбле элементарных музыкальных инструментов.  Индивидуальная оценка – это оценка знаний, умений, навыков и творческого потенциала конкретного ученика.

Контроль и оценка уровня усвоения

теоретического материала по предмету “Музыка”

Уровень сформированности теоретических знаниний учащихся диагностируется в рамках проведения  фронтальных и индивидуальных устных опросов, теоретических  тестов, музыкальных викторин.

Показатели оценки уровня усвоения теоретического материала

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии. На поставленные вопросы не отвечает, полное отсутствие понимания теоретического материала.

4-5

Фрагментарное понимание изученного материала и грубые ошибки. На большинство поставленных  вопросов  не знает ответа.

6-7

Ориентируется в изученном  материале, но допускает грубые ошибки в ответах.

8-9

Материал освоен, но допускаются ошибки.

10

Материал усвоен, но ошибки связаны с недостатосно развитыми музыкальными способностями конкретного ученика. (муз. слух, чувство ритма, тембральный слух и т.д.)

11

С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен.

12

С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. Ученик демонстрирует теоретические  и музыкальные  знания на уровне начального профессионального музыкального образования.

При письменной проверке  усвоения уровня теоретических знаний по предмету «Музыка» используются проверочные работы и  тесты, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

При проведении тестов целесообразны задания  типа:

  • поиск ошибки,
  • выбор ответа,
  • соответствия,
  • продолжение высказывания,
  • исправление высказывания,
  • пропуск слова.  

Нормы оценок письменных работ

Проценты

Баллы

100%+*

12

100%

11

99-90%

10

89-85%

9

84-80%

8

79-75%

7

74-65%

6

64-55%

5

54-45%

4

44-35%

3

34-20%

2

19-1%

1

Контроль и оценка уровня

сформированности слушательской культуры учащегося

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не способен сконцентрироваться на прослушивании музыки.

4-5

С трудом концентрируется на прослушивании музыки. У ученика нет эмоционального отклика на звучание музыки. Отсутствует восприятие музыки различных жанров, не может оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Нет понимания взаимосвязи музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием.

6-7

Пытается сконцентрироваться на прослушивании музыки. У ученика слабый эмоциональный отклик на музыку. С трудом воспринимает музыку различных жанров, не может оценить и соотнести содержание и музыкальный язык, средства музыкальной выразительности. Не в полном объёме понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием,  затрудняется на них ответить.

8-9

Хорошо концентрируется на прослушивании музыки. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, но отвечает на них с ошибками.

10-11

С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок.

12

С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на неё.  Воспринимает  и чувствует музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. Размышляет о музыкальных произведения как о способе выражения чувств и мыслей человека, определяет композиторский замысел.

Контроль и оценка уровня владения навыками пения

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не поёт.

4-5

С трудом концентрируется во время пения. Нет понимания о навыках хорового пения. Не знает текста песен.

6-7

Плохо концентрируется во время пения. Не старается овладеть навыками хорового пения. Не знает текста песен.

8-9

Концентрируется во время хорового пения. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Текст песен выучен не в полном объёме.

10-11

Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме.

12

Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. Проявляет вокальные способности, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования.

Контроль и оценка уровня

владения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не играет на элементарных музыкальных инструментах.

4-5

С трудом концентрируется во время игры на элементарных музыкальных инструментах. Нет понимания о навыках игры на элементарных музыкальных инструментах. Не ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности.

6-7

Не в полном объёме владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Плохо ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности.

8-9

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, но допускает ошибки.

10-11

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала.

12

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала, проявляя навыки инструментального исполнительства, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования.

Контроль и оценка уровня творческой активности ученика

Педмет «Музыка» призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Музыка - эффективный путь к формированию личности ребенка, поэтому учитель вправе оценить дополнительными баллами желание и  тенденцию к культурному и творческому росту ученика.

Опираясь на критерии оценивания разных навыков учащихся (уровня усвоения теоретического материала, сформированности слушательской культуры, овладения навыками пения,  игры на элементарных музыкальных инструментах) учитель в праве добавить ученику  дополнительные  баллы за  творческую инициативу, проявленную им в  учебном процессе.

Высшими баллами (от 10 до 12) оценивается ученик за участие в творческих (музыкально-театральных постановках, выступлениях на классных или школьных концертах) и конкурсных мероприятиях (школьного, районного, городского и т.д. уровней).

Вхождение в мир искусства возможен лищь через активную творческую деятельность. Поэтому проектная деятельность на уроках музыки  рассматривается как одна из форм работы, направленная  на формирование и развитие творческих  способностей учащегося, его инициативы и самостоятельности.

Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Формами отчётности проектной деятельности являются: сообщение, компьютерная презентация, сценарий, стендовый отчёт и др.

Оценка проектов осуществляется по двенадцатибалльной шкале по следующим критериям:

10-12 баллов

8-9 баллов

6-7 баллов

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат итоговой творческой работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные проблемные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает личную точку зрения .

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы.

Учащийся просто копирует информацию из предложенных источников; не прослеживается личного отношения к проблеме.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основные средства обучения:

1.Учебник «Музыка. 2 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);

2.Рабочая тетрадь «Музыка. 2 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);

Дидактические пособия:

1.Словарь-справочник «Словарь музыкальных терминов» (автор О. Ермакова);

Методические материалы для учителя:

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

3. Критская Е.Д. и др. Музыка: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2011г.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...