Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке
Рабочая программа для урока музыки в 1 классе с поурочным планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass.docx | 85.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №369
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Принято» Решением педагогического совета ГБОУ Лицея № 369 протокол № от _______________ | «Утверждаю» директор ГБОУ Лицея № 369 _____________К.Э. Тхостов приказ № _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 1 классов
(на 2020-2021 учебный год)
Составитель:
учитель музыки
Бычкова Екатерина Станиславовна
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-ого класс составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной основной образовательной программы начального общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 года (федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с учетом авторской программы по музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Это выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой . В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Принципы построения курса
Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов музыкальной деятельности (слушание, размышление, пение, импровизация).
В основу построения курса «Музыка» в системе учебников "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина были положены следующие принципы:
- системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
- эстетический — обусловливает требования к музыкальным произведениям, вошедшим в курс урока музыки . Постоянное знакомство младших школьников с лучшими образцами музыкальных произведений создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и музыкальных предпочтений;
- эмоциональности — учитывает воздействие слушания и изучения музыкальных произведений на эмоционально-чувственную сферу учащегося (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать музыкальный и художественный мир композитора);
- преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) музыкального образования с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
Требования к содержанию курса:
- содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
- развитие основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, размышление, пение, импровизация) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел;
- введение в каждый раздел и последовательное знакомство с музыкальными жанрами и понятиями служит музыкальному развитию;
- система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
- умение работать с информацией (находить информацию в тексте учебника, проводить устный анализ прослушиваемых музыкальных произведений) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Ценностные ориентиры содержания
Специфика предмета музыка заключается в том, что предметом изучения являютя музыкальные произведения мировой классики, которые оказывает огромное влияние на становление музыкальной личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование музыкальной культуры, уважительное отношение к другим культурам, воспитание патриотического духа и т. п.
Основные разделы программы
Программа состоит из двух разделов: «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты». В разделы программы входят основные содержательные линии: общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира (природы), музыкальных инструментов, самого себя. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и примерное поурочное планирование.
Основные содержательные линии программы
Развитие слушания и восприятия музыкального произведения
Музыка с древних времен была искусством не только для композитора, но и для слушателя и эту присущую музыке ценность ребёнок-слушатель постепенно формирует и развивает через свой духовный мир. Полнота восприятия музыкального произведения зависят от слушательского опыта, умение воссоздать заудманные композитором образы образы. Формирование полноценного музыкального слушания и восприятия является одной из важнейших задач данного курса.
В 1 классе навык слушания и восприятия у детей отсутствует или недостаточно сформирован, поэтому главная задача данного курса привить любовь к слушанию и научить воспринимать ее.
Во 2 классе уроки слушания уже не кажутся чем то новым. Многие дети уже могут самостоятельно размышлять о прослушанном музыкальном произведении. Уже во 2 классе вводится анализ музыкального произведения (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Какие музыкальные средства выразительности использует композитор, «Как развиввается музыка дальше?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, темп, лад, регистр и т. п.
В 3-4 классах слушание и восприятие школьника начинается в полном объёме: умение размышлять вслух и молча, не боясь выражать свои мысли, отвечать на вопросы и задавать вопросы.
Слушания и восприятие музыки проходит на каждом, что позволяет расширять музыкальное пространство и обогащать слушательский опыт учащихся, формировать музыкальный вкус.
Развитие вокально-хоровых навыков
В 1 классе развитие вокально-хоровых навыков начинается с формирования правильной певческой установки: правильная посадка, положение головы и естесттвенного положения.
Как правило учащиеся 1-2 класса поют в унисон, основная работа заключается в дикции, одновременном снятии и чистой интонации. Выстраивание двухголосия начинается с 3-4 класса, формируется правильное дыхание, расширяется вокальный диапозон и тембр.
Знакомство с музыкальными терминами и понятиями
В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами музыкальных произведений, узнают основные признаки песни, танца и марша. Накапливаются представления школьников о композиторах и произведений разных жанров.
В 3-4 классах вводятся различные музыкальные термины и понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим усложняются произведения. Знакомство с музыкальными понятиями и терминами в данном носит практико-ориентированную направленность.
Планируемые результаты изучения курса
Музыка является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты:
∙ укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
∙ наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
∙ формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
∙ приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
∙ развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
∙ продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
∙ развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
Регулятивных УУД.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
- выполнять учебные действия в качестве слушателя
- выполнять учебные действия в качестве композитора;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- использовать установленные правила в контроле способа решения.
Познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
- поиск и выделение необходимой информации;
- формулировать учебную задачу;
- Ориентация в способах решения задачи.
Коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
- подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
- инсценирование и драматизация;
- рисуем музыку;
- участие в диалоге.
- уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Учащиеся 1 класса отличаются высоким уровнем познавательной активности, но в силу психологических особенностей возраста на уроках необходимо применять игровые формы работы для привлечения внимания учащихся. Стимулировать деятельность учащихся методами соревнований между рядами, между девочками и мальчиками, сольным и ансамблевым исполнением.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе:
Раздел «слушание и восприятие музыкального произведения»
Ученик научится:
- осознавать значимость слушания музыки для расширения своего кругозора;
- понимать содержание прослушанных произведений, определять их главную мысль;
- различать самые простые музыкальные жанры и научится сравнивать их по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
Раздел «Вокально-хоровые навыки»
Ученик научится:
- принимать правильное положение при пении и вокальных упражнений;
- петь в коллективе, прислушиваясь к другим детям;
- получить первые навыки пения в унисон;
Раздел «Знакомство с музыкальными терминами и понятиями»
Ученик научится:
- определять и различать такие жанры, как: песня, танец, марш;
- различать мелодическую линию в музыкальных произведениях;
- сможет пользоваться музыкальными ретминами: лад, регистр, темп и тембр;
- сопоставлять и обобщать информацию, полученную на уроках.
Виды и формы организации учебного процесса
В основе методики преподавания предмета лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения.
- традиционный урок, урок-концерт, урок-экскурсия, обобщающий урок;
- фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Обучающиеся научатся:
- сформировывать первоначальные представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформировывать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- научатся использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Дата | № п.п | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся , формы работы | Творческая , исследовательская, проектная деятельность | Контроль | |
Освоение предметных знаний (базовый уровень) | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Музыка вокруг нас (16 ч.) | |||||||
1 | И муза вечная со мной | Ученики знакомятся с понятиями: композитор, исполнитель, слушатель, Учатся слушать музыку. П. И. Чайковский балет «Щелкунчик» | Познавательные: анализируют полученную новую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
2 | Хоровод муз. | Ученики знакомятся с понятиями: хор, хоровод; освоить различие и сходство танцев народов мира; накопление слушательского опыта; раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод «Сиртаки» Хоровод «Сырба» Русский хоровод | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
3 | Повсюду музыка слышна. | Ученики знакомятся с понятиями: песенка-закличка; колыбельная Научить отличать разные виды интонаций. Познакомить с народными песенками-попевками. Побудить к выразительному исполнительству. Вальс Ф. Шуберта | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Эстетические потребности, ценности и чувства. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
4 | Душа музыки - мелодия. | Ученики знакомятся с понятиями: песня, танец, марш. Понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения. Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать жанровые признаки песни, танца, марша. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
5 | Музыка осени. | Ученики знакомятся с понятиями: солист; спокойный темп; фраза; дирижер. Воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней. Связать жизненные впечатления детей с худ. образами. П. И. Чайковский «Октябрь» А. Вивальди «Времена года» Осень | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
6 | Сочини мелодию | Ученики знакомятся с понятиями: мелодия, аккомпанемент Побудить детей к выразительной мелодекламации, развивать стремление к импровизации музыки. Закрепление понятий: «мелодия», которая передает главную мысль; сопровождение - аккомпанемент. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. П. И. Чайковский «Октябрь» Осенняя песнь | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
7 | Азбука, азбука каждому нужна | Ученики узнают, что такое славянская азбука. Развивать выразительную сторону вольного исполнения. Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
8 | Музыкальная азбука | Ученики знакомятся с понятиями: ноты; нотный стан;скрипичный ключ; клавиатура фортепиано; звукоряд. Познакомить детей с нотной грамотой. Познакомить с элементами нотного письма. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
9 | Музыкальные инструменты | Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов. Иметь представление о музыкальных инструментах: жалейка, гусли, дудочка, свирель, пастуший рожок. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные:осознание своей этнической принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
10 | "Садко". Из русского былинного сказа. | Ученики знакомятся с понятиями: гусли, плясовая, колыбельная, сказ. Песни-пляски; Песня-колыбельная Н. А. Римский-Корсаков опера-былина «Садко» Ария Садко | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
11 | Музыкальные инструменты | Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов. Иметь представление о музыкальных инструментах: жалейка, гусли, дудочка, свирель, пастуший рожок. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя, Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: осознание своей этнической принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
12 | Звучащие картины. | Ученики осваивают такие музыкальные инструменты: пастуший рожок, флейта, арфа, гусли. Знать названия инструментов, на которых играют музыканты. Уметь выделять музыку народную и композиторскую. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
13 | Разыграй песню. | Ученики должны знать такие понятия: развитие; кульминация; трехчастная форма; пауза. Уметь сопоставлять и строить план исполнительства: «начало-кульминация-концовка». Графическое изображение мелодии. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. | Ученики должны знать такие понятия: рождество, Иисус Христос, гимн, колядка. Понимание смысла духовного праздника. Умение петь тихо, выразительно, слышать себя и одноклассников. Понять общую особенность рождественских песен разных народов. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
15 | Родной обычай старины. | Знать про народные обычаи и культуру. Европейская колядка «Риу, риу, чиу». Русская народная песня-игра «Метелица» | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: развитие чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
16 | Добрый праздник среди зимы. | Закрепление, повторение понятий. П. И. Чайковский балет «Щелкунчик» Песня "Новогодний хоровод " | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
Музыка и ты (17 ч.) | |||||||
17 | Край, в котором ты живёшь. | Ученики должны знать следующие понятия: повторяющиеся интонации; 2х частная форма; Мажор, мажорный лад. | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
18 | Художник, поэт, композитор | Ученики должны знать следующие понятия: картина-художник, стихи-поэт, музыка-композитор. Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности А. Шнитке, «Пастораль» | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
19 | Музыка утра | Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация. Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах. П. И. Чайковский «Утренняя молитва» Э. Григ «Утро», Д. Б. Кабалевский «Доброе утро» | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
20 | Музыка вечера | Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи. В. Гаврилин «Вечерняя» С. Прокофьев «Вечер» В. Салманов «Вечер» А. Хачатуряна Вечерняя сказка» | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
21 | Музыкальные портреты | Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет. Научатся: проводить интонационно-образный анализ, передавать разговор-диалог героев, настроение пьес на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга» | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
22 | Музы не молчали | Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь. Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг. А. Бородин «Богатырская симфония» солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…» С. Никитин «Песенка о маленьком трубаче» | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
23 | Мамин праздник | Песенная, танцевальная, маршевая музыка. Бубен, барабан, треугольник, ложки. Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева «Вот какая бабушка» Т. Попатенко «Праздник бабушек и мам» М. Славкина | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
24 | Разыграй сказку. «Баба-Яга» - русская народная сказка. | Игра-драматизация. Образы русского фольклора. Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные) | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
25 | У каждого свой музыкальный инструмент. | Волынка, дудка, рожок, фортепиано, солист, оркестр. Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью. | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
26 | Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. | Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня. Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
27 | Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. | Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня. Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
28 | Музыкальные инструменты. | Рояль, волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графический рисунок. Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. «Сладкая греза» П. И. Чайковского «Менуэта» Л. Моцарта «Волынка» И.-С. Баха | Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы. | Устный контроль | ||
29 | Звучащие картины. | Ученики осваивают такие музыкальные инструменты: пастуший рожок, флейта, арфа, гусли. Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии Знать названия инструментов, на которых играют музыканты. Уметь выделять музыку народную и композиторскую. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
30 | Музыка в цирке. | Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессировщики, дрессированные звери; цирковая арена, галоп. Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен. «Выходной марш» «Галоп» и «Колыбельная» И. Дунаевского «Клоуны» Д. Кабалевского «Мы катаемся на пони» | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
31 | Дом, который звучит. | Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет, солисты, музыкальный театр. Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик» Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
32 | Опера-сказка. | Опера-сказка, солисты, музыкальный театр. Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер. «Волк и семеро козлят» М. Коваля «Муха-Цокотуха» М. Красева | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль | ||
33 | «Ничего на свете лучше нету.» | Музыкальная фантазия, трубадур. Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах. | Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш. Регулятивные: расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства; Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями. Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками). адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений; осознание особенностей деятельности композитора, художника. | Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы. | Устный контроль |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по учебному предмету “Музыка”
В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка» контролю и оценке подлежат:
- уровень усвоения теоретического материала
- уровень сформированности слушательской культуры
- уровень овладения навыками пения
- уровень овладения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
- уровень творческой активности
На уроках музыки осуществляется коллективная и индивидуальная форма оценки. Коллективная форма оценки применяется в случае, когда класс рассматривается как единый коллектив, участвующий в хоровом пении, в конкурсном выступлении , в музыкально-театральной постановке, играющий в ансамбле элементарных музыкальных инструментов. Индивидуальная оценка – это оценка знаний, умений, навыков и творческого потенциала конкретного ученика.
Контроль и оценка уровня усвоения
теоретического материала по предмету “Музыка”
Уровень сформированности теоретических знаниний учащихся диагностируется в рамках проведения фронтальных и индивидуальных устных опросов, теоретических тестов, музыкальных викторин.
Показатели оценки уровня усвоения теоретического материала
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии. На поставленные вопросы не отвечает, полное отсутствие понимания теоретического материала. |
4-5 | Фрагментарное понимание изученного материала и грубые ошибки. На большинство поставленных вопросов не знает ответа. |
6-7 | Ориентируется в изученном материале, но допускает грубые ошибки в ответах. |
8-9 | Материал освоен, но допускаются ошибки. |
10 | Материал усвоен, но ошибки связаны с недостатосно развитыми музыкальными способностями конкретного ученика. (муз. слух, чувство ритма, тембральный слух и т.д.) |
11 | С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. |
12 | С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. Ученик демонстрирует теоретические и музыкальные знания на уровне начального профессионального музыкального образования. |
При письменной проверке усвоения уровня теоретических знаний по предмету «Музыка» используются проверочные работы и тесты, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
При проведении тестов целесообразны задания типа:
- поиск ошибки,
- выбор ответа,
- соответствия,
- продолжение высказывания,
- исправление высказывания,
- пропуск слова.
Нормы оценок письменных работ
Проценты | Баллы |
100%+* | 12 |
100% | 11 |
99-90% | 10 |
89-85% | 9 |
84-80% | 8 |
79-75% | 7 |
74-65% | 6 |
64-55% | 5 |
54-45% | 4 |
44-35% | 3 |
34-20% | 2 |
19-1% | 1 |
Контроль и оценка уровня
сформированности слушательской культуры учащегося
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не способен сконцентрироваться на прослушивании музыки. |
4-5 | С трудом концентрируется на прослушивании музыки. У ученика нет эмоционального отклика на звучание музыки. Отсутствует восприятие музыки различных жанров, не может оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Нет понимания взаимосвязи музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием. |
6-7 | Пытается сконцентрироваться на прослушивании музыки. У ученика слабый эмоциональный отклик на музыку. С трудом воспринимает музыку различных жанров, не может оценить и соотнести содержание и музыкальный язык, средства музыкальной выразительности. Не в полном объёме понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, затрудняется на них ответить. |
8-9 | Хорошо концентрируется на прослушивании музыки. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, но отвечает на них с ошибками. |
10-11 | С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. |
12 | С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на неё. Воспринимает и чувствует музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. Размышляет о музыкальных произведения как о способе выражения чувств и мыслей человека, определяет композиторский замысел. |
Контроль и оценка уровня владения навыками пения
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не поёт. |
4-5 | С трудом концентрируется во время пения. Нет понимания о навыках хорового пения. Не знает текста песен. |
6-7 | Плохо концентрируется во время пения. Не старается овладеть навыками хорового пения. Не знает текста песен. |
8-9 | Концентрируется во время хорового пения. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Текст песен выучен не в полном объёме. |
10-11 | Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. |
12 | Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. Проявляет вокальные способности, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования. |
Контроль и оценка уровня
владения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах
Баллы | Показатели оценки |
1-3 | Присутствовал на занятии, не играет на элементарных музыкальных инструментах. |
4-5 | С трудом концентрируется во время игры на элементарных музыкальных инструментах. Нет понимания о навыках игры на элементарных музыкальных инструментах. Не ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности. |
6-7 | Не в полном объёме владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Плохо ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности. |
8-9 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, но допускает ошибки. |
10-11 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала. |
12 | Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала, проявляя навыки инструментального исполнительства, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования. |
Контроль и оценка уровня творческой активности ученика
Педмет «Музыка» призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Музыка - эффективный путь к формированию личности ребенка, поэтому учитель вправе оценить дополнительными баллами желание и тенденцию к культурному и творческому росту ученика.
Опираясь на критерии оценивания разных навыков учащихся (уровня усвоения теоретического материала, сформированности слушательской культуры, овладения навыками пения, игры на элементарных музыкальных инструментах) учитель в праве добавить ученику дополнительные баллы за творческую инициативу, проявленную им в учебном процессе.
Высшими баллами (от 10 до 12) оценивается ученик за участие в творческих (музыкально-театральных постановках, выступлениях на классных или школьных концертах) и конкурсных мероприятиях (школьного, районного, городского и т.д. уровней).
Вхождение в мир искусства возможен лищь через активную творческую деятельность. Поэтому проектная деятельность на уроках музыки рассматривается как одна из форм работы, направленная на формирование и развитие творческих способностей учащегося, его инициативы и самостоятельности.
Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Формами отчётности проектной деятельности являются: сообщение, компьютерная презентация, сценарий, стендовый отчёт и др.
Оценка проектов осуществляется по двенадцатибалльной шкале по следующим критериям:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основные средства обучения:
1.Учебник «Музыка. 1 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);
2.Рабочая тетрадь «Музыка. 1 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);
Дидактические пособия:
1.Словарь-справочник «Словарь музыкальных терминов» (автор О. Ермакова);
Методические материалы для учителя:
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
3. Критская Е.Д. и др. Музыка: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2011г.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...