ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
статья по музыке
Музыкальное образование, развивая умственные способности человека и воздействуя через эмоции на интеллект, способствует формированию духовно-нравственных ценностей, гуманистического миропонимания и мировоззрения, эмпатии и толерантности, развитого эстетического вкуса и творческой активности. Многовековая история российского музыкального образования сформировала уникальную систему подготовки и приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре и творческой деятельности, в основу содержания которой положены исторически сложившиеся традиции отечественного музыкального обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_muzyki_v_shkole_traditsii_i_innovatsii.docx | 16.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дашавская Ольга Михайловна
Учитель музыки
ГБОУ СОШ № 553
с углубленным изучением
английского языка
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Музыкальное образование, развивая умственные способности человека и воздействуя через эмоции на интеллект, способствует формированию духовно-нравственных ценностей, гуманистического миропонимания и мировоззрения, эмпатии и толерантности, развитого эстетического вкуса и творческой активности. Многовековая история российского музыкального образования сформировала уникальную систему подготовки и приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре и творческой деятельности, в основу содержания которой положены исторически сложившиеся традиции отечественного музыкального обучения и воспитания.
Современные требования к системе российского образования обусловили интерес к активной постановке вопросов соотношения понятий «инновации» и «традиции». В данном контексте проблема соотношения и толкования понятий «инновация», «традиция» и «современность» в образовательной деятельности стала одной из основополагающих. Особенно актуально это в сфере музыкального образования, где необходимо учитывать взаимосвязь и особенности соотношения инноваций и традиций в развитии музыкальной культуры. Актуальность исследования данной проблемы связана с тем, что хотя инновации и традиции должны рассматриваться как две равнозначных составляющих процесса музыкального образования, на практике их баланс постоянно нарушается.
Цель моего обращения к данной проблеме состоит в том, чтобы осветить роль традиций и влияние инноваций, а также определить перспективы музыкального образования в формировании социально и профессионально-значимой личности.
Обратимся к понятию «традиция». В переводе с латинского языка слово traditio означает «предание», «обычай». Также активно использовался глагол tradere - передавать. Слово обозначало материальное действие - передачу какого-то предмета одним человеком другому. Но постепенно оно стало раскрывать и другие нематериальные действия, например, передачу каких-то умений и навыков. В настоящее время термин «традиция» трактуется как различные исторически сложившиеся обряды, привычки, представления, навыки общественной и политической деятельности, которые передаются от поколения к поколению и выступают регуляторами общественных отношений. Что касается традиций в культуре или культурных традиций, то это нравственный и эстетический опыт, накопленный определёнными народами, за время развития. Это навыки и умения, которые выработали люди в определённых жанрах народного творчества, а позднее и в искусстве. В этом контексте, термин «традиция» позволяет рассматривать общественные отношения с позиций культуры и искусства. Говоря о традициях в русском музыкальном образовании, следует отметить, что они всегда служили основой построения образовательной деятельности, поскольку являются следствием жизненного опыта. Это связано с трактовкой традиций как ценностей и моделей поведения, которые складывались и видоизменялись в ходе истории, но оставались наиболее стабильными и воспроизводимыми элементами социокультурного опыта.
В современном образовании традицию следует понимать как способ легитимации нормы путём отнесения с прошлым. Это своеобразный и специфичный способ воспроизведения нормы. В музыкальной культуре очень значимы социальные функции традиции, служащие основой сохранения коллективного опыта культуры, гарантией преемственности форм музыкальной деятельности людей, развития музыкальной культуры на основе традиционного и инновационного подходов. В современных условиях музыкально-образовательной деятельности традиция остается одним из важнейших средств регуляции этой деятельности, но при изменении механизма передачи традиции. Музыкальное образование и музыкальная деятельность - творческий процесс: только творчество способно привести нас к успеху. Но движение вперед возможно только на основе предыдущего позитивного опыта. Человеческая история доказала, что сегодня нельзя ограничиваться только сохранением традиций, их необходимо творчески развивать: любая традиция ведет к прогрессу, если творчески развивается и отвечает требованиям времени. Только переосмысление традиций приведет к обновлению и совершенствованию музыкального образования.
В контексте музыкального образования понятие «инновационная деятельность» трактуют, как целенаправленную и организованную творческую деятельность, включающую различные взаимосвязанные и взаимообусловленные виды работ для достижения оптимальных результатов музыкального образования. В структуре инновационной музыкальной деятельности можно соответственно выделить технологические инновации (внедрение новых методик и технологий реализации музыкально-образовательного процесса); организационные инновации, связанные с изменением организационных структур музыкального образования; управленческие инновации, определяющие и изменяющие компетенции работников, их культуру и поведение. Инновация - это целенаправленное изменение, которое должно ввести в музыкальное образование новые стабильные компоненты, вызывающие переход системы на более высокий уровень развития. Поскольку инновационный процесс в музыкальном образовании направлен на изменение основных компонентов существующей образовательной системы, то и основные инновационные идеи мы извлекаем из нашего богатого традициями культурного прошлого.
Любая инновация как процесс реализации определенного конкретного новшества в социальную (музыкально-образовательную) практику, нацелена на результат и может считаться официально признанной (получит статус инновации) при условии наличия в ней инвариантных (традиционных) характеристик. В соответствии с этим соотношение традиции и инновации можно выразить следующей формулой: традиция - способ воспроизведения нормы, инновация - способ изменения нормы. Традицию можно понимать как механизм преемственности культуры, а инновацию - механизмом развития культуры. Они выступают как взаимодополняемые и взаимодействующие явления. Таким образом, педагогическая традиция одновременно обновляется, тиражируется, стареет, то есть обладает собственной динамикой. Конкретным примером этому в музыкальном образовании может служить полипрограммность общего музыкального образования. Появившиеся многочисленные учебные программы по предмету «Музыка», с одной стороны, служат показателем преемственности традиций, с другой - старения традиции, с третьей - являются элементом развития основных идей концепции, то есть инновацией, которую можно рассматривать либо как ретроинновацию, либо как аналоговую инновацию.
Классифицировать педагогические инновации можно по различным основаниям: по видам деятельности, по характеру и масштабу вносимых изменений, по источнику возникновения и пр. Однако классификация инноваций по признаку новизны представляется нам наиболее приемлемой для музыкального образования. В обозначенном контексте можно использовать ретроинновацию как модификацию забытых традиций; аналоговую инновацию как частичную компиляцию и использование в измененном виде существующих традиций; комбинаторную инновацию, как объединение известных идей, в результате которого получается качественно новый образовательный продукт; сущностную инновацию, когда возникает совершенно новое явление. В качестве примера сущностной инновации в музыкальном образовании можно считать последние достижения использования информационных и медиа технологий.
Традиции и инновации не существуют вне их взаимосвязи. Следует обратить внимание на слова: «Все новое - это хорошо забытое старое». В музыкальном образовании как нигде прослеживается эта тенденция. Если говорить о музыкальном обучении, совершенно очевидно, что всё старое когда-то было новым, а методы, формы и средства, ранее считавшиеся инновационными, стали традицией. Однако сегодня следует искать возможности обновления и развития музыкального образования в новых условиях функционирования образовательных учреждений, сохраняя при этом традиции. Таким образом, переосмысление многих прежних взглядов, установок и традиций приводит к развитию инновационных процессов в музыкальном образовании, его разнообразию и совершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии преподавания музыки в школе.
Современные технологии преподавания музыки в школе...
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.
Кратская иформация по технологиям и методикам преподавания музыки в общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС...
СЕМИНАР на тему: «Социальная педагогика в школе: традиции и инновации»
Цель: обобщение опыта социально-педагогичеЗадачи:1. повышать социально-педагогическуюкомпетентность социальных педагогов образовательных организаций.2.оказывать консультативную помощь родителям и повы...
Статья "Преподавание математики в школе: традиции и инновации".
В практической работе учителя надо учитывать различия в средствах, формирующих познавательный интерес в зависимости от категории школьников (хорошо успевающих, средних и слабоуспевающих) Труднее всего...
Современные образовательные технологии преподавания музыки в школе
В связи с введением обновленного федерального государственного образовательного стандарта образования необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка»....