Джаз – музыка легкая или серьезная?
методическая разработка по музыке (6 класс)
Методическая разработка урока по Музыке с использованием ИК-технологии (программа Quizlet, LearningApps.org)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_muzyka_6_klass_dzhaz.doc | 138.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
Учителя: Коледова Светлана Николаевна, ГБОУ школа №131
Трофимова Ирина Борисовна, ГБОУ гимназия №293.
Тема урока: Джаз – музыка легкая или серьезная?
УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, элементы технологии критического мышления (синквейн), ИК-технологии (программа Quizlet, LearningApps.org).
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, практический метод, метод сравнения.
Формы организации учебной деятельности: дистанционная форма обучения
Оборудование: компьютер, акустическая аппаратура.
Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные фрагменты произведений А.Н. Цфасмана «Звуки джаза», Л. Армстронга «Go Down Moses», Дж. Гершвина «Любимый мой», Ульриха Фюре «Хелло, Джанго», обработанные в программе Audacity; рабочие листы с заданиями, листы рефлексии.
Перечень используемого на уроке музыкального материала: фрагменты произведений А.Н. Цфасмана «Звуки джаза», Л. Армстронга «Go Down Moses», Дж. Гершвина «Любимый мой».
Используемые источники информации:
1.Сергеева Г.П., Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Просвещение, 2015.
2.Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.
3.Евтух Е.В., Марина Г. А., Межак Е. Л. Использование ИКТ- ресурсов на уроках ИЗО и музыки/– СПБ: СПБАППО, 2008.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Используемые электронные источники:
- https://bigenc.ru/music/text/1951088
- http://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/zhurnal-peterburgskiy-urok/
- http://music.edu.ru/ http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193
- http://viewpure.com/wBmoHLEjOl4?ref=search
- https://vk.com/jazzm
Технологическая карта урока
Тема полугодия | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | ||||||
Тема урока | Джаз – искусство XX века | ||||||
Художественно-педагогическая идея урока | Подвести учащихся к осмыслению роли джаза в жизни современного человека | ||||||
Цель | Цель урока для учащихся | Цель урока для учителя | |||||
Осознание роли джаза в жизни современного человека | Создание условий для осознания роли джаза в жизни современного человека | ||||||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | |||||
1. Дать определение понятию Джаз. 1.2. Прослушать информацию о джазе и заполнить таблицу (Рабочий лист, задание №1) 1.4. Послушать произведения, определить тембр и соотнести их с изображенными инструментами (работа в сервисе LearningApps). 2. Исполнить разученную ранее песню с импровизацией движений. 3. Прослушать музыкальные фрагменты и соотнести их с жанрами, представленными в таблице (Приложение№1 задание №3). 4. Пройти тест или игру «Подбор» в сервисе «Quizlet», обобщая полученные знания о джазе (Приложение№1 задание №4). 5. Сделать вывод и оценить свою деятельность на уроке. | Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов
Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию
Образовательные: содействовать достижению предметных результатов
3. Л. Армстронга «Go Down Moses»
| ||||||
Ход урока | |||||||
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (УУД) | ||||||
1 | Самоопределение к деятельности Цель - включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
| Метод диагностики -наблюдение Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); | |||
2 | Постановка учебной задачи Цель – формулирование темы урока, целеполагание (5 минуты) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы диагностики-наблюдение. Слайды 1-3: учитель предлагает определить музыкальный стиль, которому будет посвящена тема урока, после прослушивания «музыкальной загадки» (А.Н. Цфасман «Звуки джаза»). Учитель подводит учащихся к формулированию темы урока «музыкальной загадкой» и презентацией (задачи урока на слайде)
| Включаются в деятельность: слушают музыкальный фрагмент, отвечают на наводящие вопросы, которые помогают дать определение понятию Джаз и определить тему урока. Записывают тему урока Джаз – искусство XX века Осмысливают и принимают цель и задачи урока.
| Эмоционально-образное восприятие музыкального произведения. | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); Личностные (интерес к музыкальному искусству на основе знакомства с новым музыкальным произведением). коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими учащимися). | ||
4 | «Открытие» учащимися новых знаний Цель – подведение учащихся к осмыслению роли джазовой музыки в жизни современного человека. (15 мин+5 мин. общения в чате) | Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, метод устной диагностики (беседа), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе), практический метод (вокально-хоровая работа, анализ фрагментов музыкальных произведений) Технологии: технология проблемно-диалогового обучения 1. Слайды 4-6 (+повторное прослушивание А.Н. Цфасман «Звуки джаза»): Посмотреть на географическую карту и письменно ответить на вопросы: 1.1. Где мог возникнуть джаз? 1.2. Может ли географическое положение влиять на характер музыкального стиля и его определенные особенности? 1.3. Какие средства выразительности отличают этот стиль от пройденных ранее (обратить внимание на тембр музыкальных инструментов и ритм? 1.4. Выполнить упражнение в сервисе LearningApps на определение музыкальных инструментов, входящих в состав джаз-бэнда (https://learningapps.org/display?v=p9fqeppdj18) 2. Для определения следующей особенности, исполнить ранее разученную песню У. Фюре «Хелло, Джанго» https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=2K2HyZYlTcs&feature=emb_logo с импровизацией движений. Письменно ответить на вопрос, что такое «импровизация» 3. Работа по учебнику, на основе информации из учебника (Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка 6 класс», стр. 88-90), о жанрах Спиричуэл и Блюз, заполнить таблицу в Приложение №1 задание 3 4. Продолжить работу с таблицей задания №3 (Приложение №1). Прослушать музыкальные фрагменты Дж. Гершвин «Любимый мой», Л. Армстронг «Go Down Moses» и определить жанр джазовой музыки, письменно дополнить таблицу – написать названия произведений и композиторов 5. Вопрос урока: Джаз – музыка легкая или серьезная? | 1.1. и 1.2. учащиеся работают с географической картой. После повторного прослушивания музыкального фрагмента, предполагают, что джаз – это взаимодействие европейской и африканской музыкальных культур. 1.3. Определяют и называют одну из характерных особенностей джазовой музыки - Тембр-муз.инструменты Письменно отвечают на вопросы 1.1-1.3 1.4. Работают в сервисе LearningApps с изображением музыкальных инструментов, входящих в состав джаз-бэнда Сделать скриншот ответа и отправить учителю 2. Определяют и называют следующую особенность – Ритм. Выполняют ритмическое упражнение, учась смещать акцент на слабую долю. Исполняют ранее разученную песню У. Фюре «Хелло, Джанго» с импровизацией движений. Письменно отвечают на вопрос 3. Читают отрывок из учебника и, на основе полученной информации о жанрах Спиричуэл и Блюз, заполняют таблицу в Приложение №1 задание 3. 4.Прослушивают музыкальные фрагменты (Дж. Гершвин «Любимый мой», Л. Армстронг «Go Down Moses»). Сравнивают Блюз и Спиричуэл, находят отличительные черты и соотносят их с жанрами, представленными в таблице, записывают ответ в таблицу 5. Учащиеся устно отвечают на вопрос своим родным или друзьям (общаются в чате) | Осмысление понятий «джаз», «тембр», «ритм». Ознакомление с джазовой музыкой А.Н. Цфасмана, У. Фюре, Дж. Гершвина, Л. Армстронга Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел, на осознание роли джаза в жизни современного человека. Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске информации, умение выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт); познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, заинтересованное отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров) | ||
5 | Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока. Цель – развитие умений обобщать и делать выводы, умений применять полученные знания при создании творческого продукта (5 минут) | Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики Технологии: проблемно-диалоговое обучение, ИК-технологии (программа Quizlet) 1.Учитель предлагает зафиксировать полученные знания, пройдя тест или игру «Подбор» в программе Quizlet. Проверяет, как новые знания укладываются в систему ранее изученного материала для последующего углубления в тему. 2. С целью осознания роли джаза в жизни современного человека, сообщает, что 30 апреля – Международный день Джаза. Площадкой для международного фестиваля в 2018 г. был выбран Санкт-Петербург | 1.Пройти тест или игру «Подбор» в программе Quizlet, обобщив полученные знания о джазе. Сделать скриншот ответа и отправить учителю | Расширение представления о джазе | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в парах и группах); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (ценностное интерес к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности. | ||
6 | Рефлексия Цель – оценивание деятельности (4 минуты) | Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии). Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.
| Заполняют лист рефлексии (Приложение№1 задание 4): Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… У меня получилось … Меня удивило… Мне захотелось… Рефлексию написать 2-3 слова и отправить учителю | Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре) | |||
7 | Домашнее задание (1 минуты) | По желанию: учитель предлагает самостоятельно составить кроссворд по теме урока | По желанию учащиеся составляют кроссворд по теме в одной из программ: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html http://cross.highcat.org/ru_RU/# Сделать скриншот и прислать на почту или в Контакте в личные сообщения | Закрепление темы «Джаз-искусство XX века» | Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке). |
Приложение №1
Задание №3
Заполните таблицу
Жанр | Перевод, музыкальный образ | Особенность исполнения | Слушание музыки |
Спиричуэл | Фрагмент № | ||
Блюз | Фрагмент № |
Задание №4
Сегодня я узнал ______________________________________________________________________________________________________
Мне было интересно _________________________________________________________________________________________________
Мне было трудно ______________________________________________________________________________________________
У меня получилось ____________________________________________________________________________________________
Меня удивило _______________________________________________________________________________________________________
Мне захотелось ______________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс
Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...
"Музыка серьёзная и музыка легкая", 8 класс.
Разработка урока на углубленное изучение творчества И.Штрауса...
Урок музыки в 7 классе "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав"
Архив содержит план- конспект урока по теме и интерактивную резентацию к уроку...
Джаз - музыка 20 века
Презентация к уроку музыки "Джаз"....
Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"
Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....
Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»
Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...
Джаз - музыка 20 века
Джаз - музыка 20 века....