Джаз – музыка легкая или серьезная?
методическая разработка по музыке (6 класс)

Трофимова Ирина Борисовна

Методическая разработка урока по Музыке с использованием ИК-технологии (программа Quizlet,  LearningApps.org)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_muzyka_6_klass_dzhaz.doc138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: Музыка

Учителя: Коледова Светлана Николаевна, ГБОУ школа №131

                 Трофимова Ирина Борисовна, ГБОУ гимназия №293.

Тема урока: Джаз – музыка легкая или серьезная?

УМК: Музыка.  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, элементы технологии критического мышления (синквейн), ИК-технологии (программа Quizlet,  LearningApps.org).         

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, практический метод, метод сравнения.

Формы организации учебной деятельности: дистанционная форма обучения

Оборудование: компьютер, акустическая аппаратура.

Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные фрагменты произведений              А.Н.  Цфасмана «Звуки джаза», Л. Армстронга «Go Down Moses», Дж. Гершвина «Любимый мой»,  Ульриха Фюре  «Хелло, Джанго»,  обработанные в программе Audacity;   рабочие листы с заданиями, листы рефлексии.

Перечень используемого на уроке музыкального материала: фрагменты произведений А.Н.  Цфасмана «Звуки джаза», Л. Армстронга «Go Down Moses», Дж. Гершвина «Любимый мой».

Используемые источники информации:

1.Сергеева Г.П., Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М., Просвещение, 2015.

2.Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.

3.Евтух Е.В., Марина Г. А., Межак Е. Л.  Использование ИКТ- ресурсов на уроках ИЗО и музыки/– СПБ: СПБАППО, 2008.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Используемые электронные источники:

  1. https://bigenc.ru/music/text/1951088
  2. http://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/zhurnal-peterburgskiy-urok/
  3. http://music.edu.ru/ http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193
  4. http://viewpure.com/wBmoHLEjOl4?ref=search
  5. https://vk.com/jazzm

Технологическая карта урока

Тема полугодия

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Тема урока

 Джаз – искусство XX века

Художественно-педагогическая

идея урока

Подвести учащихся к осмыслению роли джаза в жизни современного человека

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Осознание роли джаза в жизни современного человека

Создание условий для осознания роли джаза в жизни современного человека

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Дать определение понятию Джаз.

1.2. Прослушать информацию о джазе и заполнить таблицу (Рабочий лист, задание №1)

1.4. Послушать произведения, определить тембр и соотнести их с изображенными инструментами (работа в сервисе LearningApps).

2. Исполнить разученную ранее песню с импровизацией движений.

3. Прослушать музыкальные фрагменты и соотнести их с жанрами, представленными в таблице (Приложение№1 задание №3).

4. Пройти тест или игру «Подбор» в сервисе «Quizlet», обобщая полученные знания о джазе (Приложение№1 задание №4).

5. Сделать вывод и оценить свою деятельность на уроке.

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов

  • определение признаков формирования ценностного отношения учащихся к джазу, как к музыкальному искусству;
  • формирование устойчивого интереса к джазовой музыке

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать);
  • информационной культуры (умение работать с информационными источниками);
  • коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими учащимися);
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать  и выполнять учебные задачи, оценивать свою деятельность);
  • рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные: содействовать достижению предметных результатов

  • познакомить с историей возникновения и развития стиля;
  • способствовать освоению понятия «Блюз», «Спиричуэл»;
  • познакомить с музыкой:
  1. А.Н. Цфасмана «Звуки джаза»;
  2. Дж. Гершвина «Любимый мой»;

      3. Л. Армстронга «Go Down Moses»

  • содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

1

Самоопределение к деятельности

Цель - включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Метод диагностики -наблюдение

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);

2

Постановка учебной задачи

Цель – формулирование темы урока, целеполагание

(5 минуты)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы диагностики-наблюдение.

Слайды 1-3:

учитель предлагает определить музыкальный стиль, которому будет посвящена тема урока, после прослушивания «музыкальной загадки» (А.Н. Цфасман «Звуки джаза»).

Учитель подводит учащихся к формулированию темы урока «музыкальной загадкой» и презентацией (задачи урока на слайде)

 

Включаются в деятельность: слушают музыкальный фрагмент, отвечают на наводящие вопросы, которые помогают дать определение понятию Джаз и определить тему урока.

Записывают тему урока Джаз – искусство XX века

Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

 

Эмоционально-образное восприятие музыкального произведения.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

Личностные (интерес к музыкальному искусству на основе знакомства с новым музыкальным произведением).

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими учащимися).

4

«Открытие» учащимися новых знаний

Цель – подведение учащихся к осмыслению роли джазовой музыки в жизни современного человека.

(15 мин+5 мин. общения в чате)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, метод устной диагностики (беседа), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе), практический метод (вокально-хоровая работа, анализ фрагментов музыкальных произведений)

Технологии: технология проблемно-диалогового обучения

1. Слайды 4-6 (+повторное прослушивание А.Н. Цфасман «Звуки джаза»):

Посмотреть на географическую карту и письменно ответить на вопросы:

1.1. Где мог возникнуть джаз?

1.2. Может ли географическое положение влиять на характер музыкального стиля и его определенные особенности?

1.3. Какие средства выразительности отличают этот стиль от пройденных ранее (обратить внимание на тембр музыкальных инструментов и ритм?

1.4. Выполнить упражнение в сервисе  LearningApps на определение музыкальных инструментов, входящих в состав джаз-бэнда (https://learningapps.org/display?v=p9fqeppdj18)

2. Для определения следующей особенности, исполнить ранее разученную песню У. Фюре «Хелло, Джанго»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=2K2HyZYlTcs&feature=emb_logo

с импровизацией движений.

Письменно ответить на вопрос, что такое «импровизация»

3. Работа по учебнику, на основе информации из учебника (Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка 6 класс», стр. 88-90), о жанрах Спиричуэл и Блюз, заполнить таблицу в Приложение №1 задание 3

4. Продолжить работу с таблицей задания №3 (Приложение №1).

Прослушать музыкальные фрагменты   Дж. Гершвин «Любимый мой», Л. Армстронг «Go Down Moses» и определить жанр джазовой музыки, письменно дополнить таблицу – написать названия произведений и композиторов

5. Вопрос урока: Джаз – музыка легкая или серьезная?

1.1. и 1.2. учащиеся работают с географической картой. После повторного прослушивания музыкального фрагмента, предполагают, что джаз – это взаимодействие европейской и африканской музыкальных культур.

1.3. Определяют и называют одну из характерных особенностей джазовой музыки - Тембр-муз.инструменты

Письменно отвечают на вопросы 1.1-1.3

1.4. Работают в сервисе LearningApps с изображением музыкальных инструментов, входящих в состав джаз-бэнда

QR Code

Сделать скриншот ответа и отправить учителю

2. Определяют и называют следующую особенность – Ритм.

Выполняют ритмическое упражнение, учась смещать акцент на слабую долю.

Исполняют ранее разученную песню          У. Фюре «Хелло, Джанго» с импровизацией движений.

Письменно отвечают на вопрос

3. Читают отрывок из учебника и, на основе полученной информации о жанрах Спиричуэл и Блюз, заполняют таблицу в Приложение №1 задание 3.

4.Прослушивают музыкальные фрагменты (Дж. Гершвин «Любимый мой», Л. Армстронг «Go Down Moses»). Сравнивают Блюз и Спиричуэл, находят отличительные черты и соотносят их с жанрами, представленными в таблице, записывают ответ в таблицу

5. Учащиеся устно отвечают на вопрос своим родным или друзьям (общаются в чате)

Осмысление понятий «джаз», «тембр», «ритм». Ознакомление с джазовой музыкой А.Н. Цфасмана, У. Фюре, Дж. Гершвина, Л. Армстронга

Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел, на осознание роли джаза в жизни современного человека.

Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске  информации, умение  выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт);

познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, заинтересованное отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров)

5

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока.

Цель – развитие умений обобщать и делать выводы, умений применять полученные знания при создании творческого продукта

(5 минут)

Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики

Технологии: проблемно-диалоговое обучение, ИК-технологии (программа Quizlet)

 1.Учитель предлагает зафиксировать полученные знания, пройдя тест или игру «Подбор» в программе Quizlet. Проверяет, как новые знания укладываются в систему ранее изученного материала для последующего углубления в тему.

2. С целью осознания роли джаза в жизни современного человека, сообщает, что 30 апреля – Международный день Джаза. Площадкой для международного фестиваля в 2018 г. был выбран Санкт-Петербург

1.Пройти тест или игру «Подбор» в программе Quizlet, обобщив полученные знания о джазе.

Сделать скриншот ответа и отправить учителю

Расширение представления о джазе

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в парах и группах);

познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (ценностное интерес к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.

6

Рефлексия

Цель – оценивание деятельности

(4 минуты)

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии). 

Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.

 

Заполняют лист рефлексии (Приложение№1 задание 4):

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось …

Меня удивило…

Мне захотелось…

Рефлексию написать 2-3 слова и отправить учителю

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);

личностные  (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре)  

7

Домашнее задание

(1 минуты)

По желанию:

учитель предлагает самостоятельно составить кроссворд по теме урока  

 По желанию учащиеся составляют кроссворд по теме в одной из программ:

https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

http://cross.highcat.org/ru_RU/#

Сделать скриншот и прислать на почту или в Контакте в личные сообщения

Закрепление темы «Джаз-искусство XX века»

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке).

Приложение №1

Задание №3

Заполните таблицу

Жанр

Перевод, музыкальный образ

Особенность исполнения

Слушание музыки

Спиричуэл

Фрагмент №

Блюз

Фрагмент №

Задание №4

Сегодня я узнал ______________________________________________________________________________________________________

Мне было интересно _________________________________________________________________________________________________

Мне было  трудно ______________________________________________________________________________________________

У  меня  получилось ____________________________________________________________________________________________

Меня  удивило _______________________________________________________________________________________________________

Мне  захотелось ______________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс

Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...

"Музыка серьёзная и музыка легкая", 8 класс.

Разработка урока на углубленное изучение творчества И.Штрауса...

Урок музыки в 7 классе "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав"

Архив содержит план- конспект урока по теме и интерактивную резентацию к уроку...

Джаз - музыка 20 века

Презентация к уроку музыки "Джаз"....

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»

Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...

Джаз - музыка 20 века

Джаз - музыка 20 века....