Методическая разработка «Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»
методическая разработка по музыке
Кроме урока музыки учитель проводит «Декаду музыки». Под этим понятием подразумевается комплекс мероприятий, посвященный одному учебному предмету «Музыка», в рамках десяти дней. Эти мероприятия могут быть, как только для начальной школы, так и для 5-9 классов. Учитель заранее планирует, какие конкурсы, игры, викторины будут проведены, какие темы необходимо раскрыть, как предлагаемый материал связан с основной программой по предмету, музыка каких стилей, направлений и композиторов будет звучать. Запланированные мероприятия могут проводиться как в рамках урока, так и во внеурочное время. Предлагаю познакомиться с видами разных конкурсов и заданий «Декады по музыке» для 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_dekada-metodicheskaya_razrabotka.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»
Основной формой организации музыкального воспитания в школе является урок музыки. Эта форма охватывает всех детей с 1 по 8 класс и никогда не потеряет своей актуальности, хотя имеются ещё и музыкальные кружки, факультативы, студии. Кроме урока музыки учитель проводит «Декаду музыки». Под этим понятием подразумевается комплекс мероприятий, посвященный одному учебному предмету «Музыка», в рамках десяти дней. Эти мероприятия могут быть, как только для начальной школы, так и для 5-9 классов. Учитель заранее планирует, какие конкурсы, игры, викторины будут проведены, какие темы необходимо раскрыть, как предлагаемый материал связан с основной программой по предмету, музыка каких стилей, направлений и композиторов будет звучать. Запланированные мероприятия могут проводиться как в рамках урока, так и во внеурочное время. Количество участников зависит от темы и цели мероприятия, от предполагаемых результатов.
Предлагаю познакомиться с видами разных конкурсов и заданий «Декады по музыке» для 1-4 классов.
Творческие конкурсы-задания для классов.
1 классы:
- «Рисуем музыку П.И.Чайковского» (по произведениям из «Детского альбома».
- Решаем ребус: составление ребусов с названием нот на формате А-4.
- Загадки: составляем загадки к названиям музыкальных инструментов на формате А-4 (фото инструмента + загадка).
- Составь картинку музыкального инструмента и назови инструмент (выдается разрезанная картинка музыкального инструмента).
2 классы:
- Даны портреты композиторов: П.И Чайковский, М.И. Глинка, В.А.Моцарт, Г.В.Свиридов, И.С.Бах, М.П.Мусоргский, С.С. Прокофьев. Учащиеся слушают вопросы и отвечают, о каком композиторе идёт речь.
Примеры:
- Перечисли русских композиторов.
- Какой композитор сочинял музыку для органа.
- Кто сочинил сказку «Петя и волк».
- Какой композитор сочинил три знаменитых балета.
- Кто сочинил балет «Золушка».
- Кем создана кантата «Александр Невский».
- «Детский альбом» для фортепиано кто сочинил.
- Кто сочинил оперу про подвиг русского крестьянина.
- «Паспорт для музыкального инструмента». Это задание можно дать после изучения сказки «Петя и волк».
В паспорте отражают:
- название инструмента, фото или рисунок (на титульной странице),
- описание,
- время возникновения,
- страна,
- близкие родственники,
- знаменитые музыканты, владеющие этим инструментом,
- в каком ансамбле или оркестре может звучать,
- известные произведения для этого инструмента.
- «Волшебный цветик-семицветик»
Творческое задание: выполнить 2 одинаковых по форме цветика-семицветика. На каждом листочке написать названия средств музыкальной выразительности (приклеить лепесточки): интонация, мелодия, динамика, тембр, лад, регистр, ритм, темп. На втором экземпляре цветика написать обозначения этих терминов (сделать лепесточки вытаскивающимися). Эта игра помогает запомнить обозначения средств выразительности и проверить знания учащихся.
- Конкурс рисунков к сказке «Петя и волк».
- Музыкальная живопись М.П.Мусоргского (рисунки по произведениям «Картинки с выставки»). Конкурс рисунков.
- Изготовление масок для постановки отрывков из оперы «Волк и семеро козлят».
3 класс.
- Составить словарь музыкальных терминов.
- «Историческая страничка» - творческое домашнее задание на формате А-4 о композиторах, о музыкальных инструментах, об истории создания оперы, балета или мюзикла, о праздниках: масленица, вербное воскресение, о святых земли Русской и т.д.
- Конкурс рисунков главных действующих лиц опер и балета «Спящая красавица.
4 класс.
- Некоторые задания могут дублироваться из 1-3 классов.
- Составить песенник, состоящий из разных видов русских народных песен (это может быть групповая работа, включающая, название, строку мелодии песни, текст, картинка).
- Составь схему симфонического оркестра (формат А-4).
- История театров Санкт-Петербурга – исторические справки.
- Составь схему оркестра русских народных инструментов.
Кроме творческих заданий в декаду Музыки можно проводить игры-конкурсы среди команд по параллелям. В команде по 5-7 учащихся из каждого класса, название команды, эмблема. Для каждой игры раздаточный материал, презентация с вопросами и ответами, музыка, используемая в игре, напечатанные грамоты, призы. Из учащихся старшей школы создаётся жюри. Критерии оценивания каждого конкурса оговариваются непосредственно перед его проведением.
Предлагаю проанализировать несколько игр и заданий. По аналогии с этими заданиями можно скомпоновать любую игру.
Игра «Музыкальные инструменты».
Проведение этой игры зависит от того, какие темы по музыке вы уже прошли и с какими инструментами знакомы ребята, хотя как раз на этом мероприятии можно и познакомить детей с неизвестными ещё музыкальными инструментами. Ребятам предлагается распечатка с картинками инструментов и вопросы, на которые отвечает команда, получая 1 балл за правильный ответ. Желательно иметь презентацию, где будет такое же изображение. Можно в распечатке ещё дать названия всех
изображённых инструментов в разном порядке.
Примерные вопросы:
- Назовите струнные щипковые инструменты (номера и названия).
- Какие инструменты могут быть в симфоническом оркестре.
- Перечислите духовые русские народные инструменты.
- Назовите инструменты, которые звучат почти одинаково, как они называются.
- Какое общее называние есть у пианино и рояля.
- Как переводится название инструмента «рояль».
- Из каких слов состоит «фортепиано», что означат каждое слово.
- Назовите струнный смычковый инструмент.
- Чем отличается и в чём разница между инструментами по №1 и №4.
- Назовите ударные инструменты.
- Какой из инструментов является родственником баяна.
- (ряд вопросов «Под каким номером изображён ……. инструмент» или «Как называется инструмент по № …..»
- У каких инструментов одинаковая клавиатура.
- Можно ли играть на скрипке без смычка.
- Перечислите инструменты, на которых играли скоморохи.
- Какой из инструментов имеет колокольчик.
В этой игре необходимо дать музыкальную викторину, со звучанием всех инструментов отдельно или в ансамбле. Ребята отгадывают инструмент, называют номер и название.
В презентации можно из этих картинок составить викторину «Третий лишний».
Примеры:
Учащиеся должны не только назвать номер и название «третьего лишнего» инструмента, но дать объяснение «почему?» так думают. Варианты можно ещё дополнить.
По аналогии с этими заданиями можно составить вопросы для учащихся 2,3,4 классов по теме «Музыкальные инструменты».
Игра для 3 классов «Музыкальная шкатулка».
Игра состоит из заданий:
«Загадки» - отгадать загадки;
«С нотой на пару» - придумать слова со слогом названия нот звукоряда;
«Музыкальные инструменты» - узнать по фрагменту музыкальный инструмент, назвать его;
«Вокальный цикл «Детская» М.П.Мусогского – послушать номер из «Детской» «Жук» и создать правильную картинку к этой музыке;
«Отгадай кроссворд» - решить кроссворд;
«Великие наши композиторы» - послушать музыкальный фрагмент и отгадать композитора, название произведения и название отрывка (произведения и композиторов выбирает учитель, смотря, в какое время проводится декада, какие произведения уже слушали на уроках).
Между конкурсами предусмотрено исполнение изученных ранее песен.
Во всех игровых мероприятиях учитель обращает внимание на то, что музыка — это не только самостоятельный вид детского творчества, но и важнейший предмет эстетического цикла, который помогает в духовно-нравственном развитии каждого ребёнка, формирует основы музыкальной культуры, развивает художественный вкус и повышает интерес к музыкальному искуству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Отечественная война 1812 года и ее отражение в музыке"
В методической разработке "Отечественная война 1812 года и ее отражение в музыке" показано как тема войны 1812 года, подвиг русского воинства отражены в творчестве русского композитора П.И....
Методическая разработка Урок-конкурс в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки»
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок«Пословица недаром молвится»Цели:повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;определение уровня усвоения знаний по дан...
Методическая разработка Урок-конкурс в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки»
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок«Пословица недаром молвится»Цели:повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;определение уровня усвоения знаний по дан...
Методическая разработка сценарий конкурса "Символика РФ"
Сценарий конкурса знатоков символики РФ....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...
Методическая разработка "Виды методической продукции"
Виды методической продукции 1. Деятельность педагога дополнительного образования , методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима б...
«Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»
laquo;Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»...