Использование метода учебного проекта в практике работы учителя математики
статья по математике
Метод проектов — это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Обычно определяют миссию проекта, так называемое, художественное перевоплощение цели проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_markova.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркова Марина Юрьевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков
Кировского района Санкт-Петербурга
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя математики
Метод проектов — это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Обычно определяют миссию проекта, так называемое, художественное перевоплощение цели проекта.
Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Основными требованиями в процессе проектной деятельности в работе над математическим проектом являются:
1. Направленность на разрешение конкретной, часто социально значимой проблемы (информационной, исследовательской, практической).
2. Планирование действий по разрешению проблемы (определение вида продукта и формы его презентации, проведение конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных).
3. Обязательное условие – это наличие исследовательской работы в каждом проекте (поиск и обработка информации, представление ее участниками проектной группы).
4. Результативность работы в виде конечного продукта.
5. Представление результата (продукта) с обоснованием (осуществление презентации продукта и защиты самого проекта).
6. Итогом работы является портфолио (наличие всех рабочих материалов, то тесть недельные планы, черновики, различные отчеты).
При осуществлении проектной деятельности выделяют четыре этапа:
1. Погружение в проект. Подразумевает коллективное обсуждение, учащиеся обмениваются мнениями, согласовывают свои интересы, выдвигают первичную идею и разрешают проблемные вопросы. Затем предлагают темы проектов и утверждают одну из них.
2. Организация деятельности. На этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, получают и анализируют информацию. Участники проекта договариваются о распределении работы и формах контроля работы над проектом.
3. Осуществление деятельности. На данном этапе участниками ведется основная работа над проектом. Они структурируют полученную информацию, интегрируют полученные знания, умения и навыки, начинают осмысливать полученные проекты и способы достижения результата. В заключении этапа обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом.
4. Презентация. Участниками представляются результаты и выводы проекта, описываются приемы, при помощи которых они были получены и проанализированы, демонстрируются приобретенные знания и умения. Так же учащиеся рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы над проектом.
Учитель должен быть руководителем проекта, обладающим высоким уровнем культуры и творческими способностями, которому предстоит стать генератором развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. Для создания таких условий учителю необходимо «прожить» разные роли в реализации проекта:
- роль энтузиаста (вдохновляет и мотивирует учащихся на достижение цели);
- роль специалиста (обладает знаниями и умениями в разных областях);
- роль консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, другим специалистам);
- роль руководителя (особенно помогает в вопросах планирования времени); - роль человека, который задает вопросы (задает косвенные, наводящие вопросы, которые помогают обнаружить ошибки и т. п.);
- роль координатора группового процесса; - роль эксперта (анализирует результаты выполненного проекта).
Приведу пример математического проекта на тему «Вписанные и описанные окружности» для учащихся основной школы в курсе геометрии.
Тема проекта: точка Торричелли.
Тип проекта: монопредметный. Групповой проект.
Защита проекта осуществляется на уроке.
Проектное задание: точка Торричелли — это точка в плоскости треугольника, сумма расстояний от которой до вершин треугольника имеет наименьшее значение.
Вопрос о нахождении такой точки имеет давнюю историю. Им интересовались крупнейшие ученые эпохи Возрождения - Вивиани, Кавальери, Торричелли и др. Задача Торричелли об отыскании точки, сумма расстояний от которой до трех данных точек минимальна, имеет большое применение в решении различных технико-экономических задачах. Например, рассмотрим следующую задачу: в местах А1, А2, А3 добывается некоторые материалы, потребляемые на центральной станции А. Вопрос задачи, заключается в том, нужно построить пункт А так, чтобы стоимость доставки грузов из А1, А2, А3 в пункт А была наименьшей. От сюда следует, что А - точка Торричелли для треугольника А1, А2, А3.
Методические рекомендации: данное проектное задание рекомендуется для учащихся 8-х классов. После изучения материала по теме «Окружность». Для организации проектной деятельности учителю необходимо разделить учащихся на три группы по 5 - 7 человек. Каждой группе предложить специальное задание, напечатанное на карточке. Первая группа занимается поиском информации, учащиеся знакомятся с биографией Эванджелиста Торричелли, изучают его научные достижения в разных областях. Вторая группа работает над построением и доказательством точки Торричелли. Третья группа работает с чертежами, выполняя построение с помощью циркуля и линейки. Каждая группа, после выполнения индивидуальных заданий на карточке, демонстрируют результат о проделанной работе.
В результате выполнения проектного задания учащиеся:
- знакомятся с биографией итальянского математика и физика - Эванджелиста Торричелли;
- развивают коммуникабельность, умения работать в команде, сотрудничать; - формируют умения самостоятельной работы с математическим текстом; - способствуют развитию умения действовать по алгоритму;
- приобретают навыки проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы
Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физической культуры
Поиск новых стратегий в преподавании теоретической части физической культуры....
Использование методов учебного проекта в моей работе.
Данный материал содержит презентацию к моему выступлению на семинаре по теме " Использование методов учебного проекта в моей работе"....
« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка»
Данная статья предназначена для учителей, которые используют на своих уроках метод проектной деятельности...
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя музыки
Метод учебного проекта на уроках музыки...
Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка.
Одной из технологий, которую я использую на уроках, является метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение. Технология проектов разнообразна. Проекты могут быть объёмными и длитель...