Использование метода учебного проекта в практике работы учителя математики
статья по математике

Метод проектов — это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Обычно определяют миссию проекта, так называемое, художественное перевоплощение цели проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_markova.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Маркова Марина Юрьевна,

учитель математики

ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Кировского района Санкт-Петербурга

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя математики

Метод проектов — это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Обычно определяют миссию проекта, так называемое, художественное перевоплощение цели проекта.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Основными требованиями в процессе проектной деятельности в работе над математическим проектом являются:

1. Направленность на разрешение конкретной, часто социально значимой проблемы (информационной, исследовательской, практической).

2. Планирование действий по разрешению проблемы (определение вида продукта и формы его презентации, проведение конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных).  

3. Обязательное условие – это наличие исследовательской работы в каждом проекте (поиск и обработка информации, представление ее участниками проектной группы).  

4. Результативность работы в виде конечного продукта.  

5. Представление результата (продукта) с обоснованием (осуществление презентации продукта и защиты самого проекта).  

6. Итогом работы является портфолио (наличие всех рабочих материалов, то тесть недельные планы, черновики, различные отчеты).

При осуществлении проектной деятельности выделяют четыре этапа:

1. Погружение в проект. Подразумевает коллективное обсуждение, учащиеся обмениваются мнениями, согласовывают свои интересы, выдвигают первичную идею и разрешают проблемные вопросы. Затем предлагают темы проектов и утверждают одну из них.

2. Организация деятельности. На этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, получают и анализируют информацию. Участники проекта договариваются о распределении работы и формах контроля работы над проектом.

3. Осуществление деятельности. На данном этапе участниками ведется основная работа над проектом. Они структурируют полученную информацию, интегрируют полученные знания, умения и навыки, начинают осмысливать полученные проекты и способы достижения результата. В заключении этапа обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом.

4. Презентация. Участниками представляются результаты и выводы проекта, описываются приемы, при помощи которых они были получены и проанализированы, демонстрируются приобретенные знания и умения. Так же учащиеся рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы над проектом.

Учитель должен быть руководителем проекта, обладающим высоким уровнем культуры и творческими способностями, которому предстоит стать генератором развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. Для создания таких условий учителю необходимо «прожить» разные роли в реализации проекта:

- роль энтузиаста (вдохновляет и мотивирует учащихся на достижение цели);

- роль специалиста (обладает знаниями и умениями в разных областях);

- роль консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, другим специалистам);

- роль руководителя (особенно помогает в вопросах планирования времени); - роль человека, который задает вопросы (задает косвенные, наводящие вопросы, которые помогают обнаружить ошибки и т. п.);

- роль координатора группового процесса; - роль эксперта (анализирует результаты выполненного проекта).

Приведу пример математического проекта на тему «Вписанные и описанные окружности» для учащихся основной школы в курсе геометрии.

Тема проекта: точка Торричелли.

Тип проекта: монопредметный. Групповой проект.

Защита проекта осуществляется на уроке.

Проектное задание: точка Торричелли — это точка в плоскости треугольника, сумма расстояний от которой до вершин треугольника имеет наименьшее значение.

Вопрос о нахождении такой точки имеет давнюю историю. Им интересовались крупнейшие ученые эпохи Возрождения - Вивиани, Кавальери, Торричелли и др. Задача Торричелли об отыскании точки, сумма расстояний от которой до трех данных точек минимальна, имеет большое применение в решении различных технико-экономических задачах. Например, рассмотрим следующую задачу: в местах А1, А2, А3 добывается некоторые материалы, потребляемые на центральной станции А. Вопрос задачи, заключается в том, нужно построить пункт А так, чтобы стоимость доставки грузов из А1, А2, А3 в пункт А была наименьшей. От сюда следует, что А - точка Торричелли для треугольника А1, А2, А3.

Методические рекомендации: данное проектное задание рекомендуется для учащихся 8-х классов. После изучения материала по теме «Окружность». Для организации проектной деятельности учителю необходимо разделить учащихся на три группы по 5 - 7 человек. Каждой группе предложить специальное задание, напечатанное на карточке. Первая группа занимается поиском информации, учащиеся знакомятся с биографией Эванджелиста Торричелли, изучают его научные достижения в разных областях. Вторая группа работает над построением и доказательством точки Торричелли. Третья группа работает с чертежами, выполняя построение с помощью циркуля и линейки. Каждая группа, после выполнения индивидуальных заданий на карточке, демонстрируют результат о проделанной работе.

В результате выполнения проектного задания учащиеся:

- знакомятся с биографией итальянского математика и физика - Эванджелиста Торричелли;

- развивают коммуникабельность, умения работать в команде, сотрудничать; - формируют умения самостоятельной работы с математическим текстом; - способствуют развитию умения действовать по алгоритму;

- приобретают навыки проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физической культуры

Поиск новых стратегий в преподавании теоретической части физической культуры....

Использование методов учебного проекта в моей работе.

Данный материал содержит презентацию к моему выступлению на семинаре по теме " Использование методов учебного проекта в моей работе"....

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка»

Данная статья предназначена для учителей, которые используют на своих уроках метод проектной деятельности...

Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка.

Одной из технологий, которую я использую на уроках, является метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение. Технология проектов разнообразна. Проекты могут быть объёмными и длитель...