происхождение нот и нотной грамоты
занимательные факты по музыке

Жевлаков Виктор Михайлович

Материал для педагогов музыкальных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozhdenie_not_i_notnoy_gramoty.docx43.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  • Некогда, на рубеже X-XI веков жил бенедиктинский монах по имени Гвидо Аретинский. В монастыре небольшого итальянского городка Ареццо, он обучал церковным песнопениям певчих своего хора. В те времена еще не было системы записи музыкальных знаний, из-за чего занятие его было очень трудоемким и кропотливым – ведь обучать каждого ученика приходилось по отдельности. К тому же, псалмов в католической мессе великое множество, поэтому неудивительно, что на доскональное изучение всех песнопений только одному певчему требовалось почти 10 лет   
    Чтобы облегчить и ускорить этот процесс, монах Гвидо и придумал записывать на четырех линиях нотного стана музыкальные звуки специальными знаками. А так как на латинский язык, язык католических месс, слово «знак» переводится как «нота», он и назвал музыкальные знаки – нотами.
  • Для того же, чтобы дать имя каждой из 7 нот, Гвидо Аретинский взял гимн Святому Иоанну и использовал первые слоги каждой строчки:
    UT queant laxis (чтобы слуги твои)

    REsonare fibris (голосами своими)

    MIra gestorum (смогли воспеть)

    FAmuli tuorum, (чудные деяния твои)

    SOLve polluti (очисти грех)

    LAbii reatum, (с наших опороченных уст)

    Sancte Ioannes. (Святой Иоанн)

    Выбор именно этого гимна не случаен, так как каждая последующая строчка поется на тон выше предыдущей.

  • Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года. Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

10633503_original

  • НОТНУЮ ГРАМОТУ ПРИДУМАЛ МОНАХ, ГВИДО АРЕТИНСКИЙ, А НОТУ "ДО" ВЗЯЛИ ИЗ ЛАТИНСКОГО СЛОВА DOMINUS, Т.Е. ГОСПОДЬ.

                        Название нот

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы нотной грамоты

В этом разделе размещены пособия, в которых отражена информация для того, чтобы начинающий музыкант овладел основами нотной грамоты....

"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )

Мультимедийное  пособие  по  теме «Нотная  грамота»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовател...

"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )

Мультимедийное  пособие  по  теме «Нотная  грамота»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовател...

Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности

В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы р...

Происхождение нот и нотной грамоты

Интересный материал для педагогов музыкальных школ...