Методическая разработка урока музыки в 3 классе "Люблю я грусть твоих просторов..."
методическая разработка по музыке

Бугорникова Татьяна Евгеньевна

Урок в 3 классе  посвящен творчеству русского композитора Г.В.Свиридова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_3_klasse.doc274.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока  музыки

3 класс

«Люблю я грусть твоих просторов…»

Выполнила

учитель музыки

МБОУ «Школа №64»

Бугорникова Т.Е.

Методическая разработка урока в 3 классе

Программа «Музыка»  авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Тема урока  «Люблю я грусть твоих просторов…»

Цель урока: Знакомство с произведениями разных жанров о природе, Родине, нахождения связи разных видов искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжение знакомства с музыкой Г.В.Свиридова
  • Знакомство со стихами  русских поэтов И.Бунина, Б.Пастернака, И.Северянина.
  • Формирование понимания русской природы музыки Г.В.Свиридова.
  • Формирование  представления о лирических образах  в музыке, литературе и живописи.
  • Формирование представления о средствах  музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • Развитие представления о широких связях музыки, литературы и живописи.
  • Развитие  познавательной  активности  в процессе сравнивания музыкальных произведений, стихов  и картин художников.
  • Развитие ассоциативно-образного мышления.
  • Развитие творческих способностей детей методом мелодической импровизации.
  • Развитие художественного вкуса.

Воспитательные:

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Воспитание любви к русской природе, Родине.
  • Приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям.
  • Воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков.

Тип урока – комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование любви к родному краю, чувства сопричастности к русской природе.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости.
  • Приобщение к нравственным и духовным ценностям.
  • Формирование художественного вкуса.
  • Развитие умения анализировать в ходе рассуждения  о музыке.

Метапредметные:

  • Развитие представления о широких связях музыки, литературы.
  • Развитие  познавательной  активности  в процессе сравнивания музыкальных произведений, стихов  и картин художников.
  • Формирование  интереса к произведениям русских классиков.
  • Понимание общности образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Предметные: 

  • Умение воспринимать музыку и определять ее настроение.
  • Сопоставление музыкальных произведений, нахождение общих и различных черт.
  • Представление о средствах  музыкальной выразительности как способе передачи замысла композитора.
  • Умение следить за мелодией по нотной записи.
  • Развитие умения выражать настроение стихотворения через собственную мелодическую импровизацию.

Оборудование и ЭОР:

  • Фортепиано
  • Компьютер
  • Мультимедийная установка
  • Экран
  • Музыкальный центр
  • Учебник «Музыка» 3 класс. Авторы Е.Д.Критская Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
  • Портреты Г.В.Свиридова, Б.Пастернака, И.Северянина,
  • Видео чтения стихотворения  Б.Пастернака «Снег идет»

Музыкальный материал  

Слушание:

  1. Г.В.Свиридов «Весна», «Осень»  из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».
  2. муз. Г.В.Свиридова,  сл. Б.Пастернака «Снег идет» из Маленькой кантаты (1 часть)

Пение: 

  1. муз. Г.В.Свиридова, сл. И.Северянина «Запевка»
  2. мелодические импровизации на строки из стихотворения Б.Пастернака «Снег идет»

Литературный материал:

  1. Стихотворение И.Бунина «Октябрьский рассвет»
  2. Стихотворение Б. Пастернака «Снег идет»
  3. Стихотворение И. Северянина «Запевка»

Изобразительный материал:

Картины:

  1. А.Шильдер Овраг
  2. С.Жуковский Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода)
  3. И.Левитан Золотая осень

Ход урока

Учитель читает стихотворение И.Бунина

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада...
Медленно рдеет заря.

О чем эти стихи? Какое настроение они передают? Посмотрите изображение трёх картин разных художников, какая из них подходит под настроение этого стихотворения? (ответы детей)

 Послушайте, пожалуйста,  фрагмент произведения, созвучен он этим стихам и картине? (Слушание «Осени» Свиридова. Ответы детей, постараться вспомнить название уже знакомой музыки)

Тема нашего урока - «Люблю я грусть твоих просторов…», на котором мы вновь встретимся с музыкой Георгия Васильевича Свиридова (портрет). Его музыка удивляет своей поэтичностью, скромной и глубокой красотой. Чистая и прозрачная, она волнует слушателей своей выразительностью, интонациями русской песенности.

Давайте вспомним еще одно знакомое произведение Георгия Васильевича («Весна» - слушание).

Дети называют пьесу, с помощью учителя  вспоминают об общих чертах и отличии двух миниатюр «Весна» и «Осень», о средствах музыкальной выразительности.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Свиридова, но сначала мне бы хотелось прочитать стихотворение, на которое оно написано. Его автор- русский поэт Игорь Северянин (портрет)

О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Вы обратили внимание, какое слово часто повторяется? Именно любовью к Родине, России пронизано это стихотворение. И Свиридов в своей музыке тоже постарался передать это чувство.

Учитель с детьми обращается к нотной записи, разучивают мелодию, определяют характер музыки, близость русской народной песенности.

На следующем уроке мы вернемся к этому произведению, послушаем его  целиком. А сейчас еще одно стихотворение, но уже другого поэта- Бориса Пастернака (портрет).

Слушание видеозаписи стихотворения «Снег идёт», читает Анна Жуковская.

Учитель предлагает творческое задание ученикам: спеть мелодическую импровизацию на стихи Пастернака (фрагмент стихотворения раздается детям). После этого-слушание музыки Свиридова, сравнение с мелодиями, «сочинёнными» детьми.

  • Как звучит музыка Свиридова?
  • Кто исполняет музыку?
  • Какое настроение создается после прослушивания?
  • Что меняется в звучании оркестра и хора с развитием стиха от куплета к куплету?
  • Как вы думаете, только ли о зимней природе идёт речь в стихах и музыке, или здесь заложен более глубокий, философский  смысл?

(Ответы детей)

Музыка завораживает, повторение основной  интонации на одном звуке у разных голосов придаёт прозрачность, таинственность звучанию. Равномерное звучание - как отсчет Времени, которое, как и снегопад, невозможно остановить…

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Повторное слушание.

Итог урока:

  • Стихи каких поэтов вы сегодня услышали?
  • Хотели бы познакомиться с  другими стихами этих поэтов?
  • Музыку  какого композитора мы сегодня слушали?
  • Понравилась вам эта музыка? Чем?

Свиридов однажды сказал:  «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьёзных ». Мы с вами сегодня тоже попытались немного прикоснуться к этим вещам, понять музыку этого великого композитора.

Учитель оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся. Выставление отметок.

Используемая литература

  1. Программа «Музыка 1-4 классы» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  М.: Просвещение, 2017

  1. Учебник «Музыка» 3 класс. Г Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  М.: Просвещение, 2016

  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы  М.: Просвещение, 2002

  1. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. Биробиджан, 2004.

  1. Затямина Т.А. «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие  М., Изд-во «Глобус», 2008г.

  1. Золина Л. Урок музыки с применением информационных технологий 1-8 классы (методическое пособие) М.: Глобус, 2002

  1. Разумовская О.К. Русские композиторы. М.: Айрис-пресс,2007
  2. Belkanto.ru (о Свиридове)
  3. otr-online.ru (Борис Пастернак. Снег идет. Читает Анна Жуковская)
  4. liveinternet.ru Пастернак и Свиридов. «Снег идет»
  5. https://rustih.ru/ Стихи русских поэтов
  6. https://yandex.ru/ Картины русских художников

Приложение

Дидактический материал

       Мелодическая импровизация (играем в композитора)

Пропой свою мелодию на стихи поэта Бориса Пастернака

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт…


        Георгий Васильевич Свиридов

                                

        Игорь Северянин                                        Борис Пастернак

И.Левитан Золотая осень

С.Жуковский  Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода)

А.Шильдер Овраг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...