Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).
план-конспект урока по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: "Певцы родной природы (Э. Григ, П.И. Чайковский)"
Цель: познакомить воспитанников с музыкальными произведениями Э.Грига и П.И. Чайковского, сделать вывод о том, что объединяет этих двух композиторов.
Задачи:
1.Обучающие
- формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами.
-формировать умение подбирать яркие эпитеты – прилагательные;
2.Воспитательные
-воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
-развивать эстетические чувства от слушания красивой музыки.
3.Развивающие
-развивать внимание, память, развивать творческое воображение, логическое мышление;
-развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, описывать и строить предложения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи произведений, иллюстрации.
- Организационный момент.
Музыкальное приветствие
- Повторение и закрепление пройденного материала.
- Сегодня мы начинаем урок с прослушивания музыки.
- Ребята, кто узнал это произведение?
Ответы учащихся
- Верно. Это произведение С.С. Прокофьева «Шествие солнца», о котором мы говорили на прошлом уроке.
3. Определение темы урока и постановка цели.
- Сегодня мы с вами поговорим о музыкальной речи.
- Как вы думаете, ребята, возможно ли на музыкальном языке можно рассказать о природе? Кто обычно воспевает природу?
Ответы учащихся
- Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Певцы родной природы».
- Сегодня мы с вами поговорим двух композиторах. Это Эдвард Григ и Петр Чайковский.
4.Актуализация знаний
Слушание "Утро" Э. Грига
- Ребята, какая музыка сейчас прозвучала?
-Как вы думаете, какую картину природы рисует данная музыка?
Ответы учащихся
Музыка рисует картины утренней зари.
Ее автор Э. Григ. Давайте вспомним из какой сюиты это произведение и что такое сюита?
Ответы учащихся
Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много радости, тепла, нежности. В ней живёт его Родина, Норвегия, с её замечательной природой и людьми. Ведь появилась эта музыка среди суровой норвежской природы и она неотделима от скалистого берегового пейзажа, зелени леса и горных лугов.
Вот что говорил о себе композитор: «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины».
В своем произведении «Утро», композитор выражает любовь к родине, воспевает природу родных краев.
Музыку Эдварда Грига любил русский композитор П. И. Чайковский, ведь его музыка была также наполнена любовью к родным краям.
«Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца» говорил Петр Ильич
Как вы думаете, почему Чайковский так выразился о Эдварде Григе?
Ответы учащихся
Эдвард Григ пронизывал свои произведения чувствами и гордостью за родные края, а русскому человеку знакомы те самые чувства и гордость.
Норвежский композитор Эдвард Григ и русский композитор П.И. Чайковский сочиняли свои произведения на одном языке – музыкальном. Но их музыкальная речь отличается, она имеет свои особенности, как уникальный почерк каждого человека.
П.И. Чайковский, как и Григ, был сильно влюблен в свою Родину.
«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи… Я проникся неизъяснимой красотой…русской народной музыки…» говорил о себе Чайковский.
Как вы поняли слова композитора?
Ответы учащихся
Чайковский очень любил русскую душу и русского человека, он чтит традиции и обычаи. На его творчество композитора сильно повлияла русская народная музыка. Ее отражение мы можем услышать во многих произведениях.
Сейчас мы прослушаем произведение из цикла Времена года «Октябрь».
Представьте себя дирижерами, ребята! А чтобы лучше прочувствовать произведение Чайковского, мы с вами попробуем его продирижировать. Подумайте, какие у вас будут жесты будут более подходящими: плавные или резкие? Прислушайтесь, какие инструменты исполняют это произведение.
Как вы думаете, что же общего в музыке этих композиторов?
Ответы учащихся
Они жили в разных странах и каждый писал о природе своей родины.
Эти композиторы были знакомы и даже дружили. Они познакомились на творческом вечере в доме скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге в Германии. И на протяжении почти двух месяцев они общались, давали концерты, слушали друг друга и обменивались опытом. Но к сожалению, после этих гастролей они больше так и не увиделись, хотя оба питали надежду на встречу.
«Вот мастер, который мне по душе!» говорил Григ о П.И. Чайковском
5. Физкультминутка
(дети стоя, выполняют движения руками) Это – правая рука, (поднимают руку вверх) Это – левая рука, (поднимают руку вверх) Справа – шумная дубрава, (правая рука в сторону) Слева – быстрая река. (левая рука в сторону) Обернулись мы, и вот - Стало всё наоборот: (повернуться на 180) Слева шумная дубрава, (рука в сторону) Справа быстрая река (рука в сторону) Неужели стала правой (рука вверх) Моя левая рука? (рука вверх) (руки опустить)
6 . Вокально-хоровая работа
Попевка-скороговорка «Веники-помелики»
А сейчас мы споем песню, которую мы начали учить на прошлом уроке. Кто запомнил ее название и авторов?
Ответы учащихся
7. Рефлексия
Итак, давайте сделаем вывод: Композиторы, жившие в разное или в одно время и в разных странах мира, вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её, также как все мы изучаем свой родной язык. Тот, кто знаком с народной музыкой, никогда не ошибается, определяя её национальность. Вот почему музыка Э. Грига узнаётся как норвежская, П.И. Чайковского как русская
Итог урока:
Ребята, о каких композиторах мы сегодня поговорили?
С какими произведениями этих композиторов мы сегодня познакомились?
Сделаем вывод, что же объединяет двух композиторов?
9. Музыкальное прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе «Певцы родной земли Симбирской»
Внеклассная работа по предмету - неотъемлимая часть учебно-воспитательной работы и подчинена общим целям образования и воспитания. К 70-летнему юбиленю Ульяновской области и 365-летию Симбирска-Ульяно...
Внеклассное мероприятие по литературе «Певцы родной земли Симбирской» презентация
Презентация к внеклассному мероприятию по литературе "Певцы родной земли Симбирской"...
Певцы родной природы
Внеклассное мероприятие-праздник с участием родителей...
Певцы родной природы.
Певцы родной природы....
Певцы родной природы.
Певцы родной природы...
ИМУ Интерактивный маршрут урока "Певцы родной природы" 3 класс
Данная разработка представляет из себя карту-план урока, который целесообразно применять при дистанционном взаимодействии ученика и учителя. Материал разработан в рамках авторской программы Музыка Г.С...