Внеклассное мероприятие в 6 классе. Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
план-конспект занятия по музыке (6 класс)
Внеклассное мероприятие в 6 классе.
Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в 6 классе.
Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Цель:
Показать интеграцию музыки и литературы на примере музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»
Задачи:
- Развивать критическое мышление у учащихся при помощи технологии развития критического мышления посредством чтения и письма
- Учить анализировать текст художественного произведения с музыкальной точки зрения
- Обогащать словарный запас учащихся.
Ход мероприятия.
Учащиеся входят в класс под звуки ветра, затемнен свет, мерцают огоньки, горят свечи, на экране изображена метель.
У: Совсем не страшно – на свирели,
На лире, лезвии ножа,
Пока и в мае, и в апреле,
Листами нотными шурша,
Кружат Свиридова метели,
Поет Гаврилина душа…
Звучит «Вальс» Г.В.Свиридова, под звуки вальса кружится танцевальная пара.
У: На уроках музыки мы уже знакомились с вальсом - символом романтической любви. А на уроках литературы вы, наверняка, слышали о том, что вальс тесно связан с офицерством и армией: не было на Руси более пылких влюбленных, лихих игроков и танцоров, чем гвардейские офицеры.
Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями, и приглашаю вас окунуться в волшебный мир музыки выдающегося композитора нашей эпохи – Г.В.Свиридова.
Назовите одним словом то, что вы наблюдаете на экране.
Д: Метель.
У: Из произведений Свиридова более всего известны музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». Это повесть об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу нам поможет решить музыка.
ВЫЗОВ.
У: Перед вами перепутанная логическая цепочка. Соедините слова между собой в такой последовательности, чтобы получился связный текст. Найдите связь между словами и предположите развитие событий.
Слова: метель, Бурмин, Владимир, любовь, встреча, Марья Гавриловна, венчание, увлечение, гибель, родители.
(работа в группах, слушание творческих работ)
СОДЕРЖАНИЕ.
У: А как же все начиналось? Узнать и разобраться в сюжете повести нам помогут 6 шляп мышления.
(работа в группах с текстами, презентация творческих работ)
У: Итак, Маша и Владимир отправляются в церковь, чтобы обвенчаться…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка Г.Свиридова «Тройка».
(слушание музыки, обсуждение)
Вопросы для обсуждения:
- Какая музыка по характеру?
- Какое настроение передает музыка?
- Что изображает?
- Сколько образов передается в музыке?
- Состоялось ли венчание Владимира и Маши?
- Почему метель решила вмешаться в судьбу героев?
Вывод
Вначале – образ поля, русского поля, бескрайняя снежная равнина, она ассоциируется с образом Марьи Гавриловны – доброй, сердечной русской натуры.
В музыке мы видим образ двух троек лошадей, которые ехали в Жадрино. Однако за образом торопливо мчащейся тройки скрывается душевное состояние человека. Метель имеет философское значение, она воспринимается как рок, который разъединяет две судьбы. Метель, пурга не дает влюбленным соединиться. Она завьюжила и разбросала влюбленных в разные стороны.
У: Обратимся к образу главной героини повести – Марье Гавриловне. Раскрыть ее образ, понять чувства, увидеть ее мечты поможет нам «Романс» Г.Свиридова. Слушая музыку, подумайте, какими прилагательными можно описать ее характер?
(слушание музыки, обсуждение)
Вывод
Романс – мечты Марии, ожидания, печаль, тоска, одиночество. Струнные инструменты – скрипки как бы захлебываются в своих мыслях и переживаниях. Необычайно выразителен музыкальный язык, тонко передающий ищущую, мечущуюся натуру Марьи Гавриловны.
У: Предположите, как события развивались дальше, с той минуты, когда героев развела метель?
(предположения учащихся)
У: Метель властно распоряжается судьбами героев. Владимира она заставила заблудиться и опоздать на собственное венчание, а лихого гусара Бурмина, казалось, кто-то толкал поехать в самую бурю, ворваться в церковь и обвенчаться с чужой невестой. Марья Гавриловна от долгого ожидания была в обморочном состоянии и, после венчания обратив свой взор к Бурмину, вскрикнула: «Ай, не он! Не он!» и упала без памяти. Бурмин же, осознав всю важность содеянного, которое он принимал за шутливую игру, бросился в кибитку и умчался. Пройдя через войну, где погиб Владимир, раненый гусарский полковник Бурмин предстает перед Марьей Гавриловной совсем другим человеком и влюбляется в нее. Легкомысленный гусар оказывается способным на глубокое чувство и верность клятве, данной во время венчания.
Как вы думаете, почему метель развела Владимира и Машу, а судьба соединила Марью Гавриловну и Бурмина?
(высказывания учащихся)
У: Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю, подарила им счастье.
РЕФЛЕКСИЯ.
У: А сейчас предлагаю вернуться к вашим рассказам. Кто оказался ближе всех к истине? Составьте в группах синквейн, который будет начинаться со слова метель.
(работа в группах, слушание творческих работ)
У: В произведении А.С.Пушкина «Метель» героями повести движет любовь, это великое волшебное чувство, ради которого мы идем на все. Композитору Г.В.Свиридову удалось в полной мере отразить это чувство в своей музыке.
И завершить нашу с вами встречу я хочу песней о любви, которую мы с вами вместе исполним.
(исполнение песни «Твоя любовь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель"
Эта работа посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова....
Презентация к урокам по музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"
Музыкальный взгляд нашего современника на события, описываемые А.С. Пушкиным в повести "Метель"...
Внеклассное мероприятие-Мастер класс. Тема:Весенний букет своими руками.
Внеклассное мероприятие для 6 классов. Выполнение работы на предложенную тему весенний букет из бумаги и работе в различных техниках; интерес к искусству и природе; решение художественных задая.Способ...
Внеклассное мероприятие. 7 класс. Тема: Михизеева поляна.
Цель: Воспитание патриотических чувств, уважение к прошлому нашей малой Родины, к старшему поколению....
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...
Урок литературы в 6 «А» классе (2 часа). " Вдруг метелица кругом…" (по повести А.С. Пушкина «Метель»).
Формирование умения видеть мифологические корни авторского эпического повествования, взаимоотношение человека и природы как основы художественной культуры. Дать понятие о языческих образах. Развивать ...
Урок в 6 классе Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель"
Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 году. Одно из с...