Модифицированная программа "Элементарное музицирование" по методики Карла Орфа
методическая разработка по музыке

Новокрещенных Наталья Петровна

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте  и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_programma_elementarnoe_muzitsirovanie.docx34.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад «Огонёк»

Программа по дополнительному образованию

«Элементарное музицирование»

По методике Карла Орфа.

( из опыта работы музыкального руководителя Новокрещенных Н.П.)

2019-2020

Пояснительная записка

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте  и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.  Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников,  способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает  яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.

Задачи:

  1. Создание положительного эмоционального климата на занятиях.
  2. Развивать творчество.
  3. Побуждать к активным самостоятельным действиям.
  4. Знакомить с оркестровым звучанием.

Отличительные особенности программы. 

Основой для данной программы являются программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа, «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Особенности возрастной группы детей.

Занятия проводятся в сформированных группах (по 10 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия  30 минут. Возраст дошкольников 5 – 6 лет ( подготовительная группа).

Режим занятий.

 Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на шумовых инструментах, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

 Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

— формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

— развитию общих и музыкальных способностей.

— развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

__ воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
  • овладеть приемами игры на музыкальных инструментах;
  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;
  • понимать дирижерский жест руководителя.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для  родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на конкурсах и фестивалях.

Этапы работы

1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.

2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.

Учебно — методическое обеспечение программы:

  • детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки, стаканчики, тарелочки, бумага, музыкальные коробочки.
  • звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
  • фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки,
  • наглядные пособия.

Учебно - тематический план

Наименование тем

Наименование разделов

Пальчиковые игры.

Ритмические игры.

Пальчиково – речевой театр.

Звучащие жесты.

Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки)

Самоаккомпанемент.

Речевое музицирование.

Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.

Вокализация ритма.

Музыкально – дидактические игры.

Игры с игрушками.

Игры с картинками.

Игры с предметами.

1.Музыкально – ритмические игры и упражнения.

1.Стихи с движением.

2.Вокально – двигательные разминки.

3.Движение и активное слушание.

2.Игра в оркестре, ансамбле.

1.Ритм в музыкальных произведениях.

2. Игра дуэтом, трио, каноном и т.д.

3. Игра в оркестре, с использованием одинаковых и разных музыкальных инструментов.

Содержание программы

Подготовительная  группа

Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Короткая по объему и несложная по содержанию потешка. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты.

«Сорока – сорока» р.н.п.

Звучащие жесты

Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д.

Игры с именами

Речевое музицирование

Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Хлопаем в такт

«Сенокос»

Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучащей музыки.

Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки.

Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега регулируется темпом музыки.

Ходьба с остановками

Бег с остановками

Игра в оркестре, ансамбле.

Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным ускорением темпа.

Сиртаки М.Теодоракис

Октябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Развиваем мелкую моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола.

»Дождик»

Звучащие жесты

Разучить песню. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.

«Слово на ладошках» Е.Попляновой

Речевое музицирование

Чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.
Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

«Помидоры» «Яблонька»

Т. Ермолова

Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Развивать у детей представление о ритме.
Методика применения: педагог исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм., при повторном исполнении предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок песни.

Ритмические кубики

Музыкальный материал: песенки –попевки «Сорока» , «Андрей-воробей».

Игра в оркестре, ансамбле.

Разучиваем песню. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом)

«Весёлый оркестр» Т.Сафонова

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами.

«Сорока-сорока» «Прятки» р.н.п.

Звучащие жесты

Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком.

Игра «Здравствуйте»

Речевое музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Хлопаем в такт

«Ай, ду-ду» р.н.п.

Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл.

Чередование бега и остановок

Игра в оркестре, ансамбле.

Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

«Весёлый оркестр» Т.Сафоновой

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Повторение игр. Изменить задание. Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста.

«Дождик» «Прятки»

Звучащие жесты

Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого.

«Тихие и громкие ладошки»

Речевое музицирование

Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

«Сенокос» «Волк»

Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Ребенок смотрит на ритмическую
карточку и хлопками, на металлофоне или
шумовых инструментах воспроизводит
ритмический рисунок.

Игра «Сыграй-ка»

Игра в оркестре, ансамбле.

Знакомимся с произведением. Пытаемся ритмически передать игру всех героев.

«Песня друзей из м/м «Бременские музыканты» Г.Гладкова

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Повторение игр. Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое.

«Прятки» «Очки»

Звучащие жесты

Игра –команда. Использование приёмов, развивающих внимание, реакцию.

«Прыг, скок по ладошке»

Речевое музицирование

Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого.

«Ай, ду-ду» «Ты - мороз»

Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Совершенствование чувства метроритма у детей.

Педагог говорит о том, что сегодня дети выступят в роли кукольных барабанщиков. А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета.

«Палочки весёлые»

Мелодия русской народной песни «Куры, гуси да индюшки», ритмически адаптированная к данному тексту. Слова попевки – М.А. Давыдовой.

Игра в оркестре, ансамбле.

Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма.

Сиртаки М.Теодоракиса

«Песня друзей» Г.Гладкова

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их.

Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены.

«Очки» «Сорока – сорока»

Звучащие жесты

Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками.

«Моё имя»

Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Как на горке снег!»

Музыкально – дидактические игры и упражнения.

Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок. Координировать слова с действиями.

«Сложи словечко»

Игра в оркестре, ансамбле.

Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко.

Сиртаки М.Теодоракиса

«Весёлый оркестр» Т.Сафоновой

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот. Вправо-пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев.

«Дождик» «Кисточка»

Звучащие жесты

Импровизационное отхлопывание ритма польки.

1 часть Полька М.Глинки

Речевое музицирование

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Тили – бом»

Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Знакомство с новыми движениям рук – «фонариками» в сочетании с легкими подскоками.

«Цынцы – брынцы – бубенцы»

Русская народная песня «Куры, гуси да индюшки». Слова попевки – М.А. Давыдовой.

Игра в оркестре, ансамбле.

Отрабатывает игру с паузами.

«Весёлые палочки» И.Туманян

Апрель

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка.

«Прятки» «Кисточка»

Звучащие жесты

Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, ладошками, шлепками и т.д.

«Молоточки» М.Андреевой

Речевое музицирование

Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

«Ай, ду – ду» «Тили бом»

Музыкально –дидактические игры и упражнения.

Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков.

Ритмические кубики

«Сложи словечко»

Игра в оркестре, ансамбле.

Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание.

«Песенка друзей» Г.Гладков

«Весёлые палочки»

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.

Плавно двигать кисть руки влево, вправо.

«Качаем лодочку»

Звучащие жесты

Тактирование слов «звучащими жестами»

Прыг - скок

Речевое музицирование

Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

«Волк» «Тук – тук»

Музыкально – ритмические игры и упражнения.

Движения выполняются в соответствии со звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку - движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением.

«Мама отдыхает»

Игра в оркестре, ансамбле.

Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна.

«Звонкие бубны» И.Туманян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа.

Практическая консультация по музыке для родителей 1 класса общеобразовательной школы....

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

В процессе музыкального образования детей младшего школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способн...

Инструментарий Карла Орфа

Игра на детских музыкальных инструментах опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческо...

План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе. Тема : «Космическое путешествие»

План - конспект интегрированной непоспедственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе.Тема : " Космическое путешествие"...

Конспект музыкального занятия с применением методики элементарного музицирования Карла Орфа

КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие...

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа")

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа") направлена наформирование и развитие навыков колл...

Презентация "Элементарное музицирование по методике Карла Орфа"

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал...