Модифицированная программа "Элементарное музицирование" по методики Карла Орфа
методическая разработка по музыке
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_programma_elementarnoe_muzitsirovanie.docx | 34.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад «Огонёк»
Программа по дополнительному образованию
«Элементарное музицирование»
По методике Карла Орфа.
( из опыта работы музыкального руководителя Новокрещенных Н.П.)
2019-2020
Пояснительная записка
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального климата на занятиях.
- Развивать творчество.
- Побуждать к активным самостоятельным действиям.
- Знакомить с оркестровым звучанием.
Отличительные особенности программы.
Основой для данной программы являются программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа, «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Особенности возрастной группы детей.
Занятия проводятся в сформированных группах (по 10 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Возраст дошкольников 5 – 6 лет ( подготовительная группа).
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут.
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на шумовых инструментах, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
— формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
— развитию общих и музыкальных способностей.
— развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
__ воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах;
- овладеть навыками ансамблевого исполнения;
- понимать дирижерский жест руководителя.
Формы подведения итогов:
Открытые занятия для родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на конкурсах и фестивалях.
Этапы работы
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
Учебно — методическое обеспечение программы:
- детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки, стаканчики, тарелочки, бумага, музыкальные коробочки.
- звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
- фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки,
- наглядные пособия.
Учебно - тематический план
Наименование тем | Наименование разделов |
Пальчиковые игры. | Ритмические игры. Пальчиково – речевой театр. |
Звучащие жесты. | Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки) Самоаккомпанемент. |
Речевое музицирование. | Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Вокализация ритма. |
Музыкально – дидактические игры. | Игры с игрушками. Игры с картинками. Игры с предметами. |
1.Музыкально – ритмические игры и упражнения. | 1.Стихи с движением. 2.Вокально – двигательные разминки. 3.Движение и активное слушание. |
2.Игра в оркестре, ансамбле. | 1.Ритм в музыкальных произведениях. 2. Игра дуэтом, трио, каноном и т.д. 3. Игра в оркестре, с использованием одинаковых и разных музыкальных инструментов. |
Содержание программы
Подготовительная группа
Сентябрь
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Короткая по объему и несложная по содержанию потешка. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. | «Сорока – сорока» р.н.п. |
Звучащие жесты | Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем и т.д. | Игры с именами |
Речевое музицирование | Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства. | Хлопаем в такт «Сенокос» |
Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучащей музыки. Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки. Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега регулируется темпом музыки. | Ходьба с остановками Бег с остановками |
Игра в оркестре, ансамбле. | Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным ускорением темпа. | Сиртаки М.Теодоракис |
Октябрь
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Развиваем мелкую моторику. Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола. | »Дождик» |
Звучащие жесты | Разучить песню. Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов. | «Слово на ладошках» Е.Попляновой |
Речевое музицирование | Чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов. | «Помидоры» «Яблонька» Т. Ермолова |
Музыкально – дидактические игры и упражнения. | Развивать у детей представление о ритме. | Ритмические кубики Музыкальный материал: песенки –попевки «Сорока» , «Андрей-воробей». |
Игра в оркестре, ансамбле. | Разучиваем песню. Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом) | «Весёлый оркестр» Т.Сафонова |
Ноябрь
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь мелодию со словами. | «Сорока-сорока» «Прятки» р.н.п. |
Звучащие жесты | Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком. | Игра «Здравствуйте» |
Речевое музицирование | Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова. | Хлопаем в такт «Ай, ду-ду» р.н.п. |
Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл. | Чередование бега и остановок |
Игра в оркестре, ансамбле. | Повторяем и отрабатываем телесное ощущение ритма. | Сиртаки М.Теодоракиса «Весёлый оркестр» Т.Сафоновой |
Декабрь
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Повторение игр. Изменить задание. Выполнять упражнения, проговаривая текст шёпотом и без текста. | «Дождик» «Прятки» |
Звучащие жесты | Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого. | «Тихие и громкие ладошки» |
Речевое музицирование | Читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова. | «Сенокос» «Волк» |
Музыкально – дидактические игры и упражнения. | Ребенок смотрит на ритмическую | Игра «Сыграй-ка» |
Игра в оркестре, ансамбле. | Знакомимся с произведением. Пытаемся ритмически передать игру всех героев. | «Песня друзей из м/м «Бременские музыканты» Г.Гладкова |
Январь
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Повторение игр. Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое. | «Прятки» «Очки» |
Звучащие жесты | Игра –команда. Использование приёмов, развивающих внимание, реакцию. | «Прыг, скок по ладошке» |
Речевое музицирование | Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого. | «Ай, ду-ду» «Ты - мороз» |
Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Совершенствование чувства метроритма у детей. Педагог говорит о том, что сегодня дети выступят в роли кукольных барабанщиков. А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого куплета. | «Палочки весёлые» Мелодия русской народной песни «Куры, гуси да индюшки», ритмически адаптированная к данному тексту. Слова попевки – М.А. Давыдовой. |
Игра в оркестре, ансамбле. | Используем любые шумовые и ударные инструменты, для отстукивание ритма. | Сиртаки М.Теодоракиса «Песня друзей» Г.Гладкова |
Февраль
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их. Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не напряжены. | «Очки» «Сорока – сорока» |
Звучащие жесты | Игра – приветствие. Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь хлопками. | «Моё имя» |
Речевое музицирование | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | «Как на горке снег!» |
Музыкально – дидактические игры и упражнения. | Развивать чувство ритма, дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок. Координировать слова с действиями. | «Сложи словечко» |
Игра в оркестре, ансамбле. | Пропеваем слова «про себя», а музицируем громко. | Сиртаки М.Теодоракиса «Весёлый оркестр» Т.Сафоновой |
Март
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Соединить все подушечки пальцев рук и движениями пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот. Вправо-пальцы разгибать, влево – мягко соединять подушечки пальцев. | «Дождик» «Кисточка» |
Звучащие жесты | Импровизационное отхлопывание ритма польки. | 1 часть Полька М.Глинки |
Речевое музицирование | Развивать внимание, чувство ритма, координацию. | «Тили – бом» |
Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Знакомство с новыми движениям рук – «фонариками» в сочетании с легкими подскоками. | «Цынцы – брынцы – бубенцы» Русская народная песня «Куры, гуси да индюшки». Слова попевки – М.А. Давыдовой. |
Игра в оркестре, ансамбле. | Отрабатывает игру с паузами. | «Весёлые палочки» И.Туманян |
Апрель
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка. | «Прятки» «Кисточка» |
Звучащие жесты | Стихотворные фразы отстукиваются кулачками, ладошками, шлепками и т.д. | «Молоточки» М.Андреевой |
Речевое музицирование | Развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. | «Ай, ду – ду» «Тили бом» |
Музыкально –дидактические игры и упражнения. | Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. | Ритмические кубики «Сложи словечко» |
Игра в оркестре, ансамбле. | Мини концерт. Педагог предварительно даёт всем задание. | «Песенка друзей» Г.Гладков «Весёлые палочки» |
Май
Вид деятельности | Методические рекомендации | Репертуар |
Пальчиковые игры. | Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой. Плавно двигать кисть руки влево, вправо. | «Качаем лодочку» |
Звучащие жесты | Тактирование слов «звучащими жестами» | Прыг - скок |
Речевое музицирование | Развивать умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках. | «Волк» «Тук – тук» |
Музыкально – ритмические игры и упражнения. | Движения выполняются в соответствии со звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку - движения на носках, на громкую - движения на пятках. Игра сопровождается пением. | «Мама отдыхает» |
Игра в оркестре, ансамбле. | Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна. | «Звонкие бубны» И.Туманян |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа.
Практическая консультация по музыке для родителей 1 класса общеобразовательной школы....
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа
В процессе музыкального образования детей младшего школьного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способн...
Инструментарий Карла Орфа
Игра на детских музыкальных инструментах опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческо...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе. Тема : «Космическое путешествие»
План - конспект интегрированной непоспедственной образовательной деятельности по музыке по принципам Карла Орфа в старшей группе.Тема : " Космическое путешествие"...
Конспект музыкального занятия с применением методики элементарного музицирования Карла Орфа
КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа")
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа") направлена наформирование и развитие навыков колл...
Презентация "Элементарное музицирование по методике Карла Орфа"
Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал...