Программа дополнительного образования дошкольников 5 -7 лет Хоровой кружок «До -Ми -Солька» Художественное направление
рабочая программа по музыке
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horovogo_kruzhka_do_mi_sol_ka.doc | 148.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 «Жемчужинка» муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11, тел. 2-91-92, 2-37-11
Принято: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
Протокол педагогического ___________Гордиенко С.В.
Совета № от _____2020г. Приказ № от______ 2020г
Программа
дополнительного образования
дошкольников 5 -7 лет
Хоровой кружок
«До -Ми -Солька»
Художественное направление
Сроки реализации программы
2020 – 2021 уч.гг.
Автор
Музыкальный руководитель
Шихалеева О.А.
г. Саяногорск
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………1
Цели и задачи программы………………………………………………1
Интеграция образовательных областей………………………………..2
Учебный план……………………………………………………………2
Содержание программы………………………………………………...3
Перспективный тематический план…………………………………....4
Планируемые результаты……………………………………………….6
Оценка индивидуального развития детей……………………………...6
Организация образовательного процесса……………………………....7
Список литературы………………………………………………………8
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования дошкольников в хоровом кружке
«До-ми-соль-ка» по художественному развитию (далее Программа) составлена для детей 5-7 лет.
Программа дополнительного образования разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом МО и НРФ от 29.08. 2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014);
- Уставом ДОУ.
Программа составлена с учетом положений программы дополнительного образования ДОУ (Приказ ДОУ № 269 от 01.09.2020). В качестве парциальной программы использована программа «Камертон» под редакцией Э.Костиной.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской музыкальной деятельности распределено на 28 учебных недель и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах музыкальной деятельности.
Направление деятельности: Художественное (Музыка)
Срок реализации программы - 2020 -2021 учебный год.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств музыкального развития детей. Программа кружковой работы будет дополнять программу образовательной области «Художественное развитие» «Музыка»
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры дошкольников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя.
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания дошкольников, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Цель программы:
Создание условий для формирования интереса и любви к песенному творчеству у детей дошкольного возраста.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- создавать условия для развития творческих способностей и возможности выступления на сцене;
- создавать условия для развития музыкально-певческих навыков: петь мягким звуком без напряжения, чисто интонировать мелодию, правильно брать дыхание;
- создавать условия развития мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции.
1
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки. Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в чати культуры и музыкального искусства. |
«Познавательное развитие» | Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. |
«Речевое развитие» | Воспитание звуковой культуры речи (использование артикуляционной гимнастики, скороговорок, попевок). |
«Художественно-эстетическое развитие» | Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения. Развитие сценических навыков, удовлетворение потребности детей в самовыражении. |
«Физическое развитие» | Развитие основных движений и физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально-ритмической деятельностью. Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения двигательной активности. |
Учебный план
На основании СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Гигиена детей и подростков» установлен следующий режим организации непосредственно образовательной деятельности:
Общее кол-во НОД в год | Кол-во НОД в неделю | Длительность НОД |
28 уч. недель | 1 | 25-30мин |
Продолжительность учебного года | Начало НОД -05.10.2020г Окончание НОД -30.04.2021г |
Образовательная нагрузка ребёнка в неделю | 1 НОД в неделю |
Образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности: коммуникативной, двигательной, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной
Возрастные особенности детей
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребѐнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребѐнку выражать свои эмоции и чувства близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Ребѐнок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъѐм, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребѐнок не только чувствует, но и познаѐт музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций.
2
Содержание программы дополнительного образования
Направление деятельности | Кол-во часов по занятиям | Общее кол-во часов |
Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры воспитанников кружка. | В течении года | Всего: 3часа |
Работа над дыханием, звукообразованием, тембром, динамикой, фразировкой, дикцией, учебно-тренировочным материалом и упражнениями. | В течении года | Всего: 3часа |
- работа над фразировкой; - работа над художественным образом; - работа над ансамблем; - работа над музыкальным текстом; - работа над литературным текстом. | 30 мин 30мин 1 час 30 мин 30 мин | Всего: 3часа |
- дикция; фразировка; - работа над литературным текстом; - работа над музыкальным образом; - работа над движением и эмоциональной стороной. | 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин | Всего: 2 часа |
Помимо образовательной и воспитательной деятельности в работу кружка включено пение песен - как одна из форм досуговой деятельности и основной способ удовлетворение интересов и потребностей духовных сторон личности. Пением песен начинается и заканчивается кружок. Пение песен - один из основных факторов развивающий интерес к музыкальному искусству, к вокально-хоровому творчеству как к основному виду музыкально-творческой деятельности в кружке. | В течении года | Всего: 3часа |
Всего: | 14 часов |
Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности, состоит из пяти разделов:
1 раздел
«Подготовительный» - направлен на знакомство с правилами пения, правилами поведения в хоре, подготовке голосового аппарата к пению через простые распевки, упражнения, музыкальные игры.
3
2 раздел
«Унисон» - приобретение певческих навыков: правильное звукообразование, равномерное расходование дыхания, чистота интонации, четкой дикции. Выработка унисона при работе.
3 раздел:
Пение сольное и ансамблевое.
4 раздел
«Музыкальный образ» - развитие понимания смысловой атмосферы песни, произведения. Понятие кульминации.
5 раздел
«От распевок к концерту» - выступления на концертах, фестивалях.
Технические задачи:
добиться чистоты интонации;
правильная атака звука;
своевременное начало и окончание музыкальных фраз;
развитие чувства ритма, музыкальной формы;
работа над дикцией, чёткой артикуляцией;
развитие музыкальной памяти.
Перспективный тематический план
М/ц | № | Тема НОД | Содержание деятельности |
октябрь | 1 | Введение | Искусство пения- искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. Беседа знакомство с работой кружка. |
2 | Знакомство с голосовым аппаратом | Путешествие в королевство Пения Прослушивание и выявление голосового диапазона. | |
3 | Певческая установка. Унисон | Выработка правильной осанки при пении Разучивание попевок и песен на осеннюю тематику. | |
4 | Осенний праздник | Участие детей в праздничном утреннике | |
но я брь | 5 | Дикция | Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Разучивание скороговорок |
6 | Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот | Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; Разучивание попевок и песен на тему 7 нот. | |
7 | Мелодия – душа музыки | Работа над мелодическим слухом Разучивание попевок и песен на тему о музыке | |
8 | Песни из любимых мультфильмов | «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», | |
9 | Концерт, посвящённый дню Матери | Участие детей в праздничном концерте посвящённому дню Матери | |
декабрь | 10 | Ритм – основа жизни и музыки | Упражнения на развитие ритма Разучивание песни на о маме |
11 | Тембр – окраска звука Темп – скорость музыки | Игра «Догадайся, кто поет» работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы; | |
12 | Вокруг елки хоровод | Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику | |
13 | Новый год стучится в окна | Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале «Подарок Дедушке Морозу» | |
январь | 14 | П.И. Чайковский. «Щелкунчик» | ИКТ «Детский альбом» Пластическое интонирование вальс «Снежные хлопья» |
15 | Мои любимые песни | Исполнение песен по желанию детей | |
16 | «Угадай мелодию» | Игра на знание детских песен | |
17 | «Ритм-сердце музыки» | Ритмические упражнения | |
ф евраль | 18 | «Нам мир завещано беречь» | Подготовка к праздник 23 февраля Песни о папе и о защитниках Отечества |
19 | Наша Армия - всех сильней | Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства | |
20 | Дружная семья | «Мой дед уходил на войну» - разучивание песни на военную тематику | |
21 | Мои любимые песни | «Мамочка милая» - разучивание песен о мамах, бабушках. Работа над дикцией, работа над расширением певческого дыхания | |
март | 22 | Концерт «Милая мама» | Участие в утренниках , посвященному дню 8 Марта |
23 | «Музыкальная азбука» | Загадки на знание музыкальных терминов (весёлые нотки) Исполнение выученных песен. | |
24 | Два брата Лада Лад. Мажор. Минор | Разучивание песен для участия в Республиканском вокальном конкурсе «Начало» и в городском «Хрустальный ключик» Подготовка к конкурсу | |
апрель | 25 | Динамика – сила звука | Работа над развитием певческого голоса детей |
26 | «Сценическое волнение и как его преодолеть» | Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением | |
27 | Отчётный концерт для родителей детского сада | Выступление воспитанников. Исполнение выученных произведений | |
28 | До новых встреч с музыкой | Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения |
5
Планируемый результат.
- У детей присутствует интерес к вокальному искусству;
- Стремятся к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- Владеют некоторыми основами нотной грамоты;
- Проявляют навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинают и заканчивают пение, правильно вступают, умеют петь по фразам, слушают паузы, правильно выполняют музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносят слова – артикулируют при исполнении);
- Умеют двигаться под музыку, не бояться сцены, имеют культуру поведения на сцене;
- Дети передают характер песни, умеют исполнять легато, нон легато, правильно распределяют дыхание во фразе, умеют делать кульминацию во фразе, усовершенствуют свой голос;
В течение учебного периода будет организован мониторинг развития детей, в начале (сентябре) и в конце (апрель)учебного года.
Оценка индивидуального развития вокальных умений, навыков и вокального творчества детей
Сформированно - внимательно слушает музыкальные произведения. Чисто интонирует любую мелодию под музыкальное сопровождение и пение a-capella. Проявляет творческую инициативу в песенном исполнении, и в сочинении песен. Активен, эмоционален. Раскрепощённо и уверенно ведёт себя перед аудиторией на сцене. Сводобно владеет микрофоном. Самостоятельно придумывает музыкально-ритмические движения при исполнении песен. Певческий диапазон значительно превосходит возрастные особенности.
В стадии формирования - внимательно слушает музыкальные произведения, хорошо и чисто поёт под музыкальное сопровождение и пение a-capella. Уверенно поёт в коллективе (хор). Активен. Эмоционален. Охотно повторяет слова песни. Владеет микрофоном. Диапазон соответствует возрастным особенностям. Уверенные ритмичные движения при испонении песни. Внимательно слушает музыкальные произведения, хорошо поёт под музыкальное сопровождение и пение a-capella. Уверенно поёт в коллективе (хор). Эмоционален. Повторяет слова песни. Владеет микрофоном. Диапазон соответствует возрастным особенностям. Движения при испонении песни ритмичные и пластичные.
Не сформированно - невнимательно слушает музыкальные произведения, плохо поёт под музыкальное сопровождение и без него. Неуверенно поёт в коллективе (хор). Неэмоционален. Малоактивен. Повторяет слова песни с помощью педагога. Не владеет микрофоном. Диапазон несоответствует возрастным особенностям. Движения при испонении песни хаотичные или отсутствуют.
Форма таблицы для проведения Мониторинга образовательного процесса:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Чистота интонации, звуковысотный слух | Пение под сопровождение и пение a-capella | Вокаль ная техника | Владение микрофоном | Танцевальное творчество | Песенные импровизации | ИТОГ | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Где: «1» - начало года «2» - конец года
6
Итогом участников хора «До-ми-соль ка» старшей группы – участие в творческом отчёте групп.
Итогом участников хора «До-ми-соль ка» подготовительной группы – выступление детей на празднике: «Выпускной бал – 2021»
Оборудование
Фортепиано, аккордеон, музыкальный центр, микрофоны, музыкальные инструменты, находящиеся в наличии в ДОУ.
Аудио-кассеты и диски:
- «Сказочная карусель»
- Караоке «Пойте вместе с нами»
- Караоке «Танцуй и пой»
- 77 караоке для детей Выпуск №1
- «Веселая дискотека»
- «Музыкальный карнавал»
- Караоке -200 песен для детей
- Караоке. Песни для детей. Т. Бокова
Организация образовательного процесса
Методическое обеспечение реализации программы
Средства | Перечень |
Технические | -DVD проигрыватель -акустическая система -ноутбук -микрофон -телевизор |
Учебно-наглядные пособия | -книги-песенники -наборы наглядно-демонстрационного материала -фотоматериалы, иллюстрации -музыкально-дидактические игры и пособия |
Оборудование для Непосредственно образовательной деятельности | -музыкальные инструменты для взрослых (фортепиано, баян); -музыкальные игрушки; -атрибуты для игр, танцев, инсценировок; - костюмы сценические детские -маски; |
Библиотека музыкального руководителя | -программы по музыкальному воспитанию; -методическая литература; - периодическая печать; -сборники нот; -фонотека; -наличие консультативного материала для родителей; -наличие консультативного материала для воспитателей; -материалы из опыта работы. |
7
Список литературы
1.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Детство» Примерная образовательная программа ДО
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.
3.Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2006.
5.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ».Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 352 с.,ил. 2010.
6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. – М.:ТЦ Сферав. – 240с.
7.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детейдошкольного и младшего школьного возраста).
8.Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.
9.Попов В. С. Русская народная песня в детском хоре.
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Компилятивная программа дополнительного образования "Коллективное музицирование: хоровое пение".
Рабочая программа курса "Коллективное музицирование: хоровое пение" предназначена для работы по специальному художественному направлению в системе дополнительного образования в соответствии с требован...
Программа дополнительного образования детей по хоровому исполнению «Радуга улыбок» для обучающихся 7-10 лет
Программа дополнительного образования детей по хоровому исполнению "Радуга улыбок" для обучающихся 7 -10 лет...
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"
Аннотация к программе "Хоровой класс"Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к се...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....