Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (5 класс)

Курилко Сусанна Юрьевна

Программа по музыке 5 класс по ФГОС подойдёт дя работы в коррекцонной школе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кореновский район ст. Платнировская

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Платнировской

УТВЕРЖДЕНО

решением  педагогического  совета

от__________ года  протокол № ___

Председатель________   Скубий Г.Н.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету    МУЗЫКА

Уровень образования (класс) основное общее образование 5 класс

Количество часов  34 часа

Учитель       Курилко С.Ю.

Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке разработана на основе федеральных и региональных документов:

  • приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г. №1/5 и протокол от 22.12.2015г. № 4/15);
  • приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказа от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
  •  приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345».

В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется становление личностных характеристик выпускника:

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по музыке.

Основной целью рабочей программы является:

  • приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Роль учебного предмета

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Основные задачи курса:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
  • развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
  • формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
  • развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие музыкального и эстетического вкуса;
  • обогащение музыкального словаря;
  • развитие музыкального слуха и вокала;
  • развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально – логической сферы;
  • расширение музыкального кругозора;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях умениях, навыках.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Восприятие музыки

Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.

Слушание музыки:

  • овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
  • развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
  • развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
  • развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
  • развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
  • развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
  • ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
  • знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)

Хоровое пение.

Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу

Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.

Навык пения:

  • обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
  • работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
  • формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
  • отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие
  • пение коротких попевок на одном дыхании;

Виды и формы организации учебного процесса

Форма обучения: урок

Методы обучения:

  • словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
  • наглядные (наблюдения, демонстрация),
  • практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На учебный предмет «Музыка» в 5 классе отводится 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю). Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа содержит систему знаний, направленных на достижение определённых личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты

5 класс

Минимальный уровень:

  • определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
  • пение с инструментальным сопровождением  и  без  него  (с  помощью педагога);
  • выразительное,  слаженное  и  достаточно  эмоциональное  исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
  • правильное  формирование  при  пении  гласных  звуков  и  отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
  • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
  • различение песни, танца, марша;
  • передача  ритмического  рисунка  попевок  (хлопками,  на  металлофоне, голосом);
  • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

Достаточный уровень:

  • самостоятельное  исполнение  разученных  детских  песен;
  • знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
  • представления  о  народных  музыкальных  инструментах  и  их  звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
  • представления  об  особенностях  мелодического  голосоведения  (плавно, отрывисто, скачкообразно);
  • пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
  • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
  • исполнение  выученных  песен  без  музыкального  сопровождения, самостоятельно;
  • различение  разнообразных  по  характеру  и  звучанию  песен,  маршей, танцев;
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Формируемые базовые учебные действия (БУД):

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
  • принимать оценку деятельности;
  • оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявления недочётов.

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  •  устанавливать видо–родовые отношения предметов;
  •  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
  • пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
  • правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
  • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
  • различение песни, танца, марша;
  • передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
  • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
  • владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
  • представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
  • представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
  • пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
  • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
  • исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
  • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Музыкальный материал для пения:

I четверть:

«Заплетися плетень» — русская народная песня.

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.

«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

IIчетверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Прекрасное далёко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита.

IIIчетверть:

«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.

«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод.

IV четверть:

«Буратино». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагни.» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.

«Калинка» — русская народная песня.

«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания:

Русский народный хор «Частушки»; Кубанский казачий хор «Ехали казаки»;Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен. «К Элизе»; Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин»; Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; И. Штраус. «Полька», соч. № 214; Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7;  Кубанская народная «колыбельная» песня ; Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта»; И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта»;М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина»; С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди»; Русская народная песня «Я на горку шла»; Русская народная прибаутка «Петушок» обработка М. Красева, аранжировка; Е.Бурак; «Тень - тень - потетень» русская народная потешка; Хоровод «Во поле береза стояла»; Русская народная песня «Я на горку шла»; «Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;  Русской народной песни  в исполнении Оркестра народных инструментов - "Полянка". П.И Чайковский симфония №4 финал;Русская народная песня «Выйду ночью в поле с конем»;Русская народная песня «Ей ухнем»;  Русская народная песня «Вечерний звон»; Русская народная песня  в исполнении Оркестра народных инструментов - "Ах вы сени, мои сени"; "Утро в поморской деревне"Русский оркестр;  

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

По примерной программе

По рабочей

программе

Всего

часов, из них 

теоретические

Практические, лабораторные,  экскурсии, тестирования  (количество)

1.

 Особенности национального фольклора

9

8

1

2.

Оркестр русских народных музыкальных

инструментов

7

6

1

3.

Многожанровость русской музыки.

10

9

1

4.

Элементарное понятие о нотной грамоте

8

7

1

Итого

34

30

4

Содержание работы

Количество часов

Всего

34

В неделю

1

Практические работы:

1

Практическая работа №1 «Народный оркестр»

1

Самостоятельные работы

2

Самостоятельные работы № 1 «Народная музыка»

1

Самостоятельные работы № 2 «Жанры русской народной музыки»

1

Тестирование

1

Тестирование №1 «Музыкальная грамота»

1

7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса. Эти материалы представлены в таблицах.

Учебно-методическая и справочная литература

№п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная  программа

Программы

одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

2.

Уроки пения.

Стародумова О.  

Пособие

Русич – Москва,2010г.

3.

Мы танцуем и поем.

Агапова И., Давыдова М.

Пособие

Лада - Москва,2009г

4.

Современный урок музыки.

Смолина Е. А.

Творческие приемы и задания

Академия Развития, 2010.

5.

«Мы танцуем и поем».  

Стародумова О.  

Музыкальные сценарии для начальной школы;

Феникс, Москва 2010г.

Учебные таблицы и демонстрационные пособия

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Таблицы музыкального содержания в соответствии с программой обучения.

6

Плакаты по основным темам музыки.

2

Иллюстративный материалы (фотографии композиторов)

12

Технические средства обучения

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Ноутбук «LENOVO»

1

Стол компьютерный

1

Акустическая установка «Behringer»

1

Микшер «Artringer»

1

Микшер «Behringer»(новый)

1

Ноутбук «Toshiba»

1

Фортепиано «Кубань»

1

Муз. колонки «Behringer»

2

Проектор «Sanyo»

1

Стенд (металл)

1

Мультимидийная доска

1

Информационно – коммуникативные средства

Цифровые образовательные ресурсы

«Музыка.   Фонохрестоматия   музыкального материала. 5 класс» (МРЗ)

CD – диск

«Музыка.   Фонохрестоматия   музыкального материала. 6 класс» (МРЗ)

CD – диск

«Музыка.   Фонохрестоматия   музыкального материала. 7класс» (МРЗ)

CD – диск

«Уроки музыки 5 – 6 классы»

CD – диск

«Уроки музыки 7 класс»

CD – диск


СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель методического объединения учителей

Заместитель директора по УР

_____________ Каун Е.Н.          

_____________ Власенко С.В.          

_____________  20___  года  

_____________  20___  года  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.

Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...