Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (5 класс)
Программа по музыке 5 класс по ФГОС подойдёт дя работы в коррекцонной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС | 37.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кореновский район ст. Платнировская
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Платнировской
УТВЕРЖДЕНО |
решением педагогического совета |
от__________ года протокол № ___ |
Председатель________ Скубий Г.Н. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету МУЗЫКА
Уровень образования (класс) основное общее образование 5 класс
Количество часов 34 часа
Учитель Курилко С.Ю.
Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана на основе федеральных и региональных документов:
- приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г. №1/5 и протокол от 22.12.2015г. № 4/15);
- приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказа от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 года № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345».
В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по музыке.
Основной целью рабочей программы является:
- приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Роль учебного предмета
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Основные задачи курса:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие музыкального и эстетического вкуса;
- обогащение музыкального словаря;
- развитие музыкального слуха и вокала;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – логической сферы;
- расширение музыкального кругозора;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях умениях, навыках.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
- формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
- отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие
- пение коротких попевок на одном дыхании;
Виды и формы организации учебного процесса
Форма обучения: урок
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Приемы обучения: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На учебный предмет «Музыка» в 5 классе отводится 34 часа (34 учебные недели, 1 час в неделю). Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа содержит систему знаний, направленных на достижение определённых личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты
5 класс
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен;
- знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Формируемые базовые учебные действия (БУД):
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности;
- оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявления недочётов.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо–родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Музыкальный материал для пения:
I четверть:
«Заплетися плетень» — русская народная песня.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
IIчетверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Прекрасное далёко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
IIIчетверть:
«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.
«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод.
IV четверть:
«Буратино». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.
«Вместе весело шагни.» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.
«Калинка» — русская народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания:
Русский народный хор «Частушки»; Кубанский казачий хор «Ехали казаки»;Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен. «К Элизе»; Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин»; Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; И. Штраус. «Полька», соч. № 214; Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7; Кубанская народная «колыбельная» песня ; Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта»; И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта»;М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина»; С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди»; Русская народная песня «Я на горку шла»; Русская народная прибаутка «Петушок» обработка М. Красева, аранжировка; Е.Бурак; «Тень - тень - потетень» русская народная потешка; Хоровод «Во поле береза стояла»; Русская народная песня «Я на горку шла»; «Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; Русской народной песни в исполнении Оркестра народных инструментов - "Полянка". П.И Чайковский симфония №4 финал;Русская народная песня «Выйду ночью в поле с конем»;Русская народная песня «Ей ухнем»; Русская народная песня «Вечерний звон»; Русская народная песня в исполнении Оркестра народных инструментов - "Ах вы сени, мои сени"; "Утро в поморской деревне"Русский оркестр;
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические, лабораторные, экскурсии, тестирования (количество) | |||
1. | Особенности национального фольклора | 9 | 8 | 1 | |
2. | Оркестр русских народных музыкальных инструментов | 7 | 6 | 1 | |
3. | Многожанровость русской музыки. | 10 | 9 | 1 | |
4. | Элементарное понятие о нотной грамоте | 8 | 7 | 1 | |
Итого | 34 | 30 | 4 |
Содержание работы | Количество часов |
Всего | 34 |
В неделю | 1 |
Практические работы: | 1 |
Практическая работа №1 «Народный оркестр» | 1 |
Самостоятельные работы | 2 |
Самостоятельные работы № 1 «Народная музыка» | 1 |
Самостоятельные работы № 2 «Жанры русской народной музыки» | 1 |
Тестирование | 1 |
Тестирование №1 «Музыкальная грамота» | 1 |
7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса. Эти материалы представлены в таблицах.
Учебно-методическая и справочная литература
№п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
1. | Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа | Программы | одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15). | |
2. | Уроки пения. | Стародумова О. | Пособие | Русич – Москва,2010г. |
3. | Мы танцуем и поем. | Агапова И., Давыдова М. | Пособие | Лада - Москва,2009г |
4. | Современный урок музыки. | Смолина Е. А. | Творческие приемы и задания | Академия Развития, 2010. |
5. | «Мы танцуем и поем». | Стародумова О. | Музыкальные сценарии для начальной школы; | Феникс, Москва 2010г. |
Учебные таблицы и демонстрационные пособия
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Кол-во |
Таблицы музыкального содержания в соответствии с программой обучения. | 6 |
Плакаты по основным темам музыки. | 2 |
Иллюстративный материалы (фотографии композиторов) | 12 |
Технические средства обучения
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Кол-во |
Ноутбук «LENOVO» | 1 |
Стол компьютерный | 1 |
Акустическая установка «Behringer» | 1 |
Микшер «Artringer» | 1 |
Микшер «Behringer»(новый) | 1 |
Ноутбук «Toshiba» | 1 |
Фортепиано «Кубань» | 1 |
Муз. колонки «Behringer» | 2 |
Проектор «Sanyo» | 1 |
Стенд (металл) | 1 |
Мультимидийная доска | 1 |
Информационно – коммуникативные средства
Цифровые образовательные ресурсы | ||
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МРЗ) | CD – диск | |
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МРЗ) | CD – диск | |
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7класс» (МРЗ) | CD – диск | |
«Уроки музыки 5 – 6 классы» | CD – диск | |
«Уроки музыки 7 класс» | CD – диск |
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | |
Руководитель методического объединения учителей | Заместитель директора по УР | |
_____________ Каун Е.Н. | _____________ Власенко С.В. | |
_____________ 20___ года | _____________ 20___ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...