Музыка нового столетия. С. С Прокофьев
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prokofev_muzyka_novogo_stoletiya.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект    урока по музыке

7 класс                                        

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Музыкальный материал: С.С.Прокофьев

Ход урока:

Тема урока: С.С.Прокофьев

Познакомиться с теоретическим  материалом :

Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.

Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена.С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.

Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.

В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.

Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями. В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой.  С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.

Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым.  Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

Интересные факты

Композитор сочинял оперу на протяжении двенадцати лет. Связано это был с невероятно сложным замыслом, с трудом укладывающимся в рамки оперного жанра.

Прокофьев был очень требователен к себе, именно поэтому он продолжал корректировать партитуру оперы до последних дней своей жизни.

У композитора и либреттиста не было возможности полностью отразить все события эпопеи, поэтому они отобрали лишь часть эпизодов и ярких моментов.

Постановки спектакля были прерваны на долгое время из-за обвинения композитора в «антинародном формализме».

Есть предположения, что замысел создать оперу по роману Толстого возник еще в 1935 году, когда Сергей Прокофьев в Челябинске взял почитать книгу у певицы Веры Духовской. Именно тогда композитор признался ей, что мечтает создать оперу на этот сюжет. Вторая же супруга Прокофьева сообщала, что «Войну и мир» она читала Сергею Сергеевичу и композитор заявил, что видит сцену встречи раненого Болконского и Ростовой как оперную. Как бы то ни было, первые рукописи появляются лишь в 1941 году.

Несмотря на проделанную огромную работу, окончательный вариант спектакля композитору не удалось увидеть.

Рисуя характеристики персонажей, композитор не стал показывать прошлое Андрея Болконского, который пережил утрату супруги и ранение в Аустерлицком сражении.

Затея разделить оперу на две части, исполняемые каждая в отдельный вечер, принадлежит дирижеру Самосуду.

Любопытно, что Прокофьев, при создании оперы, использовал не только роман Толстого, но также и стихотворения Жуковского «Вечер», Батюшкова «Веселый час», оду Ломоносова, части из дневника Дениса Давыдова.

После постановки оперы в 1946 году, Б. Покровский вспоминал свою первую встречу с Прокофьевым. По его словам, композитор исполнял клавир спектакля как плохой пианист и делал это скорее в виде одолжения, наигрывая. После первого знакомства, Покровскому даже не понравилась опера, ведь он ожидал услышать нечто иное, ближе к образному миру Чайковского. В связи с этим, его главному помощнику Самосуду пришлось заново строить драматургию, согласно законам. Кроме того, именно он посоветовал Прокофьеву дописать две картины.

Композитор принимал далеко не все вносимые правки в спектакль, например, он долго не соглашался дописывать сцену бала. В итоге, именно этот эпизод стал центральным.

Героиня романа Наташа Ростова считала любую оперную постановку бессмыслицей.

Все действия в спектакле разворачиваются с 1809 по 1812 год.

Подобно спектаклю, который не сразу был исполнен в полной версии, Толстой также сначала представил читателям первую часть произведения в 1865 году, а затем последующие фрагменты. Лишь в 1868 году роман-эпопея был издан целиком.

В романе «Война и мир» 559 персонажей, причем большая их часть относится к реальным героям, в опере Прокофьеву пришлось значительно сократить их число.

Прослушайте.

Познакомимся и сполним песню «Фантастика-романтика».

В  чем   актуальность  и   современность  этого  произведения?

Напишите   свое  отношение  к  музыке  Сергея Прокофьева (5-6  полных предожений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

презентация к уроку музыки С.Прокофьев "Петя и Волк"

презентация к уроку музыки  С.Прокофьев "Петя и Волк"...

элективный курс по музыке "Новые краски музыки XX века"

Элективный курс «Новые краски музыки 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля....

Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. Бизе – Щедрин Кармен – сюита

Презентация содержит иллюстративный и музыкальный матереал к теме: "Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. Бизе – Щедрин Кармен – сюита"  в 8 классе по программе Г.П. Сергеевой, ...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Интегрированный урок музыки нового типа в русле ФГОС

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуальной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубинных связей явлений и процессов. В с...