Работа с одаренными детьми.
статья по музыке
Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye.docx | 19.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми.
Подготовила Артюшкина Ю.М
Учитель музыки.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом и активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны исследовательский метод работы, частично-поисковый, проблемный, проективный.
На данном этапе очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, ролевые игры, индивидуальные
творческие задания и т. д.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с окружающими. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и эрудированным, владеть современными педагогическими технологиями, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей, родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так, скажем, есть дети – вундеркинды.
Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию свой возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится. Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего
ребенка. Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к
ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.
Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню
интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество — они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.
Другое – одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит, проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.
Как показывает практика, прежде чем мы начинаем определять, что в нашем классе есть одаренные дети, проходит немало времени и усердно проводимой работы. Я думаю, что многие со мной согласятся: проводя индивидуальную, групповую или коллективную работу с детьми, мы выявляем творческие способности ученика в том или ином направлении. Среди них можно выделить следующие виды творческих проявлений. Это -художественный труд (интерес и способность ученика к изобразительному искусству, живописи, лепке, резке, обработке и т. д. ), музыкальное направление, хореография, спорт и акробатика, информационные технологии, математический уклон, филологические способности, способности в изучении иностранных языков и т. д.
Этот список ограничен, потому что в каждом потоке обучающихся есть нечто особенное, неповторимое и оригинальное, не похоже на предыдущие направления. Определяя в ребенке то, что можно было бы особенно развивать, я выделяю следующие виды наблюдений над творческим мышлением:
- быстрота - способность высказывать максимальное количество идей;
- гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;
- оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи;
- законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или
придавать ему законченный вид.
В процессе работы обучающиеся приходят к неординарным выводам,
способным усиливать их развитие в тех или иных направлениях работы.
В ходе таких наблюдений выявляются творческие способности:
- способность видеть проблему там, где её не видят другие;
- способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько
понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
- способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
- способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
- способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
- способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, гибкость мышления, скорость мышления;
- способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её
проверки;
- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
- способность рисковать, а также высокие эстетические ценности.
Глядя на такое количество незадействованных детей, и детей, которые на сегодняшний день не могут найти себя, делая определенные наблюдения, напрашивается вывод: как важно на данном этапе оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, будут те, кто обратит на это внимание. Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.
Литература:
- Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. — М., 2001.
- Волков И. П. Много ли в школе талантов. — М., 1999.
- Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М., 2001.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 2001.
- Под ред. Г.В. Бурменской и В. М. Слуцкого. Одаренные дети . — М., 1991.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. — М., 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...